Российский рынок программных роботов
С началом СВО практически все зарубежные вендоры ушли из России, это привело к серьезным изменениям на рынке программных роботов. Мы спросили участников виртуального круглого стола как они оценивают изменения, произошедшие на этом рынке.
Что изменилось на российском рынке программных роботов (RPA) после ухода зарубежных вендоров?
Какие процессы роботизируются в первую очередь?
Также берем в работу и «срочные» процессы, реализация которых напрямую влияет на доходность компании. Роботизация тут чаще играет роль временного решения, позволяя получить экономический эффект «сразу», в то время как ресурс команды разработки оперативно выделить далеко не всегда получается».
По мнению Елены КРУТОВЕРЦЕВОЙ («Марвел-Дистрибуция»), сейчас активно работает порядка 10-12 российских вендоров RPA и их количество продолжает расти. Наш рынок покинули все иностранные вендоры RPA. «Марвел-Дистрибуция» сотрудничает с несколькими сильными российскими RPA-платформами, однако дистрибьютор с интересом наблюдает и за другими игроками.
Перед тем как осуществить миграцию с зарубежных платформ, нужно вначале определиться с российской RPA-платформой. У каждой из них есть свои сильные стороны, и нужно выбрать, какая подойдет больше всего по совокупности факторов. Обычно заказчик тестирует у себя от двух до четырех решений. Этот путь можно сделать короче, если обратиться к дистрибьютору, который может рекомендовать партнерам и их заказчикам, какие платформы стоит рассмотреть с учетом особенностей их бизнес-процессов.
Обычно зрелость рынка можно безошибочно определить по небольшому числу крупных игроков после череды покупок и разорений. За последние пару лет произошло множество приобретений RPA. По данным GlobalData, в период с 2014 по 2021 год было заключено 159 сделок слияния и поглощения, связанных с RPA, причем 2021 год стал рекордным.
Илья КОЧЕТОВ («Рондем») по этому поводу отмечает, что на западном рынке RPA эта ситуация, скорее всего, подходит к логическому завершению. С одной стороны, игроков много: большинство крупных ИТ-компаний создали или купили себе компетенцию в роботизации, сформировалась устойчивая тройка лидеров – UiPath, Blueprism, Automation Anywhere. Есть и перспективные аутсайдеры – Kryon, Nice, а также компании, стремительно приобретающие клиентов и репутацию. Например, Microsoft, которая имеет серьезные шансы войти в лидеры. Но при этом тяжелая экономическая ситуация, скорее всего, приведет к тому, что мелкие игроки с рынка уйдут или будут поглощены. Вполне возможно, что и положение лидеров будет не таким устойчивым, каким оно казалось год-два назад. В качестве примера г-н Кочетов назвал поглощение Blueprism компанией SS&C. «У нас еще рано говорить о подобных процессах. Наоборот, мы видим выход на постоянный рынок новых платформ. Это и продукты от гигантов отечественного рынка, таких как Сбер, и от более нишевых игроков, например Roomy Bots», – пояснил он.
По мнению Николая Буланова (PIX Robotics), рынок RPA в России пока незрелый — как со стороны клиентов, так и со стороны вендоров. При этом он активно развивается и крупные компании на своем примере показывают, как внедрение роботов ускорят цифровизацию. Сейчас около 10 российских вендоров борются за клиентов, и в течение двух-трех лет выделятся основные игроки и начнется фаза масштабирования. Если посмотреть на западный рынок, где если не 100% клиентов, то большая часть поделены между основными RPA-платформами, роботизация перешла от количественного к качественному развитию, когда вендоры развивают центры компетенций внутри клиентов, к чему российские вендоры придут через один-два года.
По представлению Павла БОРЧЕНКО (ROBIN RPA), до февраля этого года 70% рынка RPA принадлежало зарубежным платформам. Сейчас почти все клиенты зарубежных платформ заняты поиском аналога, и мы видим, что присутствие российских RPA в крупных компаниях растет. Хотя наблюдается и то, что сделки заключаются существенно меньшего объема как по количеству лицензий, так и по их стоимости.
Количество отечественных вендоров также до сих пор увеличивается из-за повышенного внимания к теме и низкого порога входа, так как базовые RPA-функции достаточно просто воспроизвести за счет наличия готовых фреймворков.
По мнению Николая БУЛАНОВА (PIX Robotics), экономический эффект от применения технологий и внедрения программных роботов считается в основном по FTE (Full-Time Employee) — это полная штатная единица. То есть какой объем работы выполняет цифровой сотрудник и сколько бизнес-часов освобождается, чтобы человек мог выполнять более интересные задачи. А FTE уже приравнивается к заработной плате. Таким образом автоматизируется бизнес-процесс или его часть, переводя эффективность в денежный эквивалент, то есть эффективность легко показывать в конкретных цифрах.
Кроме экономического эффекта, важно учитывать и другие аспекты. Например, робот не совершает ошибок, связанных с человеческим фактором, и может работать даже ночью. В итоге, например, компания вовремя и без ошибок подает отчетность и избегает штрафов от регуляторов. И еще один важный эффект, который многие забывают, это изменение операционной модели. У руководителей отделов огромное число задач по контролю за сотрудниками и качеством их работы. Роботизация же помогает снять, хотя бы частично, эту нагрузку, давая руководителям дополнительные часы для принятия управленческих решений.
По словам Ильи КОЧЕТОВА («Рондем»), в его компании используют методологию Primo ROM (Robotic Operational Model), говоря про ROI, и ориентируются на следующие «монетизируемые» показатели: оптимизацию ФОТ, ускорение сквозных бизнес-процессов и уменьшение количества ошибок в сквозных бизнес-процессах, естественно, с учетом специфики конкретной автоматизации. «С точки зрения TOC, у роботов всё достаточно стандартно: стоимость разработки и поддержки является основным критерием. За счет достаточно низкой стоимости лицензий чаще всего эти расходы составляют не более 20% от стоимости робота. В Primo RPA-расчет экономического эффекта является самой важной задачей при выборе процессов для автоматизации» – резюмирует г-н Кочетов.
(Окончание следует в IT News №10/2022)
Опубликовано 09.09.2022