Рынок в $4,0 млрд: Android vs Windows Phone
Автоматизация бизнес-процессов – одно из необходимых условий полноценного и эффективного функционирования любого современного предприятия. Множество программно-аппаратных комплексов, служащих этой цели, в основном предназначены для использования в офисе, на стационарных ПК. Для бизнес-задач, с которыми ежедневно сталкиваются мобильные сотрудники, тоже есть свои системы автоматизации: на обслуживание «выездной» деятельности ориентирован сегодня целый сектор экономики – рынок корпоративных внедрений с использованием мобильных платформ. Именно о нем и пойдет речь.
Мобильные сотрудники – это та часть персонала (от торговых представителей до ремонтных бригад и водителей), которая постоянно находится вне стен офиса. Выполняя свои функции, они активно используют технические средства с предустановленным специальным софтом типа «терминал + сервер»: такие «умные» смартфоны и планшеты помогают им координировать действия с коллегами и руководством, генерировать отчеты о своей работе напрямую в базу данных центрального сервера. Руководству же компании эти устройства помогают осуществлять оперативное управление выездными сотрудниками и получать ключевую для бизнеса информацию «с полей» в режиме реального времени. Доля систем автоматизации деятельности мобильных сотрудников в более крупном сегменте корпоративных внедрений – с использованием мобильных платформ – составляет до 90% общего объема этого рынка.
Сегодняшний рынок корпоративных внедрений в России – это около 500 тыс. мобильных сотрудников в различных отраслях экономики (а в ближайшие три-пять лет эта цифра обещает вырасти до 1 млн). Вообще же российский корпоративный мобильный рынок оценивается в миллион мобильных терминалов, что примерно соответствует годовому объему всего российского рынка «умных телефонов» и планшетных ПК (по данным аналитического агентства SmartMarketing, в 2010 году в нашей стране продано 1 млн 319 тыс. смартфонов и 152 тыс. планшетных компьютеров).
По оценкам независимых экспертов, рынок автоматизации работы мобильных сотрудников выглядит следующим образом: 50–60% принадлежит «Центру Корпоративных Разработок» (группа компаний CDC, платформа «Оптимум»), 15–20% – у компании «Агент Плюс» (платформа «Агент+»), 5–10% – у «Моби-С»; оставшуюся часть занимают «Системные технологии» с платформой «ST-мобильная торговля» и около десятка небольших компаний.
Для иллюстрации особенностей данного рынка проанализируем типичное решение автоматизации мобильных сотрудников на примере платформы «Оптимум». В этом году общее количество внедрений на ее базе достигло 3 тыс., а количество сотрудников, охваченных этими внедрениями составило 300 тыс. человек. В ГК CDC планируют, что в этом году их решением будет оснащено порядка 40-50 тыс. новых мобильных сотрудников – мерчандайзеров и торговых представителей.
Технологическая платформа «Оптимум» – это целый комплект инструментов для GPS/ГЛОНАСС-мониторинга автотранспорта и мобильных сотрудников, оптимизации логистики, сервисного обслуживания на выезде, ремонта оборудования, инвентаризации, сбора заказов, торговли «с колес» (van selling), мерчандайзинга и управления дистрибуцией, удовлетворяющий потребностям в автоматизации большинства процессов практически всей российской экономики: топливно-энергетического комплекса, банков и других финансовых структур, страховых, логистических и транспортных компаний.
Положительные стороны автоматизации очевидны. В первую очередь повышается оперативность принятия решений торговым представителем в точке продаж, ведь вся необходимая информация у него под рукой: история продаж по каждой торговой точке, кредитная история покупателя, лимиты по заказам, актуальные складские остатки, индивидуальные цены и скидки, контактные лица и многое другое заносится в терминал.
«Неавтоматизированный сотрудник» сразу после сбора информации передает по телефону только заказы, а полностью все данные оказываются обработанными и попадают в общекорпоративную базу только на следующий день, пройдя через операторов центрального офиса. К тому же не факт, что эти данные будут отражать реальную ситуацию с продажей продукции компании.
