Импортозамещение в ИТ: оправдано ли предубеждение?
Замена импортных решений на отечественные — по-прежнему одна из основных задач во многих сферах экономики нашей страны. По официальным
данным, для 80% решений в области информационных технологий уже разработаны собственные аналоги, однако в ряде сфер все еще есть предубеждение против любой продукции российского производства. Сооснователь и директор по продукту сервиса Okdesk Кирилл Рубинштейн рассказал, какие стереотипы существуют вокруг импортозамещения в ИТ и почему они не отражают действительности.
Сложившаяся ситуация
Уже почти два года мы находимся в ситуации, когда множество товаров, продуктов и объектов интеллектуальной собственности, которые долгие годы были для нас привычными, стали недоступны или неприемлемы для дальнейшего использования. Эти обстоятельства не обошли стороной и ИТ-сферу, особенно ту ее часть, которая связана с автоматизацией и программным обеспечением. Тем не менее задачи и потребности, для закрытия которых ранее использовалось недоступное ныне программное обеспечение, никуда не делись — они по-прежнему требуют использования ИТ-продуктов, которые будут эффективно решать задачи с учетом имеющихся у организации финансовых, кадровых и управленческих ресурсов.
Таким образом, многие, если не все, ИТ-руководители столкнулись с потребностью масштабного импортозамещения в ИТ-ландшафте своих организаций: начался поиск отечественных аналогов зарубежным ИТ-продуктам. При этом ИТ-руководители заявляют, что российские ИТ-решения менее функциональные и продвинутые. Так ли это? И как в этом случае убедить переходить на них, если они не такие эффективные?
Что происходит на самом деле?
Во-первых, данное утверждение слишком общее, чтобы быть сказанным. Оно верно или неверно в зависимости от типа и области применения конкретного ИТ-продукта. В тех областях и в тех типах продуктов, которые начали развиваться несколько десятилетий назад, у российских разработчиков есть естественное отставание — все-таки свободный коммерческий рынок в целом и ИТ-рынок в частности у нас появились намного позже, чем на Западе. Российские разработчики пришли на этот рынок, когда на нем уже присутствовали сильные конкуренты, поэтому им приходилось быть в роли догоняющих.
Если говорить о программном обеспечении для систем электронного документооборота, систем взаимоотношения с клиентами (CRM) или систем управления техническим или консультационным обслуживанием (Service Desk / Help desk), многим российским разработчикам удалось стать лидерами на местном рынке еще тогда, когда там был свободный выбор между отечественным и зарубежным решением.
А в тех областях, которые появились и начали развиваться относительно недавно — например, беспилотные транспортные системы, компьютерное зрение и прочие проявления технологий искусственного интеллекта, российские решения чувствуют себя уверенно не только на локальном рынке. Поэтому нет никаких причин считать, что отечественные решения хуже «в общем», не вдаваясь в частности конкретных решений в конкретных областях.
Во-вторых, что же делать ИТ-руководителям, если они не находят достойной замены привычным зарубежным ИТ-решениям?
Если правообладатель не отозвал права на использование этих решений, по-прежнему оказывает услуги технической поддержки и предоставляет обновления, если политика информационной безопасности вашей организации допускает использование зарубежных ИТ-продуктов — ничего не делать.
Но не стоит исключать тот факт, что правообладатель в один миг может изменить свое решение о дальнейшем сотрудничестве, а у вашей компании не изменится взгляд на допустимость использования западных решений. Поэтому рассматривать альтернативы все-таки стоит, чтобы в случае экстренной необходимости уже иметь какой-то short-лист решений на каждую задачу.
На что ориентироваться, выбирая отечественный продукт
Если же вы столкнулись с вынужденным импортозамещением, и у вас нет другого варианта, кроме как выбирать среди отечественных продуктов, я рекомендую придерживаться следующих общих принципов:
1. Откажитесь от подхода «ищем решение на вырост».
Мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в техническом задании на решение были требования к функциональности, которую не планировалось внедрять в первую или во вторую очередь (ее зачастую вообще не планировалось внедрять в обозримом будущем).
Конечно, оказаться в ситуации, когда выбранное решение теряет свою актуальность на второй-третий год после внедрения, не хочется. Но и бросаться в противоположную крайность, когда обязательным требованием к решению является наличие функциональности, потребность в которой только гипотетическая, тоже не стоит. Отказавшись от гипотетических потребностей, вы сможете значительно расширить список претендентов и выбрать тот продукт, который лучше всего решает ваши текущие задачи и задачи на ближайшую перспективу.
2. Помните: разработчик решения, которое вы выберете, должен обеспечить дальнейшее развитие продукта.
Наверняка все разработчики решений из составленного вами списка скажут, что с ними вы можете чувствовать себя уверенно: продукт будет развиваться. Поэтому стоит обратить внимание на следующие моменты:
- является ли данный продукт основным или одним из основных для бизнеса разработчика? Очевидно, что если ИТ-решение является сайд-проектом или побочным результатом основной деятельности компании, то о его перспективах и сам разработчик честно ничего уверенно не скажет — это не основной бизнес, не ключевой продукт, и отношение к нему соответствующее;
- каковы финансовые показатели разработчика: является ли компания прибыльной и может развиваться на свои средства, или же развитие бизнеса и продукта зависит от решения инвесторов?
- каков срок пребывания разработчика на рынке? Если компания молодая и зависит от внешних инвестиций, никакой уверенности в дальнейшем развитии продукта не будет — только вера.
3. Откажитесь от идеи найти решение по типу швейцарского армейского ножа.
Это такое решение, которое, как заявляется, в одиночку решает очень большой набор задач. В целом тенденция найти такое решение у российского заказчика была всегда: если в ПО для электронного документооборота встроен чат для внутрикорпоративных коммуникаций, а еще каталог контрагентов с возможностью вести учет сделок для отдела продаж, для заказчика это было плюсом. Хотя должно быть минусом: такие решения хотя и имеют широкую функциональность, каждая функция там проработана поверхностно.
У зарубежных заказчиков подход зачастую обратный — лучше меньше (функциональности), да лучше (проработки). Это нормально — отказаться от решения с широкой функциональностью в пользу набора узкоспециализированных.
Да, будут задачи, связанные с интеграций нескольких решений. Зато, во-первых, проще найти набор решений, закрывающий набор задач, чем одно решение, которое закрывает все. А во-вторых, каждое специализированное решение будет решать свою задачу лучше, чем универсальное.
Таким образом скепсис, который наблюдается у заказчиков по отношению к отечественным аналогам зарубежных ИТ-решений, не всегда оправдан: существует широкий спектр областей, где есть из чего выбрать. Поэтому утверждение, что российские решения «в общем» хуже, неверно. В целом в нашей стране давно существует выбор качественных и эффективных ИТ-решений для бизнеса, которые способны заменить продукты многих ушедших из России вендоров.
Опубликовано 30.12.2023