Операторы не нашли управу на мобильных мошенников
Несмотря на многочисленные предупреждения со стороны сотовых операторов, россияне по-прежнему попадаются на удочку так называемых мобильных мошенников. Преступники не устают придумывать все новые изощренные способы отъема денег у абонентов. Операторы, в свою очередь, пытаются усложнить жизнь мошенникам. Для этого они, с одной стороны, ведут просветительскую работу с абонентами, а с другой - ужесточают требования к контент-провайдерам.
В прошлом году компания "МегаФон" оценивала доходы мобильных мошенников в 160 млн долларов в год. При этом на их уловки поддавался каждый пятый житель России. В связи с этим "МегаФон" и другие сотовые операторы предприняли ряд мер по противодействию мошенничеству. В итоге, жалоб от абонентов стало меньше.
По данным компании "МегаФон", за 2010 год ее специалистами по борьбе с мошенничеством было отработано около 55 тысяч жалоб клиентов, связанных с фактами или подозрениями в мошенничестве. Напомним, в июле оператор сообщал о 44 тысячах отработанных заявок. За год количество жалоб на мобильных мошенников с учетом прироста абонентской базы снизилось на 35%.
Больше всего жалоб - около 40 тысяч - поступало на действия со стороны физических лиц. Действиями дилеров и контент-провайдеров на этот раз оказались недовольны по 7 тысяч абонентов. Уменьшение количества жалоб на контент-провайдеров в "МегаФоне" связывают с реализацией ряда мер, в числе которых - ужесточение требований и усиление штрафных санкций за недобросовестное предоставление услуг.
Кроме того, компания предпринимает усилия для предупреждения своих абонентов о возможных угрозах. Напомним, в июне прошлого года "МегаФон" запустил интернет-проект, посвященный борьбе с мобильным мошенничеством. На сайте stopfraud.megafon.ru компания разместила описание самых распространенных схем мошенничества, среди которых: использование "коротких номеров", спам с целью вымогательства, внедрение вредоносного программного обеспечения и т. п. С момента запуска портала до конца прошлого года, по данным "МегаФона", сайт просмотрело более 650 тысяч посетителей. Кроме того, компания получила около 3 тысяч сообщений о случаях мошенничества через систему обратной связи портала.
Просветительскую работу с абонентами как один из способов борьбы с мобильным мошенничеством проводит и компания "ВымпелКом". "Мы делаем основной упор на информационную кампанию, руководствуясь принципом: "предупрежден - значит вооружен", - рассказала BFM.ru пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. - Для этого мы активно информируем абонентов через прессу, собираем круглые столы с участием экспертов, поддерживаем специальный информационный ресурс "Осторожно, мошенники!" на корпоративном сайте компании. Там прописаны все виды мошенничества. Также абонент может уточнить информацию и получить рекомендации, как не стать жертвой мошенников, по бесплатному номеру, указанному на сайте".
По словам Анны Айбашевой, количество жалоб от абонентов, пострадавших от мобильных мошенников во втором полугодии прошлого года сократилось. Если за первые два квартала компания получила около 311 тысяч жалоб, то за последние два - 79 тысяч. Для сравнения: в 2009 году "ВымпелКом" получил в общей сложности 450 тысяч жалоб на мошенничество.
"ВымпелКом" выделяет три основных направления деятельности в рамках борьбы с мобильным мошенничеством: просветительскую работу с абонентами (проект "Мобильная грамотность"), снижение коммерческой эффективности мошеннических схем (ограничение выплат контент-провайдерам, штрафы) и усложнение реализации мошеннических операций путем введения технических и административных ограничений.
По словам Айбашевой, услугой "ВымпелКома" "Черно-белые списки" в прошлом году воспользовалось около 300 тысяч абонентов. Количество просмотров сайта "Безопасный Билайн", где прописаны все схемы мошенничества, с 6 мая 2010 по 6 января 2011 составило более 777 тысяч.