При использовании же «Оптимума» ввод в учетную систему предприятия информации о созданных торговым представителем документах и вообще всей проделанной работе (причем с точными временными метками) осуществляется всего за несколько секунд. Еще один плюс – оптимизация кадровой структуры предприятия: больше торговых представителей, собирающих заказов, и меньше операторов, необходимых для их обслуживания. Основные расчетные операции, в том числе расчет стоимости заказа (с учетом всех нюансов ценообразования для конкретной торговой точки и связанных с ней налогов), выполняются автоматически. Число ошибок при создании документов минимально: в мобильном терминале (смартфон или планшетный ПК) реализован автоматический контроль ограничений для конкретной торговой точки (скидки, лимиты, задолженности по оплате, окончание лицензий и т. п.), а ручного ввода попросту нет. Маршрут торгового представителя оптимизируется за счет GPS/ГЛОНАСС-мониторинга, а контроль за соблюдением технологии работы с торговой точкой усиливается. У супервайзера появляется возможность фиксации реального посещения и точного времени присутствия сотрудника на месте – вся работа мобильных сотрудников становится абсолютно прозрачной. Один из важных моментов – отсутствие необходимости ежедневного посещения торговыми представителями офиса компании, а это залог существенной экономии.
Рассмотрим в качестве примера проект внедрения системы автоматизации в группе компаний SNS – эксклюзивного дистрибьютора в России мирового производителя табачных изделий British American Tobacco. На тот момент в холдинге работало более 1500 мобильных сотрудников. Руководство принимает решение в пользу ERP-системы, а также системы управления прямыми продажами и доставкой класса SFA (Sales Force Automation System) мирового уровня. Сложность выбора системы автоматизации и мониторинга усугублялась тем, что в связи с большим территориальным охватом и разнообразием методов ведения бизнеса в процессе было задействовано большое количество филиалов (около 100), не всегда имеющих в своем штате квалифицированных IT-специалистов, а значит, нужна была простая в управлении и техподдержке платформа. Руководители SNS выбрали систему «Оптимум» на базе Windows Mobile. Ее внедрение позволило увеличить производительность труда мобильных сотрудников, занимающихся прямыми продажами, как минимум на 40%. Каким образом?
Менеджеры, которые реализуют процесс сбора заказов с организацией их дальнейшей доставки, получили возможность, используя каналы GSM (мобильный Интернет), немедленно отправлять согласованные с клиентами заказы и мерчандайзинговую информацию в офисы и иметь постоянный доступ к актуальным данным о состоянии склада на маршруте. Равномерное, в течение рабочего дня, поступление заказов в складскую систему позволило качественно перестроить работу склада и подразделений доставки товаров клиентам, принципиально сократив сроки исполнения заказов и на порядок снизив количество ошибок. Кроме того, усиление контроля за деятельностью мобильных сотрудников обеспечило существенное снижение расходов на содержание структуры торговых представителей и смежных подразделений.
Также, без дополнительных усилий, удается обеспечить наличие основных атрибутов клиентоориентированности: посещение точек в строго заданное клиентом время, использование информации истории продаж для формирования рекомендованного заказа, отсутствие «пустых» заказов, высокую скорость и точность доставки. А применение ГИС-модуля (геоинформационная система) сократило на 30% время, затрачиваемое операторами (диспетчерскими службами) на расчет маршрутов экипажей и анализ отклонений от планов сотрудников.
Одним из основных преимуществ системы «Оптимум» для компании такого масштаба, как SNS, стала возможность стремительного развертывания территориально распределенных проектов в сочетании с быстрой интеграцией с разнообразными информационными системами, используемыми в бизнесе компании. А если посмотреть на суммарную эффективность внедрений системы «Оптимум» в российской экономике в целом, получится внушительная цифра: $1,8 млрд в год (по подсчетам специалистов ГК CDC). С учетом же рыночной доли этого игрока, общая эффективность внедрения систем автоматизации мобильных сотрудников в российской экономике составит порядка $3,5–4 млрд. Причем речь идет не о сокращении потерь, а скорее о повышении прибыльности бизнесов различных компаний за счет оптимизации процессов и увеличения эффективности работы сотрудников.
Настал момент рассказать об оборудовании, используемом в подобных решениях. При создании любой системы автоматизации разработчик должен как можно точнее спрогнозировать наиболее перспективную платформу, с которой будет работать его продукт. Ставку следует делать в первую очередь на доступность устройств с выбранной платформой. Например, разработка системы автоматизации для iOS вряд ли хорошая идея – мало кому придет в голову снабжать каждого мерчандайзера iPhone или iPad (кроме разве что самой Apple).
