Зачем компании выходят на развивающиеся рынки?
В пятницу, 14 ноября, компания British Telecom объявила о некоторых результатах исследования, которое по ее заказу провел аналитический отдел британского журнала Economist. Англичане проанализировали специфику работы компаний на рынках развивающихся стран: как фирмы выходят на эти рынки, с какими рисками и препятствиями им приходится сталкиваться и какие ключевые факторы влияют на успех.
Всего были опрошены 1 тыс. 300 руководителей компаний из 15 стран. Большая часть (71%) опрошенных топ-менеджеров зарубежных компаний, организующих бизнес на развивающихся рынках, заявила, что преследует цель воспользоваться внутренним спросом, 52% намерены использовать развивающиеся страны как базу для дальнейшего расширения своего влияния на территорию соседних государств, 28% мотивировали свое решение возможностью сократить производственные затраты и 28% - получением доступа к квалифицированным специалистам.
Интересно, что отсутствие квалифицированного персонала одновременно является и главным тормозом для развития бизнеса. По крайней мере, так считают 23% опрошенных компаний. Кроме того, барьерами для построения бизнеса являются повышение цен на энергоносители и сырьевые ресурсы (для 17% респондентов), бюрократия и государственное регулирование (15%), ценовая конкуренция с местными компаниями (14%), политическая нестабильность (10%), неразвитая инфраструктура (9%), коррупция и преступность (8%), высокий уровень текучки кадров (7%). При этом, открывая местный бизнес, по пути приобретения местных компаний в основном идут в Латинской Америке (41%), в то время как на Ближнем Востоке в основном выдают франшизу или лицензию (21%).
Факторы успеха для развития бизнеса в развивающихся странах: качество продукции/услуги (56%, до 74% среди компаний, предоставляющих профессиональные услуги), конкурентоспособная цена (41%), способность быстро адаптироваться к изменениям (32%), тесные контакты и связи с местными компаниями (26%), возможность привлекать и удерживать лучших местных специалистов (24%), сильный и узнаваемый бренд (24%), понимание местной потребительской культуры и ценностей (17%).
Однако успешным бизнес своей компании назвал лишь каждый девятый директор.
Одной из ключевых слабостей британских компаний является отсутствие доступа к капиталу - 40% респондентов отметили это либо как недостаток, либо как отсутствие преимущества. Частично это компенсируется ростом участия на фондовых биржах развивающихся рынков.
Среди опрошенных компаний почти половина (45%) официально зарегистрированы на бирже либо у себя в стране, либо за рубежом. Большинство из них частные фирмы (38%), из них значительное меньшинство (10%) – семейный бизнес.
Среди опрошенных журналом Economist компаний более половины (55%) уже сотрудничают с зарубежными. Другие фирмы готовы рассматривать возможность сотрудничества или уже начинают его осуществлять. Тем не менее 11% респондентов высказались против такого партнерства.
Большинство исполнительных директоров считают, что коэффициент прибыльности на развивающихся рынках составляет от 10% до 40%, что является тем уровнем, который они ожидают.