Единая сервисная шина: мировая практика интеграции корпоративного ПО
На сегодняшний день задача интеграции приложений является одной из самых насущных и сложных проблем IT-индустрии поэтому появление концепции сервис-ориентированной архитектуры (SOA) стало закономерным шагом на пути поиска ее решения. И следующим закономерным шагом является реализация концепции SOA с помощью современных IT-средств.
Сегодня практически все крупные и средние компании работают с распределенной IT-инфраструктурой объединяющей разнородные платформы прикладные решения и различные приложения. Более того для современной компании весьма актуальна задача поддержки взаимосвязей с партнерами по бизнесу в рамках корпоративных ИС наряду с обеспечением адекватной реакции на M&A-процессы на уровне IT-инфраструктуры. Все это создает дополнительные сложности при интеграции которые остаются в числе главных приоритетов IT-менеджеров.
За время своего существования IT-индустрия пережила несколько поколений различных подходов к интеграции приложений но в конечном итоге пришла к концепции сервисной шины предприятия (ESB). ESB является интеграционной платформой ориентированной на стандарты и сочетающей в себе технологию передачи сообщений взаимодействие с web-сервисами преобразование данных и интеллектуальную маршрутизацию то есть все те составляющие которые необходимы для построения SOA. Применение сервисной шины позволяет предприятиям решать интеграционные задачи реального мира самыми различными способами.
Для понимания устройства промышленной платформы ESB следует более детально рассмотреть ее типовые компоненты:
- Брокер сообщений – это надежная высокопроизводительная магистраль для обмена сообщениями между приложениями в режиме реального времени. Задача брокера сообщений – обеспечить доставку информации от одного приложения к другому без потерь искажений и в установленный интервал времени;
- Адаптеры – программные адаптеры позволяющие подключать к ESB без дополнительного программирования различные источники данных и имеющиеся приложения включая SAP Oracle и SalesForce.com. Адаптеры обеспечивают «перевод» форматов данных из собственных форматов информационных систем в универсальный формат брокера сообщений и наоборот.
- Среда разработки интеграционных сценариев – визуальные средства конструирования интеграционных сценариев позволяющие в большинстве случаев обходиться без низкоуровневого кодирования.
- SOA-средства – все опубликованные в шине сервисы помещаются в единый реестр с возможностью повторного использования и управления политиками связанными с сервисами.
- Различные инструменты контроля и управления (аудиты протоколирование централизованный мониторинг контроль соблюдения соглашения об уровне услуг и т. д.).
Говоря о достоинствах платформы ESB хотелось бы отметить что во-первых ESB позволяет компаниям быстро и эффективно использовать доступные инвестиции в IT для создания новых систем и процессов минимизирует риски и затраты компаний за счет многоразового использования что жизненно необходимо в период рецессии. Во-вторых благодаря использованию платформы ESB у компаний появляется возможность увеличения скорости развертывания новых приложений и процессов а также более быстрого привлечения новых партнеров. В-третьих хотелось бы привести слова вице-президента компании Gartner Роя Шульте (Roy Schulte) который сказал что обычное ПО промежуточного уровня уже не может поддерживать новые приложения которые используют SOA и EDA (управляемую событиями архитектуру) web-сервисы и управление бизнес-процессами. Это и является основной причиной по которой архитекторы и менеджеры ИС должны усилить свои корпоративные информационные инфраструктуры с помощью ESB.
Вкратце описав характерные особенности сервисной шины предприятия и ее основные преимущества хотелось бы перейти к практической части статьи в которой будут приведены примеры применения платформы ESB в бизнесе. Речь пойдет о внедрении ESB webMethods от компании Software AG.
Проект BossiniEnterprises
Основанная в Гонконге в 1987 году Bossini Enterprises является ведущей компанией розничной торговли одеждой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она имеет более 1000 магазинов в 30 странах. Основными рынками Bossini являются Гонконг Китай Тайвань Малайзия и Сингапур.
Для того чтобы оставаться ведущей компанией в динамично развивающейся индустрии Bossini нуждалась в лучшем видении своего бизнеса и операционных процессов. Поэтому компания решила обратиться за помощью в Software AG с целью обеспечения более эффективной связи между основными системами автоматизирования процесса исполнения заказов в режиме реального времени.
