Конец Силиконовой долине
Не секрет, что многие из стартапов, запустив свой бизнес в России, делают следующий шаг в сторону Силиконовой долины. Легенда и правда о том, что само это место – уже рай для стараперов, конечно, оправданна и подтверждена многими компаниями. Да и сам бизнес-климат в Калифорнии располагает к быстрому старту и росту амбициозных российских стартапов, а большое число осевших в Калифорнии соотечественников помогут найти правильный путь к инвестору.
Но наш мир тем и хорош, что все время меняется и на карте мира постоянно появляются новые места, где делать бизнес комфортнее, чем, скажем, в США. Нет ни одной развивающейся страны, где бы не были созданы полноценные инновационные кластеры, и все они ищут людей с мозгами, в частности, из России. Однако хочу отметить несколько факторов, которые стоит учитывать, выбирая место для своего инновационного бизнеса, и может быть для жизни.
Канада
Огромные территории, природные ресурсы, высокий уровень жизни, деловой климат, но катастрофически мало населения и совсем не хватает талантливых мозгов.
Ко мне обращаются многие старые знакомые из России с просьбой рассказать об условиях открытия бизнеса в Канаде и иммиграции в эту страну. И хотя я никакого отношения не имею к вопросам иммиграции, рискну дать оценку таким возможностям. По ходу работы мне иногда приходится консультировать российские компании в части маркетинга на канадском и американском рынках и проводить экспертизу инновационных решений в интересах инвесторов, так что буду говорить о том, с чем столкнулся в своей практике.
Прожив более 15 лет в Канаде, я все больше убеждаюсь, что среда обитания, созданная местным правительством и народом, вполне комфортна и приятна. В этой стране сложилась своеобразная смесь народов, что позволяет комфортно жить и работать всем этносам. По социальному и материальному уровню, безопасности, по авторитету торговой марки ‘made in Canada’ это, на мой взгляд, одна из самых приятных стран для жизни.
Возрастающая деловая активность в таких мегаполисах, как Торонто, Ванкувер, Монреаль, дает основания для динамичного развития в том числе и сектора высоких технологий. Торонто сегодня входит в пятерку самых крупных городов Северной Америки, а по темпам развития опережает все мегаполисы США, особенно в части недвижимости и инфраструктурных проектов. Чего стоит только решение компании Google построить в центре города Google-grad.
Особенно активно инвестируются средства в био- и другие чистые технологии, науку и приложения, связанные с изучением мозга. Инновационный кластер Ontario Brain Institute, например, объединяет усилия более чем 100 основных университетских центров, компаний и венчурных инвесторов в области коммерциализации научных исследований.
Правительственные инициативы для начинающих бизнесов – многочисленные гранты, инкубаторы и акселераторы – растут в Торонто и всей провинции Онтарио, где проживает более 30% населения Канады, как грибы. Но все эти блага доступны тем, кто имеет канадское гражданство.
Три пути на Запад
Очевидно, что в зависимости от того, в какой стадии находится ваш бизнес, можно использовать разные пути выхода на рынок NAFTA (Canada, USA, Mexico). Естественно, компаниям, производящим игры для телефонов, можно никуда не ездить, а воспользоваться Apple store. Единственное, чего трудно добиться от этой площадки, – получить инвестиции на развитие бизнеса. Здесь нужны ангелы и венчур-капиталисты, а значит – бизнес-план, хорошая презентация, действующий прототип. И если вы все это имеете, пора подумать о предмете моей статьи – Startup VISA program.
Но вернемся к трем путям на Запад, в данном случае – в Канаду.
Первый вариант – это продажи вашего продукта через Интернет, для чего можно точно никуда не ехать. То есть если ваш продукт может продаваться через Сеть, дело за малым – найти в ней правильные площадки. Но иногда наличие правильной площадки и рост продаж изделия из России способны чуть ли не утопить бизнес. Не удивляйтесь, так произошло с одним из моих клиентов. Его компания производила по 20 высокотехнологичных приборов в месяц и продавала их в России по $350 за штуку. А после выхода на одну из специализированных торговых интернет-площадок объем заказов вырос в 20 раз, а цена на рынке США превысила $700. Казалось бы, живи и копи денежки на новое изобретение. Но когда объем заказов поднялся до 5000 в год, в компании поняли, что не осилят такого масштаба, не расширив производство. В результате с большим трудом им удалось нарастить мощности в 10 раз, однако часть клиентов была потеряна. Но самое страшное – было подорвано первично полученное доверие к торговой марке!
Итак, продавайте всё через Интернет, если получается. Кстати, если бы дело было в Канаде, то тут же подключился бы специальный экпортный банк правительства (экспорт в США – приоритетное направление финансирования) и деньги на модернизацию производства были бы выделены.
Второй путь – открытие своего представительства в стране продажи. Тут много подводных камней, но главное – данный сценарий имеет смысл, если вы не смогли найти правильного дистрибьютора своей продукции или создать партнерский канал. Понятно, что на содержание представительства нужны деньги и самое главное – кадры.
