Интеграторы. Первый посткризисный квартал
В России официально (заявлением премьера) закончили кризис. Каким оказался первый официальный посткризисный квартал для системных интеграторов, рассказали руководители известных компаний. Были даны ответы на вопросы об общих итогах первого квартала, наиболее успешных направлениях с точки зрения оборота и маржи, об активности заказчиков из различных отраслей и о наметившихся перспективах.
I квартал
Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании АйТи: «По итогам первого квартала 2010 года АйТи показала 15% рост к первому кварталу 2009 года (который был не таким уж и плохим для компании), что позволяет говорить о переходе корпоративного рынка к росту. Насколько устойчив этот тренд — посмотрим на итоги начавшегося второго квартала, который пока также видится для АйТи с ростом к уровню 2009 года.
Рынок системной интеграции существенно сезонный. В четвертом квартале выручка обычно максимальна — это прямое следствие годового бюджетного цикла наших корпоративных заказчиков. Первый квартал обычно не является выдающимся по выручке (январь-март — время планирования бюджетов, а не их выделения и реализации)».
Алексей Ушаков, генеральный директор компании DATA+: « Первый квартал 2010-го года оказался достаточно успешным. Можно отметить рост оборота на 40% по сравнению с первым кварталом 2009-го года. Вместе с тем, оборот в первом квартале 2010-го года оказался на те же 40% меньше, чем в предшествующем квартале. Это не вызывает большого удивления, поскольку в конце года традиционно закрывается значительная часть проектов».
Александр Семенов генеральный директор «КОРУС Консалтинг»: «В I квартале 2009 года мы наблюдали на рынке «отложенный спрос»: после пиковой фазы кризиса заказчики поняли, что «жизнь продолжается», что необходимо развиваться, и тратили средства из бюджетов 2008 года. В этом году картина в I квартале года иная: экономическая ситуация более стабильная, «отложенного спроса» уже нет, заказчики тратят деньги с большей осмотрительностью, поэтому борьба за каждого клиента идет достаточно жестко. При этом II квартал 2010 г., по нашим оценкам, будет гораздо лучше по результатам, чем аналогичный период 2009 года: в отличие от 2009 года (когда многие компании ожидали второй волны кризиса и вели осторожную политику затрат), у заказчиков сегодня есть деньги на развитие, в том числе за счет активного сокращения расходов в течение всего прошлого года. Эти средства вкладываются в ИТ-проекты, позволяющие повысить эффективность бизнеса: от экстенсивного роста прежних лет компании перешли к поиску внутренних механизмов развития и новых ниш на рынке.
Соотношение IV квартала 2009 г. и I квартала 2010 г. осталось таким же, как и в докризисный период: в конце года заказчики закрывают годовые бюджеты и верстают бюджеты на следующий год, в начале года – постепенно начинают новые проекты. IV квартал всегда выглядит лучше, чем I квартал следующего года. На конец 2009 года пришлось наибольшее количество реализуемых проектов, особенно это было заметно в госсекторе, где неиспользованные до конца финансового и календарного года деньги просто секвестируются.
Сергей Калин, президент компании «Открытые Технологии»: «По нашим оценкам, оживление в первом квартале 2010 года по отношению к такому же периоду 2009 года наблюдается существенное. Это вполне закономерно: заказчики в 2009 году заморозили свои ИТ-бюджеты, а потребности сохранили. По этой же причине четвёртый квартал 2009 года практически не отличается от первого квартала 2010-го. Процесс закупок запущен. Остановится он, возможно, только к осени этого года».
Направления, наиболее успешные, с точки зрения оборота
Дмитрий Ведев: «Рост в первом квартале показали все направления, связанные с ИТ-услугами и лицензиями ПО, ситуация в области поставок оборудования пока нестабильная и говорить о начале устойчивого роста я бы сказал, преждевременно».
Сергей Калин: «Кризисный год внес некоторые коррективы в распределение оборота по отраслям. Высокую выручку показал государственный и телекоммуникационный сектор, а также ритейл. C государственным сектором все было понятно с самого начала кризиса — по сути, только государство располагало достаточно большим финансовым плечом. Телеком избрал, пожалуй, самую верную стратегию — модернизировать, расширить, адаптировать свою инфраструктуру. Операторы обратили особое внимание на решения, которые призваны повысить эффективность их деятельности. С ритейлом наблюдается почти аналогичная ситуация, так как здесь есть непосредственный приток денежных средств от потребителей».
