ИИ и блокчейн в IT-канале (II часть)
(Продолжение. Начало в IT News №5/2019)
Кому стоит задуматься?
Александр Середа (ALE) считает, что любым предприятиям, использующим элементы IoT в своей работе, уже необходимы решения типа CPaaS с их интеграцией с ИИ, поскольку только агрегация и автоматизация являются ключом к успешному использованию IoT. И здесь он отмечает особую важность коммуникационной составляющей этой экосистемы, поскольку только CPaaS-платформа способна связать людей, процессы и устройства воедино, дав сотруднику предприятия дружественный коммуникационный интерфейс для взаимодействия с помощью естественного для пользователя языка. Вопрос использования блокчейна, считает г-н Середа, более сложен, поскольку еще нет стандартов и, соответственно, продуктов, в полной мере раскрывающих потенциал построения децентрализованных систем в сфере корпоративных коммуникаций. Однако в общих чертах уже проступают контуры таких решений, где сегодня из-за непомерных затрат выполнение ряда задач просто невыгодно, а блокчейн, благодаря децентрализации, сможет помочь. Например, бороться с телефонным спамом можно с помощью цифровых монет, которые будут в ходу у SIP-абонентов, рассказывает г-н Середа. Также на блокчейн-решения можно возложить функцию маршрутизации или контроля качества в децентрализованных контакт-центрах.
По мнению Сергея Халяпина (Citrix), прежде всего стоит задуматься компаниям, испытывающим потребность в обработке больших объемов информации: используя технологии ИИ на базе Big Data, можно прослеживать некие тенденции, а затем группировать и представлять данные в разных плоскостях, искать различные взаимосвязи. Кроме того, ИИ понадобится тем, чья работа связана с видеоинформацией, графическими данными, где необходимо распознавать объекты, убежден он.
Андрей Албул (Schneider Electric) считает, что вопрос нужно ставить иначе – почему кто-то еще об этом не задумался? По его мнению, эти технологии применимы даже в самых консервативных отраслях, например при расчетах между энергосбытовыми компаниями и потребителями.
Жан-Франсуа Мари (NetApp) справедливо замечает, что использование ИИ – тема широкая. Ведь речь идет не только о машинном или глубоком обучении, но и гораздо большем числе различных приложений. Г-н Мари уверен, что ИИ начинается с понимания данных: любой процесс, позволяющий собирать и анализировать данные, является формой ИИ. Многие компании занимаются этим уже как минимум несколько лет. Тем не менее сейчас мы находимся на новом витке развития, где системы более производительны, а форматы данных более разнообразны. Следовательно, важность использования ИИ возрастает, считает г-н Мари. Кроме того, по его мнению, главная задача любых новых технологий – это помощь людям, например, в разработке новых форм лечения и т. п.
Антон Фомин («Марвел-Дистрибуция») полагает, что ИИ-технологии востребованы в компаниях, которые сильно зависят от минимизации ошибок при хранении и передаче информации, – например, в военных структурах, банках или транснациональных корпорациях. В типичные для них процессы работы с данными может закрасться неконтролируемая или неотслеживаемая ошибка. Вместе с тем такие данные критичны, их восстановление будет длительным и ресурсозатратным, отмечает г-н Фомин и в качестве примера приводит следующую ситуацию. По статистике банкоматы при выдаче купюр ежегодно ошибаются на сумму порядка $300 в сторону банка. Благодаря технологиям блокчейна и ИИ эту программную ошибку можно исправить, так как она появляется в результате недостаточной достоверности данных или из-за хранения информации в одном месте.
Марина Майорова (КРОК) считает, что задумываться о внедрении новых технологий, в частности ИИ, нужно тем, кто, с одной стороны, уверенно прошел стадию автоматизации и построения хранилища больших данных, а с другой стороны – внедрил пул внутренних практик управления эффективностью бизнеса и с их помощью достиг максимума.
