Новое ТВ в поиске новых специалистов
Их реализация требует от вещательных компаний новых компетенций, а, значит, и наличия специалистов, которые ими обладают.
Телевизионная отрасль во всем мире входит в новую эру. Традиционное ТВ-производство и вещание переходит с дорогостоящих и специфических аппаратных решений на более доступные и универсальные программные и облачные платформы. Это подводит телекомпании к необходимости поиска сотрудников с новыми для них компетенциями. Рассмотрим основные направления, требующие «апгрейда» штатного расписания.
Инженеры
Раньше инженеры, работающие в телекомпаниях, составляли отдельную касту специалистов, обладающих специфическими знаниями и навыками. В отрасли ТВ-производства и вещания использовалось дорогостоящее специализированное оборудование со своими протоколами, стандартами и интерфейсами. Простой сторонний технарь, не знакомый с вещательной спецификой, каким бы крутым он не был, не мог вот так запросто с ним разобраться.
Сейчас же в индустрии идет миграция в сторону типовых серверных, облачных и программных решений, из-за чего востребованными стали специалисты на стыке ТВ-, ИТ- и IP-технологий. То есть недостаточно условного «дяди Коли», который назубок знает вот эту конкретную «железку», а необходимы специалисты, обладающие знаниями на стыке двух и более направлений. Современный ТВ-инженер должен понимать, как работает производственный ТВ-комплекс, и при этом обладать опытом создания и эксплуатации высоконадежных IP-сетей, которые объединяют комплексы телевизионного производства с облачными и серверными хранилищами.
Во всем мире такие профессионалы сейчас в дефиците из-за достаточно узкой сферы применения их навыков. Ведь рынок медиатехнологий, хотя и разрастается, но существенно уступает объемом ИТ-, и IP-рынкам в целом. Стоит также учесть, что еще совсем недавно профессия ТВ-инженера была четко отделена от сетевого специалиста. Именно поэтому данная профессия сейчас является наиболее востребованной и высокооплачиваемой в вещательной отрасли.
Специалисты по информационной безопасности
В силу специфики вещательной отрасли информационная безопасность (ИБ) в ней раньше в основном была сфокусирована на защите от нелегального распространения. Правообладатели контента больше думали о том, чтобы он не попал в руки пиратов. Поэтому бесконечно модернизировались системы CAS (conditional access system, система условного доступа), DRM (digital right management, технические средства защиты авторских прав), вводились цифровые подписи и новые более защищенные протоколы доставки.
К ИБ в классическом смысле телекомпании относились более пренебрежительно, полагаясь на то, что злоумышленники не будут разбираться в специфических ТВ-протоколах, стандартах, интерфейсах, непонятных широкому кругу специалистов. С переходом на типовые облачные и программные решения эта эксклюзивность была потеряна. Теперь вещатель стал такой же мишенью для хакера, как и любая другая компания. Отрасль же оказалась к этому не готова, что мы и могли наблюдать, когда с начала прошлого года регулярно стали происходить взломы телеканалов для подмены контента.
В результате ряда различных инцидентов Минцифры РФ разработало требования к федеральным СМИ, предписывающее иметь в штате телекомпании специалистов по ИБ. Поэтому сейчас в компаниях телерадиоиндустрии очень востребованы ИБ-специалисты, которые знакомы со спецификой организации вещания, знают, как функционируют ТВ-тракты и имеют представление обо всей цепочки прохождения телесигнала от вещателя к оператору и далее к зрителю.
Юристы
Российская телеком-отрасль всегда находилась под пристальным взором законодателей. Новые реалии привлекли их внимание и к медиаиндустрии: появляются все новые правила и законы.
Разобраться во всех новшествах в медийном законотворчестве и взаимосвязях правоприменения с другими связанными рынками могут только профессиональные отраслевые специалисты. Опытный юрист в медиаотрасли должен не только полностью погрузиться в отраслевые нормативные документы, но и обладать базовыми знаниями в области построения сетей связи. А после ухода с российского рынкам многих зарубежных вендоров и производителей контента, а также введения санкций на сотрудничество с ними, такому юристу также необходимо освоить и законодательную базу телеком- и вещательной отрасли других стран. Так что профессионалы юридического цеха будут все более и более востребованы медиакомпаниями, не желающими попасть на огромные штрафы или вовсе лишиться лицензии.
Специалисты по искусственному интеллекту (ИИ)
Тема нейросетей и ИИ с появлением и популяризацией ChatGPT не сходит с первых полос новостной повестки. Сначала это казалась просто новой модой и поводом для хайпа, но сейчас заставляет относиться к себе абсолютно серьезно. В этом году мы уже наблюдали рекордную по продолжительности забастовку голливудских сценаристов и актеров, одним из пунктов протестной повестки которых, было опасение, что ИИ лишит их части заработка или вовсе оставит без работы.
Прямо сейчас эти опасения явно преждевременны, но факт заключается в том, что нейросети все больше проникают в медиаиндустрию. Они уже участвуют в написании сценариев, разработке маркетинговых компаний, создании графики, озвучки, трейлеров и работе рекомендательных систем. А что такое дипфейк уже никому не нужно объяснять. Да, искусственный интеллект пока не способен на создание столь же качественного контента, как и настоящий профессионал-человек. Пока ИИ делает некие «болванки», которые требуют существенной доработки со стороны живых специалистов. Поэтому можно сказать, что ИИ не заменит человека в медиакомпании, но его может заменить другой человек, который умеет работать с ИИ, являясь при этом профессиональным сценаристом, маркетологом, аниматором и так далее.
Специалисты+
Все вышесказанное подводит нас к общему выводу, что вещательная индустрия по-прежнему нуждается в специалистах с глубокими знаниями отраслевой специфики. Но теперь и этого мало. Недостаточно быть просто ТВ-инженером, нужно быть инженером ТВ + ИТ + IP, специалистом по ИБ + ТВ, юристом + ТВ, сценаристом + ИИ и далее по списку.
До этого я говорил о технических специальностях внутри компаний, занимающихся видеопроизводством и телевещанием, но не стоит забывать, что тенденция к расширению компетенций касается и других категорий сотрудников, например, представителей коммерческого отдела. К их обычному функционалу сейчас также добавляется требование быть глубоко погруженным во все новые направления развития отрасли в целом и компании, в которой они работают, в частности.
Главная ценность любого коммерсанта заключается в том, чтобы уметь доступным языком объяснить участникам рынка необходимость двигаться по всем указанным выше направлениям одновременно ТВ + ИТ + ИИ +ИБ + и. т. д. То есть такой человек должен обладать знаниями и навыками продавать комплексные услуги, сервисные пакеты, наборы телеком-решений – стать «продажником+».
Так что основной тренд в отрасли в кадровой сфере – востребованность старых профессий с новыми знаниями на стыке специальностей. Отрасли уже сейчас нужно активно готовить такие кадры, а пока идет этот процесс, можно пользоваться услугами партнеров – отраслевых аутсорсеров, в штате у которых уже есть специалисты со всеми необходимыми компетенциями.
Опубликовано 30.12.2023