Александр Семенов: «Приоритеты и интересы заказчиков существенно изменились. Серьезным спросом пользуются новые недорогие, но полезные для бизнеса ИТ-сервисы, услуги SaaS: системы бюджетирования, CRM, обмен документами on demand. Существенно выросла доля ИТ-аутсорсинга в общем портфеле заказов «КОРУС Консалтинг». Клиентами являются как крупные компании, которым выгодно отдавать часть собственных ИТ-процессов на аутсорсинг, так и небольшие компании сегмента SMB, которые образовались недавно, изначально не планировали создавать и содержать собственный ИТ-отдел и полностью отдают на аутсорсинг управление своими ИТ-ресурсами. Заказчики чаще задумываются о переносе данных на серверные мощности за пределами страны, о быстром результате и независимости от одного монопольного поставщика программного обеспечения. Наблюдается рост спроса на недорогие локальные и быстроокупаемые решения, срок возврата инвестиций в которые исчисляется несколькими месяцами».
Алексей Ушаков: Компания занимается дистрибуцией программного обеспечения для создания ГИС, технической поддержкой и системной интеграцией с использованием геоинформационных технологий. Анализ структуры продаж показывает, что IT-рынок до сих пор не восстановился. Объем продаж «коробочных» решений все еще не дотягивает до докризисных значений. Более того, объем продаж программного обеспечения не превышает даже кризисных значений, которые наблюдались год назад. А вот продажи технической поддержки несколько увеличились по сравнению с годом ранее. Максимальный же рост показали системная интеграция и консалтинг. В этом сегменте наблюдался пятикратный рост по сравнению с годом ранее и 40%-й по сравнению с предшествующим кварталом.
Высокомаржинальные направления
Дмитрий Ведев: «Безусловно, для АйТи наиболее высокомаржинальны направления, связанные с внедрением и сопровождением собственных продуктов. Однако, в целом можно сказать о том, что все направления, связанные с ИТ-услугами становятся более маржинальными, чем в 2009 году, что связано с восстановлением сниженных или "замороженных" в 2009 году ставок специалистов, которые предоставляются провайдерами ИТ-услуг для проектных работ».
Сергей Калин: «Среди высокомаржинальных направлений можно выделить телекоммуникации. Это объясняется тем, что ИТ для телекома — это инструмент бизнеса. И приобретение продуктов, изначально включающих в себя высокую маржу, оправдано».
Наиболее активные заказчики
Дмитрий Ведев: Можно отметить высокую активность энергетиков, финансового сектора и компаний ТЭК.
Сергей Калин: «Если ранжировать активность заказчиков в начале 2010 года, то тройка лидеров следующая: сектор телекоммуникаций, финансовый и государственный. Если активность телекома и госсектора ожидаема, то банки, в целом, внесли некоторое оживление в бизнес интегратора. Это, видимо, связано с тем, что именно банки больнее всего ощутили на себе последствия кризиса и сейчас активно проводят поиск оптимальных решений модернизации и построения ИТ».
Александр Семенов: «Драйверами» рынка, как и прежде, остаются банковская, нефтегазовая отрасли, телеком и госсектор. Заметен значительный рост по проектам для государственных структур, которые развивают электронные услуги, а также заинтересованы в технологиях, повышающих эффективность и прозрачность работы.
Алексей Ушаков: «Наибольшая активность наблюдается в секторах ритейла, транспорта, а также в госсекторе».
Госсектор после кризиса
Дмитрий Ведев: «В целом, если судить только по финансовому аспекту, активность госсектора осталось на уровне прошлого года. Это и понятно — бюджетная модель госсектора очень консервативна и каких-то резких изменений тут не видно. Что касается общей рыночной активности вокруг тем и проектов для госсектора, то сегодня она, безусловно, выше. Это связано, прежде всего, с запуском новых этапов больших тем: информационное общество, электронное правительство, социальная карта и пр.
