Российский рынок сотовой связи показывает признаки насыщения

Логотип компании
Российский рынок сотовой связи показывает признаки насыщения
По оценкам J’son & Partners Consulting, по состоянию на конец 2016 г. проникновение сотовой связи в России составило около 178%, что эквивалентно 257 млн абонентов.

По оценкам J’son & Partners Consulting, по состоянию на конец 2016 года проникновение сотовой связи в России составило около 178%, что эквивалентно 257 млн абонентов. Таким образом, рост абонентской базы по сравнению с итогами 2015 года составил 2 %. Рынок показывает признаки насыщения. В основном рост абонентской базы сейчас обеспечивают абоненты мобильного Интернета (в том числе M2M-подключения).

Российский рынок сотовой связи показывает признаки насыщения. Рис. 1

Оценка конкурентной ситуации

После того как три года назад к «большой тройке» сотовых операторов присоединился оператор «Tele2» и после продаж филиалов крупного регионального независимого игрока – группы компаний «Смартс» – в Российской Федерации сложилась, очевидно, на длительный срок, олигопольная «большая четверка», формирующая около 99 % рынка сотовой связи.

Российский рынок сотовой связи показывает признаки насыщения. Рис. 2

Основные тенденции на российском рынке сотовой связи

• Перераспределение доходов операторов сотовой связи по типу услуг

Классические услуги мобильной связи – голосовые вызовы и SMS – на протяжении последних нескольких лет демонстрируют снижение. При этом выпадение доходов от этих услуг компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. В условиях, когда российский рынок мобильной связи близок к насыщению, мобильная передача данных становится одной из ключевых услуг операторов сотовой связи, позволяющих как увеличить общую абонентскую базу, так и компенсировать снижение доходов от традиционных услуг операторов.

• Рост доли пакетных тарифных планов

С развитием мобильного Интернета растет популярность пакетных тарифных планов с включенными минутами разговоров, интернет-трафиком и SMS-сообщениями. Операторы активно продвигают пакетные предложения, приносящие им более высокий и стабильный ежемесячный доход, чем у абонентов, платящих непосредственно за совершенную услугу (вызов, отправленное сообщение и т. п.). Кроме того, в 2016 году продолжилось развитие конвергентных тарифных планов, включающих услуги фиксированной и мобильной связи одного оператора и способных существенно уменьшить отток абонентов.

•  Рост популярности коммуникационных и контентных ОТТ-сервисов

Развитие коммуникационных сервисов ОТТ (over-the-top) является одной из причин снижения потребления голосовых и SMS-услуг абонентами сетей сотовой связи, и рост проникновения таких сервисов продолжается. В перспективе это будет еще больше снижать потребление голоса и сообщений в сетях сотовой связи.

Одновременно растет количество популярных ОТТ-сервисов, которые являются услугами – заменителями различных дополнительных сервисов, предоставляемых операторами, в первую очередь контент-сервисов. Это снижает возможности операторов по предоставлению дополнительных услуг, способных увеличить ARPU абонента.

• Развитие M2M

Темпы роста мобильных M2M-подключений в России остаются достаточно высокими, что указывает на то, что рынок находится в начальной стадии развития и имеет большой потенциал развития. На текущий момент на M2M-подключения приходится около 4 % абонентской базы сотовых операторов в России.

 

• Развитие Big Data операторами мобильной связи

Операторы мобильной связи России заинтересованы в развитии Big Data в связи с ужесточением конкуренции на рынке со стороны сторонних ОТТ-сервисов, а также в связи со снижением доходов. В то время как значение информации, ее накопления, безопасности хранения в современном бизнес-обществе растет, а стоимость технологии снижается, операторы намерены закрепиться в данном сегменте рынка.

Стоит отметить, что операторы мобильной связи России обладают рядом преимуществ по сравнению со сторонними провайдерами Big Data:

• у операторов есть портрет абонента, который пользуется его услугами, характеристика его потребительского поведения, а также данные о геолокации;

• у операторов есть возможность инвестировать в развитие данной технологии за счет выручки от традиционных услуг связи;

• операторы обладают развитой инфраструктурой.

Стоит отметить, что пока операторы мобильной связи реализуют кейсы Big Data в основном во внутренней среде, в связи с чем внутренние источники монетизации приносят основной эффект.

• Диверсификация бизнеса

В связи с приближением рынка к стадии насыщения обостряется конкурентная борьба между операторами. В 2016 году все операторы «большой тройки» продемонстрировали снижение выручки от мобильных услуг. Мобильные операторы начинают поиск новых источников доходов, напрямую не связанных с оказанием услуг связи.

Так, например, оператор «МегаФон» запустил в 2016 году банковскую карту, счет которой является счетом мобильного телефона. Оборот по банковским картам «МегаФона» в 2016 году составил 2 млрд рублей. Средний объем операций по одной карте в месяц – 11 300 рублей. Кроме того, «МегаФон» приобрел контрольный пакет акций Mail.ruGroupи в дальнейшем намерен создать новые продукты и услуги, объединяющие возможности мобильной передачи данных и цифровых технологий.

МТС и «ВымпелКом» начали предоставлять своим абонентам микрозаймы, в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями.

Читайте также
Еще совсем недавно от западных облачных сервисов зависело 30% крупных российских компаний. Их отключение, порой внезапное, должно было поставить рынок перед сложными вызовами. Но оказалось, что российские облака готовы предложить рынку вполне зрелые решения. Это и многое другое обсудили участники круглого стола IT-World «Импортозамещение в облаках».

Также компания «ВымпелКом» в конце 2016 года объявила о запуске приложения Veon, которое объединяет функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. Приложение должно появиться в России во втором квартале 2017 года.

Опубликовано 23.03.2017

Похожие статьи