"Сейчас на первое место выходят так называемые "бытовые" мошенничества, то есть основанные не на коротких номерах доступа к тем или иным видам сервисов, предоставляемым контент-провайдерами, - рассказала Айбашева. - При этом мошенники используют имена известных брендов, имитируют процедуры обслуживания и маркетинговые акции - технические работы, розыгрыши, викторины, оплату услуг".
Пресс-секретарь "ВымпелКома" также рассказала, что все чаще стали использоваться мошеннические схемы с использованием банковских карт. Кроме того, мошенники стали ориентироваться на даты - например, праздники или чрезвычайные ситуации. "В ситуации с терактом в "Домодедово" тоже были зафиксированы случаи, когда мошенники пытались воспользоваться ситуацией, отправляли SMS из серии "Мама, я в Домодедово, срочно пришли денег на этот номер, объясню позже", - привела пример Анна Айбашева.
О сокращении количества жалоб на мошенников BFM.ru сообщили и в компании "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - за год их стало почти на 50% меньше.
"В МТС действует комплексная программа по борьбе с мошенничеством. В частности, разработана и внедрена услуга "Инфоконтент", позволяющая абонентам самостоятельно получать информацию о стоимости контентных SMS и MMS-номеров с помощью бесплатного SMS-запроса. В ответ на него абонент получает данные о реальной стоимости контента на коротком номере, наименование контент-провайдера, предоставляющего услугу, и телефонный номер технической поддержки контент-провайдера. В 2010 году по услуге "Инфоконтент" было направлено 1,6 миллиона запросов. В среднем в месяц услугой пользуются около 60 тысяч абонентов", - рассказала пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
По ее словам, за второе полугодие 2010 года обработано порядка 1,5 тысячи обращений абонентов на горячую линию МТС. 70% сообщений поступили в компанию по e-mail, 30% - через SMS. Было выявлено и заблокировано более 450 мошеннических префиксов на коротких номерах. По требованию МТС заблокировано 189 интернет-сайтов.
Кроме того, на сайте МТС действует специальный раздел "Защита от мошенников", где размещены информация о существующих видах мошенничества и рекомендации для абонентов. Также оператор проводит информационные кампании по вопросам борьбы с мобильным мошенничеством с использованием печатных СМИ, радио и социальной рекламы.
Компания активно сотрудничает с правоохранительными органами в вопросах борьбы с мобильными мошенниками: информация о всех номерах, уличенных в незаконных схемах, передается для проведения расследования в УВД. В некоторых регионах страны МТС инициировала совместные с правоохранительными органами пресс-конференции по данной тематике, что позволило повысить уровень информированности абонентов о способах мобильного мошенничества и методах борьбы с ними.
В прошлом году все упомянутые операторы ужесточили требования к контент-провайдерам и штрафные санкции за недобросовестное предоставление услуг. В МТС, в частности, сообщили, что по результатам анализа жалоб абонентов в 2010 году штрафные санкции к контент-провайдерам составили порядка 100 миллионов рублей.
К сожалению, в случае, если абонент все-таки стал жертвой мобильных мошенников, вернуть потерянные деньги будет довольно сложно - операторы далеко не всегда берут на себя такие расходы.
"Оператор может вернуть деньги, если абонент вовремя спохватился и обратился в офис с заявлением о некорректном переводе. Если деньги еще остались на номере, куда они были переведены, есть шанс их вернуть. Но мошенники действуют очень быстро и зачастую успевают перевести деньги по цепочке номеров. В случае, если абонент стал жертвой CPA-мошенничества (Content Provider Access), деньги в случае доказанного факта мошенничества он получит от оператора, поскольку СPA-провайдерам, в отличие от бытовых мошенников, не спрятаться - расходы по компенсации абоненту оператор возложит на провайдера", - рассказала пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева.
Компания "МегаФон" сообщила, что в прошлом году по итогам служебных расследований пострадавшим абонентам возвращено более 1,5 миллиона рублей.
Источник: www.bfm.ru
Опубликовано 10.02.2011