Office 365 vs Google Apps: trial-версия
Буквально на днях исполнился год с начала продаж Microsoft Office 365. Событие отнюдь не рядовое и интересное не только с точки зрения популярности очередного, пусть даже облачного, продукта. Год минул и с начала конкуренции на российском рынке двух мировых гигантов, один из которых, Google, появился здесь со своим облачным сервисом уже давно, а второй, догоняя пионеров-конкурентов, начал с места в карьер. Год – достаточное время, чтобы подводить итоги trial-версии такой конкуренции.
Конечно, говорить о результатах, которые были бы заметны на фоне общих показателей российского рынка, вовсе не приходится. Такой прыти от «облаков» и не ожидалось. «Рынок облачных сервисов в России, – считает генеральный директор компании «Юниклауд» (входит в состав ГК «АйТи») Дмитрий Торшин, – пока еще не вошел в стадию действительно массового использования, но уже вплотную приближается к этой черте. Поэтому нас ждет еще множество интересных событий, и уж точно пока будет преждевременно утверждать, кто и в какой части действительно займет рынок». Зато, добавим от себя, весьма интересно понаблюдать за первыми действиями глобальных игроков.
Как считает руководитель направления IT-аутсортинга компании «КОРУС Консалтинг» Андрей Мелузов, и о Google Apps, и об Office 365 знают еще далеко не все потенциальные клиенты. Не все заказчики, по мнению Андрея, готовы к тому, чтобы вывести свою инфраструктуру в «облако». Тем не менее типология заказчиков, предпочитающих то или иное решение, сформировалась. Google Apps, по мнению Мелузова, – выбор «небольших или средних компаний, до 300 человек, у которых до сих пор не было собственной инфраструктуры». Более крупные компании, имеющие Exchange или подобное решение на Linux, по мнению эксперта, менее охотно соглашаются на миграцию. Что касается Office 365, то этот сервис, отмечает Мелузов, органично вписывается в существующую инфраструктуру (будь то тот же Exchange или Active Directory). Ну а если заказчик уже имел проблемы со своей инфраструктурой, то мигрировать в «облако» он соглашается более охотно, когда узнает о возможности «привязать» к облачным офисным приложениям еще и Active Directory. Выбор в этом случае делается в пользу решения от Microsoft.
Получается, Microsoft и Google уже поделили заказчиков на «своих» и «чужих» и о конкуренции между ними приходится рассуждать только гипотетически? Генеральный директор «Юниклауд» так не думает. «Продукты, безусловно, напрямую влияют друг на друга, всё развивается по классическим правилам маркетинга из "учебника"», – считает Дмитрий Торшин и напоминает, что «в момент выхода Office 365 на рынок Google серьезно обновила как свои продукты, так и ценовую политику, а недавно дополнила сервисы своим облачным хранилищем Google Drive». Активно развивает функционал Office 365 и Microsoft. Ну а различия в позиционировании продуктов Торшин видит следующим образом: «Google по-прежнему предоставляет до 10 лицензий на организацию бесплатно, притом что Microsoft дает только временную (trial) версию и для использования требуется покупка. Кроме того, в России Google продает программное обеспечение через несколько компаний-реселлеров, но также часто его ПО приобретают «напрямую» физические лица, расплачиваясь банковской картой. Microsoft Office 365 при этом продается, в основном через партнеров. Также нельзя не отметить акцент Microsoft на возможность интеграции ее сервисов в единую архитектуру компаний, возникают интеграционные (миграционные) проекты, при этом Google Docs остается больше сервисом as is».
Итак, исходные позиции определены. И в этой картине нет ничего нового. Компания Google и на корпоративном рынке остается верной своей позиции, предлагая принимать ее продукты такими, «какие они есть». Ставка Microsoft тоже традиционна: привычки пользователей и сеть партнеров, которые могут заработать не только на продаже лицензий, но и на проектах. «Для нас сейчас более прибыльным является Office 365, – говорит Андрей Мелузов. – Когда мы занимались Google Apps, то отмечали, что у Google не выстроена партнерская схема».
А что же конкретные результаты? 28 июня было опубликовано сообщение об итогах первого года продаж Office 365 в России. О самих итогах, конечно же, узнать из него невозможно (такова традиция самой Microsoft). Но пищу для размышлений почерпнуть из пресс-релиза можно.
Судя по всему, итоги первого года продаж Office 365 в нашей стране выглядят не столь впечатляющими. Правда, и «облака» в целом пока больше обещают, чем впечатляют. И облачный офис, какой бы вендор ни предлагал этот сервис, исключением не станет в любом случае. Но заметные продажи Office 365 все-таки случились. В пресс-релизе Microsoft даются ссылки на кейсы проектов в «Связном» и «Скартеле» – компаниях, обладающих громким именем и достаточно харизматичных для того, чтобы послужить положительным примером. Как явствует из документа, есть в числе подписчиков и другие российские компании, «от небольших до индустриальных лидеров», работающие в самых разных отраслях. Стало быть, итоги года оказались позитивными и в целом ожиданиям самой Microsoft соответствуют. Другое дело, что и в компании оглушающего успеха не ожидали. И не ожидали совершенно справедливо.
Правда, есть в тексте сообщения деталь, которая может добавить серых красок в яркую картинку. Мы помним, что на первой пресс-конференции, посвященной старту Office 365 в России, Microsoft представила двух «синдицированных» партнеров, получивших право продаж Office 365 конечным заказчикам. Ими стали «СКБ Контур» и «Билайн Бизнес». В том же самом зале их представители рассказали прессе, в составе каких пакетов услуг будет предлагаться сервис Microsoft. И действительно, уже через месяц «СКБ Контур» на очередной пресс-конференции вендора эти пакеты продемонстрировала вживую. А компания «Билайн»… Ее спикеров на том памятном мероприятии не оказалось.
Шло время. Доступ к Office 365 получили через корпоративное лицензионное соглашение клиенты других партнеров Microsoft (таких, к примеру, как Softline, «КОРУС Консалтинг» или «Юниклауд»). А вот «ВымпелКом», компания, где любят и умеют общаться с прессой, своей активности в связи с облачным пакетом Microsoft так и не обозначила. Очевидно, что в Microsoft терпеливо ждали. Даже принимая участие в формировании ростелекомовской национальной облачной платформы, компания прибегла к игре в слова, называя Office 365 «средствами работы с документами в популярных форматах». Правила игры с «синдицированными» партнерами в Microsoft соблюдались неукоснительно. Оказалось – не зря.
В итоговом пресс-релизе Microsoft «Билайн Бизнес» упомянут вновь. В Microsoft подтвердили: правом продажи сервиса Office 365 конечным заказчикам (за исключением случаев, когда это происходит в рамках корпоративных лицензионных соглашений) по-прежнему обладают только две российские компании: «СКБ Контур» и ОАО «ВымпелКом» в лице проекта «Билайн Бизнес».
Кстати, приобрести Office 365, так же как и Google Apps, можно и напрямую, оплатив сервис обычной кредиткой. И это тоже подтверждают в российском представительстве Microsoft. Может быть, прав Дмитрий Торшин, когда говорит о предстоящих интересных событиях? Эксперименты Microsoft с каналом были бы весьма увлекательным зрелищем.
Источник: IT News №12 (июля 2012)
Опубликовано 12.07.2012