В свое время технологическая платформа «Оптимум», пионер рынка автоматизации мобильных сотрудников, портировалась на такие ОС, как Newton (тогда это были единственные карманные компьютерные устройства на рынке), EPOC, Palm OS (почти десятилетие занимавшая позицию монополиста), Windows CE и Windows Mobile. В начале лета 2011 года официально выпущена версия «Оптимум» для ОС Android. Среди первых корпоративных клиентов, чей выбор пал на «Оптимум» Android, оказалась и UPECO: компания реализует продукцию собственных торговых марок «Раптор» и Gardex (средства от насекомых), Salton (обувная косметика), Forester (товары для пикника), Deliss и Breesal (ароматизаторы воздуха) через сеть дистрибьюторов во всех регионах России, Украины, Казахстана и других стран СНГ. UPECO снабдила своих мерчандайзеров смартфонами LG Optimus One с новой разработкой компании CDC на ОС Android. В настоящее время каждый третий из них использует мобильную часть «Оптимум» на платформе Android, а все остальные продолжают работать на Windows Mobile (система «Оптимум» поддерживает корректную совместную работу коммуникаторов на обеих мобильных платформах). Однако в планах компании полный перевод мерчандайзеров на мобильную часть «Оптимум» Android.
За последние годы популярность платформы Android от Google растет высокими темпами. Еще в прошлом году, по признанию специалистов Google, ежедневно активировалось около 100 тыс. устройств под ее управлением, а в 2011-м их число увеличилось в пять раз. Впрочем, тенденцию можно отследить не только по данным статистики: в прошлом году на выставке Mobile World Congress 2010 стало ясно, на какую платформу делают ставку ведущие производители. А в этом году под управлением Android работают уже около 75% анонсированных устройств.
До недавних пор «экспансия» Android ощущалась только обычными пользователями, а рынок корпоративных внедрений по-прежнему жил по своим правилам. Корпоративный рынок инерционен, причем ощутимо больше, нежели рынок потребительский. И так уж исторически сложилось, что на протяжении последних почти 10 лет Windows Mobile являлась не просто лидером, но настоящим стандартом для этого сегмента. Даже в последние три года, когда выпуск новых актуальных моделей устройств на Windows Mobile фактически прекратился, разработчики софта не торопились переводить свою продукцию на другую, более перспективную платформу. Не торопились – до недавних пор, когда ряд крупнейших игроков на мировой арене заявил о портировании своих ключевых продуктов на платформу Android.
Оставаться на Windows Mobile для большинства корпоративных клиентов и вправду было бы предпочтительнее – ведь закупка нового оборудования, установка и инструктаж персонала всегда сопряжены с дополнительными затратами. Но, как упоминалось выше, современные модели на этой платформе уже почти не выпускаются, а активно используемый в работе гаджет, как правило, не служит дольше двух лет, так что рано или поздно компания оказывается перед выбором: какое устройство предпочесть? И с вероятностью 99% теперь выбор падет на мобильные устройства, управляемые Android, а не, к примеру, новой Windows Phone 7. Почему? Да потому что, во-первых, самый дешевый смартфон под ее управлением стоит порядка $500 (минимальная же цена гаджета на Android - $200). Во-вторых – под управлением новой ОС от Microsoft выходят исключительно смартфоны, в то время как для работы зачастую гораздо больше подходят гаджеты с 6-7-дюймовым экраном, то бишь планшеты. В-третьих, даже потратившись на Windows Phone 7, корпоративные клиенты столкнутся с проблемой локализации, а главное – с тем, что установка дополнительных приложений возможна только из каталога Windows Phone Marketplace (серверы этого сервиса находятся вне зоны доступа клиента, что теоретически может обеспечить проблемы с безопасностью).
Итак, в 2011 году уже до 70% новых внедрений систем автоматизации планируется производить с использованием Android. Оставшиеся 30% придутся на Windows Mobile (основная масса) и Windows CE (основная платформа для пылевлагоудароустойчивых терминалов, применяемых в некоторых отраслях, например сырьевой и энергетической).
Выводы можно сделать следующие. Android определенно выглядит самой перспективной платформой. Новой Windows Phone 7, в том виде, в котором она существует сейчас, на рынке корпоративных внедрений практически нет места, и если ее главные проблемы не будут решены в очередных версиях, в скором времени Microsoft полностью потеряет этот рынок (вспомним судьбу Palm OS).
Марина Рожкова
Источник: IT News №15 (сентябрь 2011 года)
Опубликовано 22.09.2011