Сергей Калин: «В первом квартале текущего года заметно усилилось внимание высшего руководства страны к переводу госуслуг в электронный вид, о чем свидетельствуют заседания высших чиновников под председательством Президента и Премьера (Постановление Правительства РФ № 478 от 15 июня 2009, Распоряжение Правительства РФ №1993-р от 17 декабря 2009, Постановление Правительства РФ №60 от 6 февраля 2010, Заседание правительственной комиссии РФ по вопросам регионального развития, Уфа, 8 февраля 2010; Заседания Государственного совета и Совета при Президенте по развитию информационного общества 29.12.2009). Минсвязи активно занимается разработкой новой программы внедрения электронных услуг. Надеюсь, что уже в следующем году начнется ее масштабная реализация».
Алексей Ушаков: «Несомненно увеличилась».
Необычная статистика Iквартала 2010 года
Дмитрий Ведев: «Отрадно, что рост идет без серьезного увеличения численности персонала — это свидетельствует о росте производительности труда, а также отрадно, что опережающими темпами растут многие региональные рынки, на которых мы работаем через свои региональные филиалы».
Сергей Калин: «Традиционно первый квартал показывал меньшую выручку по сравнению с последним кварталом предыдущего года. Но в 2010 году мы наблюдаем отсутствие снижения динамики продаж. Это отклонение от правил объясняется ростом бизнеса после застоя в кризис».
Алексей Ушаков: «О чем говорят наши результаты в первом квартале 2010-го года? Рынок IT находится в стагнации. Внедрение новых систем заморожено. Вместе с тем, существующие системы заказчики стараются поддерживать. При этом начал проявляться эффект отложенного спроса. И пошли те проекты, которые уже невозможно откладывать.
Александр Семенов: «По сравнению с 1 кварталом 2009 года, увеличилось количество заключенных договоров.
О перспективах
Александр Семенов: «По собственной компании мы прогнозируем рост на 2010 г. – 20% по сравнению с 2009 годом. В России на следующие три года мы прогнозируем рост рынка с динамикой в 5-10% в год: постепенное восстановление доходов компаний на фоне оздоровления экономики, плюс уроки кризиса заставят руководство многих предприятий задуматься об оптимизации расходов, а, как известно, в этом смысле ИТ-решения имеют лучшую репутацию и эффективность. Тем не менее, резкого роста не будет. В ближайшие 3 года предприятия в России перейдут от стагнации и попыток сохранить бизнес на прежнем уровне к плавному развитию, постепенно начнется модернизация производства и внедрение инновационных технологий. Однако структура потребностей заказчиков в ИТ-решениях претерпит существенные изменения.
Игроки ИТ-рынка уже начинают приспосабливаться к текущей ситуации, берутся за небольшие проекты с низким уровнем рентабельности. В итоге именно те компании, которые снижали стоимость проектов без потери качества работы, но все-таки обладали достаточно большим портфелем разнообразных проектов в кризисное время, смогут поделить рынок после кризиса.
Оздоровлению рынка ИТ в 2010 году послужит также банкротство нерентабельных конкурентов, либо сокращение нерентабельных производственных практик конкурентов на ИТ-рынке, уход с рынка нестабильных ИТ-компаний с небольшим количеством клиентов. При этом для клиентов эти тенденции пойдут только на пользу: для них это будет значить повышение качества предоставляемых услуг, тщательную проработку текущих проектов и планирование будущих, взвешенные, обоснованные решения, внимание к деталям (клиенты стали более требовательны, а партнеры - более старательны).
Компании-интеграторы – в некотором смысле элита российского рынка ИТ – пойдут на снижение высоких в прошлом прибылей, но в целом количество ИТ-проектов не уменьшится: в России потребность в ИТ-услугах остается на крайне высоком уровне. Даже до кризиса доходы компаний в данном сегменте не превышали 5,5 млрд долларов, в то время как рынок ИТ-услуг одной только Швеции, — $9 млрд, Испании — $15 млрд, а Германии – $43 млрд, не говоря уже о США, Японии и Великобритании. Российскому ИТ-рынку есть куда расти и в новых экономических условиях.
Вывод из вышесказанного можно сделать такой: будущее уже не кажется интеграторам таким же неизвестным и мрачным, каким казалось полтора года назад, несмотря на то, что возврата к докризисным ценам на услуги IT-компании не ожидают. Странным лично мне кажется вот какой момент — конечные пользователи, в отличие от корпоративных заказчиков, не ощутили снижения цен на сервисные услуги (в разных областях). Сервис скорее подорожал, чем подешевел и здесь также нет надежды на изменение ситуации в лучшую сторону.
Опубликовано 29.04.2010