Вот тут-то мы и подошли к третьему пути на Запад. Речь идет о достаточно кардинальном решении, которое принял, например, Павел Дуров, просто переехав в другую страну и открыв там новый проект. Правда, у него с собой было около $300 млн.
Думаю, у заинтересованных стартапов, читающих эти строки, таких денег пока под рукой нет. По третьему пути пошли многие, кто увидел перспективы своего бизнеса за рубежами России. Большое число таких компаний обосновалось в Калифорнии. Почему именно там, мы уже говорили. Ниже обсудим, почему это не совсем верное решение.
Один путь на Запад для стартаперов из России
Итак, что мы имеем в итоге? Стартап, инвестированный на начальной стадии или получивший венчурный транш в пару миллионов долларов. Если задача – найти инвесторов для бизнеса, то для начинающей компании (а может быть, и уже имеющей некоторый кэшфлоу) логично рассмотреть все возможности подобного шага. Именно для таких компаний пару лет назад правительством Канады была запущена пилотная программа Startup VISA. Особенности проекта детально расписаны на сайте правительства, с ними может ознакомиться любой желающий. С 2018 года эта программа становится постоянной.
Как построить систему информационной безопасности, чтобы она обеспечивала защиту на уровне, превосходящем тех, кто наименее подготовлен к угрозам.
В отличие от калифорнийской истории, которая не позволяет иностранцам получить гражданство простым путем, Канада сделала гигантский шаг вперед к своему технологическому будущему. А именно: теперь любой человек, у которого есть идея, прототип, начинающийся бизнес и желание, может подать заявку на получение статуса постоянного резидента Канады, получить в итоге выход на инвесторов и, что немаловажно, канадское гражданство. Причем это все относится не только к носителю ноу-хау, автору идеи, но и членам его семьи и даже членам его команды.
Как это работает? Достаточно просто. Чтобы войти в программу, достаточно найти в списке сертифицированных правительством компаний (на том же сайте) необходимый вам профильный инкубатор/акселератор на территории Канады, пройти там обучение и получить Letter of support – документ, дающий вам право подать заявку на саму визу. Надо быть готовым, что процесс потребует времени и некоторой суммы денег.
Поскольку программа пилотная и механизм обучения в инкубаторах до конца не отработан, будьте внимательны, выбирая конкретный канадский инкубатор. У каждого из них разные возможности по качеству и длительности курса (от месяца до года), экспертизе проектов и выходу на венчурные капиталы.
Консультационный сервис и сопровождение всего процесса иммиграции предлагают местные иммиграционные консультанты (в Канаде), и тут тоже следует быть внимательным. Для начала выяснить уровень компетенции в вашей предметной области конкретного консультанта, поскольку одно из ключевых требований программы Startup VISA – инновационность продукта для северо-американского рынка, которую вам предстоит доказать.
Для получения разрешения на въезд по такой визе вам потребуется зарегистрировать компанию в Канаде, иметь проработанный бизнес-план и, как любому иммигранту, $12 600 на счету в канадском банке (на первое время проживания). Я уже не говорю о расходах на обучение в выбранном вами сертифицированном акселераторе и оплате услуг иммиграционного адвоката.
Вот так примерно выглядит работа по программе Startup VISA:
Этап 1. Предварительная экспертиза компании/проекта на соответствие требованиям канадской программы Startup VISA. Основные требования: инновационный продукт, потенциальрный рынок в Канаде и США, доказательство работоспособности идеи или прототипа.
Этап 2. Подготовка проекта и кандидата для прохождения процесса аппликации в сертифицированном правительством Канады инвестиционном институте.
Этап 3. Подача заявки в инвестиционный институт и оформление всех документов для поездки в Канаду на курс для стратап компаний.
Этап 4. Обучение в Канаде и регистрация компании. Представление потенциальным инвесторам по окончании курса, получение направления (letter of support) от инвестиционного института в программу Startup VISA.
Этап 5. Подготовка пакета документов для участия в программе Startup VISA, включая бизнес-план проекта и все необходимые документы для иммиграционного процесса.
Этап 6. Подача завки в иммиграционную службу Канады на получение статуса Permanent Resident.
Этап. 7. Получение визы и переезд в Канаду.
Этап 8. После переезда компания работает в инкубаторе, где проходит обучение в течение года до момента получения инвестиций и расширения деятельности.
* * *
Не стоит сразу бросаться к компьютеру. Прежде всего трезво оцените свой проект, финансовые риски. Начните (сами или с привлечением экспертов) с экспертизы продукта на новизну. В моей практике был интересный случай, когда проект был востребован в России, инвестирован, развивался и даже имел растущий рынок в России. Но после первичной экспертизы на новизну и соответствие юридическим аспектам использования данного изобретения в Канаде и США мы посоветовали компании на пару лет забыть о рынке этих стран и не тратить зря время и деньги. Каждый проект уникален и каждый требует индивидуального решения.
С уважением ко всем стартаперам России, от канадского стартапера со стажем.
PhD, VP Marketing&consulting ECG Ltd,
CEO, Founder CTOR GAME Inc.,
Client Service Director, Bronn Media Corp.
Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"
Опубликовано 09.11.2017