С использованием webMethods Enterprise Service Bus Bossini смогла ускорить развертывание новых приложений и процессов а также привлечь новых партнеров. Интуитивная среда развития webMethods ESB позволила компании легко и быстро построить большое количество интерфейсов необходимых для удовлетворения своих сложных требований к интеграции. После перехода к SOAпоявилась возможность синхронизировать данные в режиме реального времени по нескольким заказам поставкам и сток-единицам через систему управления логистикой и пунктами продаж.
По словам директора департамента ИТ и управления цепочками поставок Эндрю Линга (Andrew Ling) Bossini использует webMethods на уровне данных с синхронизацией в режиме реального времени. Bossini всегда может рассчитывать на WebMethods при разработке архитектуры для управления производительностью бизнес-процессов.
Говоря о выгодах которые получила компания Bossini следует выделить следующее:
· Лучшая видимость процессов в режиме реального времени с динамической синхронизацией данных между системами точек продаж и управления логистикой.
· Дополнительные возможности для бизнеса например мониторинг несвоевременных поставок и уровня продаж и мониторинг наличия товаров для всех рынков.
· Распределение заказов поставщикам сокращено с трех дней до одного.
· Закрытие финансового месяца сократилось с 25 дней до семи.
· Производительность работы разработчиков и ИТ увеличилась до 30% благодаря удобному интуитивно понятному интерфейсу и повторному использованию объектов программирования из WebMethods.
Проект FMC Worldwide
Корпорация FMC является одним из мировых лидеров в производстве химической продукции и машин для промышленности и сельского хозяйства. Компания ведет бизнес в пяти сегментах рынка: энергетические системы продукты питания и их транспортировка сельскохозяйственная продукция специальная и промышленная химическая продукция.
Собственная система компании умела производить поиск и обеспечение статусов отгрузки клиентам но это занимало много времени и требовало много усилий особенно для группы химических товаров (CPG). Более того обновления об отгрузках задерживались от нескольких часов до целого дня в зависимости от последнего изменения статуса передачи и отслеживания. Руководство CPG должно было выбирать между настройкой кодирования покупкой нового ПО или использованием услуг аутсорсера. В результате было принято решение о приглашении Software AG.
Благодаря использованию платформы webMethods ESB компания имеет возможность выгружать различные данные и отслеживать поставки по железной дороге и наземным транспортом. Данное решение позволило использовать Интернет для связи SAP R/3 с резервными системами сторонних компаний и осуществлять обмен информацией между системами.
Данный проект уже оправдал себя снижением издержек на IT-поддержку и аутсорсинг. Теперь клиенты могут проверять статус поставки в режиме реального времени через web-браузер.
Проект DFDSSeaways
DFDS Seaways ранее известная как Norfolkline является ведущей логистической компанией в Европе. Ее деятельность осуществляется по всей Европе: DFDS Seaways перевозит более 2 млн пассажиров на своих паромах и более 1,2 млн грузов в год. В компании работает более 2200 человек в 38 офисах в 13 странах.
До обращения к Software AG компания DFDS Seaways имела следующие проблемы:
· Собственная единая ERP система компании была построена на основе устарелой клиент-серверной технологии.
· Более 200 приложений использовали только одну основную базу данных но ей не хватало функциональной интеграции.
· Пользовательские интерфейсы очень сильно различались.
· Данные приходилось на регулярной основе вводить заново.
· Нахождение ресурсов для поддержания интерфейсной части системы стало очень сложным.
Благодаря пакету webMethods DFDS Seaways значительно сократила свои издержки. Компания разделила функциональность своей старой системы на серии логически структурированных субфункций например для управления транспортировкой и выставлением счетов. Функциональность была представлена стандартным пакетом ПО которые были интегрированы через платформу webMethods ESB.
Использование данного решения принесло следующие преимущества:
· Более высокая продуктивность благодаря хорошо интегрированной функциональности и современному интерфейсу.
· Излишний ввод данных исключен.
· Новая функциональность была легко добавлена без увеличения пакета ПО.
· Новые стандартные пакеты намного легче поддерживать.
· Решены проблемы производительности.
· Операционные издержки были снижены в таких областях как управление терминалом и т. д.
По словам Йохана Кригсмана IT-архитектора как только компания закончила все текущие проекты они заменили 80% функциональности Cosmos стандартными пакетами ПО. Software AG также помогла DFDS Seaways развернуть так называемый «интеграционный центр компетенции» (ICC) – центральную нервную систему с точки зрения SOA и интеграции внутри компании.
Источник: IT News №17 (октябрь 2011 года)
Опубликовано 18.10.2011