Быть или не быть CIO
У нас действительно всегда есть ВЫБОР. Принято говорить, что из любой ситуации есть два выхода: вперед, невзирая на препятствия, и назад, туда, где вход. Кто-то отмечает, что выходов всегда три и даже больше (окошко, дымоход и т. д.). Во всяком случае, если вам кажется, что судьба схватила вас за шкирку и тащит как слепого котенка в геенну огненную, то вы ошибаетесь. Поосмотритесь вокруг и, задушив чувство страха, всегда найдете, за что уцепиться.
Мы, конечно, не выбираем обстоятельства, в которые попадаем. По крайней мере не всегда можем выбрать... А вот как вести себя в этих обстоятельствах, мы определяем исключительно сами. И уважать или винить за это поведение можем только самих себя.
Итак, нынче мы расшифровываем аббревиатуру CIO таким образом: Choice is our (выбор за нами). Какой же выбор есть у CIO?
Быть ли CIO
Прежде всего, быть или не быть CIO. Как и любая позиция, любое место в организационной иерархии, эта роль имеет свои сладкие и горькие стороны, преимущества и недостатки (см.табл.1).
И почти всегда у каждого из нас есть выбор: занять эту позицию или вежливо отказаться от нее. Знаю людей, которые отказались, знаю и тех, которые становились CIO и жалели об этом. Прежде всего из-за потери возможности заниматься техническими вопросами в связи с необходимостью переориентироваться на управленческие функции. Последнее, конечно, имеет место в ситуации, когда ИТ-директор вылупился из технического специалиста. В этом случае ему приходится осваивать новые для себя управленческие навыки, а для этого нужно много времени и сил. Кроме того, совмещать руководство относительно большим количеством специалистов с интеллектуальной деятельностью программиста или администратора практически невозможно. Мне пришлось отказаться от программирования при 12 подчиненных, а от системного администрирования — при 20.
Однако уж очень заманчива возможность построить грамотную и эффективную команду, добиться того, чтобы к ИТ в компании перестали относиться как к надоедливой мухе, которая только мешает работать, и начали наконец получать от них удовольствие. И это зачастую перевешивает и высокие риски, и очевидные негативные моменты управленческой позиции.
Каким CIO быть
Став CIO, приходится выбирать иногда явно, а чаще интуитивно, подстраиваясь под культуру компании и требования окружающей среды, как именно играть эту роль.
Вариантов множество. Например, можно выделить следующие роли (см.табл.2).
Любой реальный CIO, конечно, совмещает практически все вышеперечисленные роли, однако в разной пропорции. И даже в очень жестких условиях всегда есть возможность выбрать, каким именно CIO стать, как «смешать краски» и «какой цвет» получить в итоге.
Как автоматизировать собственную деятельность
У CIO, как у любого другого руководителя, как у любого работника и у любого человека, есть множество ситуаций, когда ему или ей приходится выбирать. В частности, это относится и к автоматизации деятельности ИТ-подразделений, и собственно функций CIO. Выражение «сапожник без сапог», к сожалению, актуально и для CIO. Мало кто уделяет достаточно внимания автоматизация собственной деятельности.
Причин тому несколько:
· Альтруизм, когда интересы других пользователей ставятся выше собственных.
· Это внутреннее дело — никто не заметит, не увидит, не оценит.
· Экономия ресурсов, которых всегда не хватает.
· Здоровая осторожность при использовании ИТ в собственной деятельности, связанная с хорошим знанием предмета.
· Нехватка времени, сил и энергии на себя.
Поэтому в ситуации, когда приходится выбирать, куда тратить деньги, время, силы сотрудников и собственное внимание, CIO обычно решают не в свою пользу.
Имеет место эффект «белки в колесе», весьма привычный для области ИТ. Не хватает времени, чтобы заняться внедрением, которое позволит освободить время. Однако если ничего не менять, то времени больше не станет. А наоборот — его будет все меньше и меньше. Поэтому чем раньше этот порочный круг разомкнуть, тем лучше.
Кроме повышения эффективности собственной деятельности автоматизация деятельности CIO имеет еще ряд преимуществ, которые трудно назвать побочными:
· Наглядная пропаганда преимуществ использования ИТ.
· Пилотный проект «на собственной шкуре».
· Повышение престижа ИТ в компании.
· Опробование новых технологий, внесение корректив в их использование.
Что это за руководитель ИТ, который:
· Приходит на собрания и встречи без электронного устройства
· Записывает что бы то ни было на бумаге
· В случае отсутствия на рабочем месте не может принять участие в обсуждении касающегося его вопроса
· Не отвечает на важные электронные письма, находясь в отпуске
· Не настраивает уведомления в случае своего отсутствия на рабочем месте
· Не может оперативно дать информацию, например, по бюджету ИТ или отдельного проекта; количества договоров ИТ и стадии их заключения; стоимости обслуживания одного рабочего места; сравнении этих значений с предыдущим месяцем, кварталом, годом; зарплат ИТ-специалистов по типам и сравнение этих зарплат с рынком и т. д.
Тот, кто говорит, что у него нет возможности, использовать ИТ в своей деятельности, лукавит. Как специалист он прекрасно знает, что такие возможности есть. Так давайте их использовать.
Опубликовано 08.02.2013