ECM и BPM - лучше вместе
В Москве состоялся форум «Миссия выполнима 2012», организованный компанией «Логика бизнеса 2.0» (входит в ГК «АйТи»). Форум был посвящен технологиям управления бизнес-процессами (BPM) и корпоративным контентом (ECM), а также интеграции этих двух направлений корпоративного IT-рынка.
«Для того чтобы управлять контентом, нужны процессы, а для эффективного выполнения процессов нужен контент», – сказала в своем выступлении генеральный директор компании «Логика бизнеса 2.0» Мария Каменнова. Она напомнила участникам форума, что в среднем лишь 20% корпоративной информации представляют собой структурированные данные, находящиеся в различных информационных системах (ERP и других), а оставшиеся 80% – неструктурированные данные, которые могут находиться где угодно и в каком угодно виде. Управлять всей этой разрозненной информацией и позволяет ECM. «Стратегия ECM должна стать неотъемлемой частью любой корпоративной IT-стратегии. Эра ERP никуда не уходит, но ECM-проекты становятся сопоставимы с проектами про внедрению ERP, а порой и превосходят их», – заявила Мария Каменнова. Продолжает активно развиваться и BPM-направление, и многие клиенты уже осознали, что оно не просто помогает работать более эффективно, но превращает бизнес-процессы в актив компании, увеличивая ее стоимость в целом.
Говоря о тенденциях и прогнозах на ближайшее будущее, Мария Каменнова выделила три магистральных направления: мобильность, «облака» и большие объемы данных. К 2015 году 20% интернет-продаж будут проходить через мобильные приложения и социальные сети. Уже через два года 90% компаний будут поддерживать корпоративные приложения на персональных мобильных устройствах. Также к 2015 году компании, активно использующие информацию, будут тратить IT-бюджет в расчете на каждого сотрудника на 60% больше, чем сейчас. Наконец, в течение ближайших четырех лет 90% всех выпускаемых мобильных устройств составят смартфоны и планшеты. Все это потребует серьезного пересмотра бизнес-модели, и здесь, по мнению Марии Каменновой, стартапы могут оказаться в более выгодном положении, чем крупные компании.
К 2015 году облачные услуги будут предлагаться на рынке по низким ценам и составят до 15% оборота основных игроков рынка IT-услуг. К 2016 году более половины компаний из списка Global 1000 будут хранить данные о своих клиентах в публичном «облаке».
Современная IT-инфраструктура не готова работать с большими объемами данных, и до сих пор, по словам Марии Каменновой, работа с Big Data рассматривается как экстремальный информационный менеджмент. «Задача поставщиков ECM-решений состоит в том, чтобы предусмотреть и предугадать как увеличение объемов контента, так и появление новых его разновидностей, своевременно предоставив заказчикам соответствующие технологии. А чтобы сделать возможной работу с новым типом контента, необходимы новые бизнес-процессы или кардинальная перестройка старых», – резюмировала генеральный директор компании «Логика бизнеса 2.0».
Насколько эффективны вложения российских компаний в ECM? На этот вопрос постарался ответить Тимур Фарукшин, директор по консалтингу российского представительства IDC. Специалисты IDC опросили представителей 130 компаний по всей России из самых разных отраслей. Самым продвинутым в плане использования ECM оказался госсектор, на втором месте энергетическая отрасль и ЖКХ, на третьем – нефтегазовая промышленность. Интересно, что на вопрос об эффективности вложений в ECM рейтинг отраслей выглядел иначе. Чаще всего положительно оценивают свои затраты на внедрение ECM-систем представители нефтегазового сектора, на втором месте производители ТНП, на третьем – транспортные и логистические компании. Что же касается госсектора и энергетики с ЖКХ, то они замыкают список, для этих отраслей более всего характерно неэффективное использование средств, вложенных в ECM. В целом же отдача от инвестиций в ECM для всех отраслей, кроме госсектора и энергетики, сохраняется на уровне 44%.
Ярким было выступление ключевого докладчика форума – профессора Августа-Вильгельма Шеера (August-Wilhelm Scheer), основателя компании Scheer Management и автора книги «Управляя менеджерами». «Идеального менеджера не существует, но можно создать идеальную команду менеджеров», – заявил он. При назначении руководителя важно распознать, к какому типу менеджера он относится. Профессор Шеер привел в качестве примера несколько ярких исторических персонажей. Так, Александр Македонский, великий завоеватель, был силен благодаря своим воинам или, как сейчас говорят, команде. Он умел мотивировать людей, современным управленцам есть чему у него поучиться. Билл Гейтс, Генри Форд, Роберт Бош и многие другие великие предприниматели были Александрами Македонскими своего времени. Они заражали людей своими идеями и побуждали их следовать за собой.
Джеймс Бонд был не историческим, а литературным героем, однако Август-Вильгельм Шеер привел его в пример как блестящего и находчивого исполнителя, способного решить любую, казалось бы, непосильную задачу. При этом разница между «агентом 007» и Александром Македонским заключается в том, что великий завоеватель древнего мира «работал» на себя, а самый известный суперагент – на британскую разведку MI-5.
Бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт (Willy Brandt) прославился в качестве миротворца, умевшего находить компромиссы и мирить любые противоборствующие стороны. Такие люди, по словам профессора Шеера, также необходимы в любой команде.
В заключение исторического экскурса Август-Вильгельм Шеер привел в качестве примера утенка Дональда Дака: для кинокомпании Disney он стал одним из первых персонажей, которые вывели ее в лидеры. Приверженность взятому раз и навсегда курсу – вот что служит основой успеха, но на эту основу должны постоянно накладываться инновации.
Большие корпорации, по словам профессора Шеера, зачастую сопротивляются внедрению инноваций, давая тем самым карт-бланш небольшим компаниям и стартапам, которые не инертны, могут смотреть только вперед и тем самым выигрывать у неповоротливых гигантов. «Инноваторы – это своего рода дети, у них особое мышление, сродни детскому. Очень важно иметь в компании таких людей, которые сохранили этот “детский” уровень мышления, их необходимо поддерживать и поощрять», – отметил Август-Вильгельм Шеер. Профессор напомнил участникам форума и тот факт, что когда-то инновационной считалась Nokia. Ее признали таковой, когда она перешла от выпуска шин и резиновых сапог к производству телекоммуникационного оборудования. Но, по мнению Шеера, финская компания слишком долго почивала на лаврах и поэтому была вынуждена уступить конкурентам.
Особый восторг собравшихся вызвало импровизированное соло на саксофоне, которым Август-Вильгельм Шеер предварил и завершил свой доклад. По его словам, джазовая импровизация символизирует молниеносную реакцию успешного менеджера на любые изменения ситуации.
Опубликовано 15.07.2012