Виктор Смирнов (КРОК) поделился простым тестом, с помощью которого можно понять, нужен ли компании блокчейн в том или ином бизнес-процессе. Итак, необходимо ответить всего на несколько вопросов: 1) В рамках вашего бизнес-процесса действия выполняет множество независимых участников? 2) Эффективны ли посредники, доверяете ли вы им? 3) Есть ли необходимость доверять данным системы или выполняемым в ней действиям? 4) Нужна ли усиленная безопасность для обеспечения целостности системы и данных? Если вы ответили на все вопросы «да» — можно попробовать начать с небольшого пилотного проекта. Если же было хотя бы одно «нет» — высока вероятность, что внедрять технологии блокчейн в ваш бизнес рано, поясняет г-н Смирнов. Кроме того, он напомнил о существовании центров блокчейн-компетенций, в частности, один из них в конце прошлого года запустил КРОК совместно с Bitfury: здесь по реальным запросам с рынка оценивается рентабельность использования блокчейна для решения конкретных бизнес-задач, после чего клиенту сообщают, для каких из них распределенный реестр не нужен. Таким образом КРОК старается ускорить процесс разумного внедрения блокчейна в практику бизнесов, резюмирует г-н Смирнов.
Александр Родионов (OCS Distribution) утверждает, что системы с использованием технологий ИИ (или по крайней мере того, что принято сейчас называть ИИ) хорошо работают в видеоаналитике (причем в самых нестандартных сценариях), при автоматизации ретейла (защита от краж, автономные магазины, оптимизация ассортимента, реклама), в системах доступа и охраны. А в медицине ИИ может использоваться при построении моделей на основе данных КТ, МРТ, ЭКГ. Что касается блокчейна и смарт-контрактов, то они могут быть интересны при организации процессов электронного голосования, управления данными, учета авторских и иных прав. Обе технологии найдут очень широкое распространение, резюмирует г-н Родионов.
На пороге нового мира…
Технологии на базе искусственного интеллекта и блокчейна действительно меняют мир. В основном постепенно, а в отдельных сегментах даже стремительно. Мы попросили участников обзора рассказать о наиболее интересных решениях, которые после некоторой адаптации они желали бы применять в своей повседневной операционной деятельности.
Александр Середа (ALE) убежден, что все компании сталкивались с корпоративными контакт-центрами банков, где вовсю используются системы распознавания личности по голосу, последующая интеллектуальная обработка и самообучение. С уверенностью можно сказать, что в центрах технической поддержки производителей и поставщиков услуг эта технология могла бы расширить географический охват, сделав техподдержку доступной пользователям, говорящим на любом языке.
Сергей Халяпин (Citrix) напоминает, что уже сегодня Big Data и искусственный интеллект помогают социальным сетям формировать наиболее «адресный» контент, основываясь на том, что пользователь смотрел, читал, отмечал ранее. Не менее интересна последняя новость о том, что в редакторах для обработки видео, рассчитанных на непрофессионалов, появились инструменты для быстрого устранения движущихся или стационарных объектов. Эти же технологии могут быть использованы для математических расчетов, обработки больших массивов информации и построения аналитических систем, уточняет г-н Халяпин.
В свою очередь, Андрей Албул (Schneider Electric) рассказал, что с целью решения ряда прикладных задач, с которыми сотрудники его компании сталкиваются ежедневно, в прошлом году был проведен первый в России блокчейн-хакатон в области энергетики. По его словам, некоторые предложенные участниками инструменты полностью подошли для использования в области взаиморасчетов с клиентами, у которых несколько сотен площадок по всей стране.
Жан-Франсуа Мари (NetApp) подчеркивает, что ИИ позволяет быстро и тщательно анализировать большие объемы информации, так как использует новые технологии вычислений и хранения данных. В качестве примера он привел разработанную в Cambridge Consultants программу на основе ИИ, позволяющую развить набросок на холсте в полноценную картину.
По словам Марины Майоровой (КРОК), применение компьютерной лингвистики и NLP (Natural Language Processing) в русскоязычных чат-ботах совершенно по-новому задает нормы корпоративной коммуникации, делая структуру общения в целом более короткой, информативной и целевой. Именно такой подход формирует новый стандарт корпоративной переписки.
Александр Родионов (OCS Distribution) делает акцент на аспектах использования ИИ в мире. С одной стороны, мы уже многое слышали про автономные автомобили и магазины, правда далеко не всегда это было успешно, говорит он. С другой стороны, гораздо более развитыми являются модели ИИ для финансовых рынков, научных сфер и обороны.
Опубликовано 05.06.2019