«Марвел-Дистрибуция» оценила рынок и себя на рынке
В четверг, 19 февраля, компания «Марвел-Дистрибуция» объявила о некоторых итогах своей деятельности в прошлом году и поделилась данными собственных исследований динамики основных показателей различных секторов российского IT-рынка.
Общие показатели у «Марвела» оказались достаточно высокими: компания выполнила план и добилась в 2008 году 35%-ного прироста продаж. Однако поквартальное распределение обнаружило неприятную тенденцию: в первом квартале прирост составил около 45%, во втором – около 75%, в третьем вновь вернулся к уровню 45%, а в четвертом замедлился до единиц процентов.
В 2008 году продолжала расти доля проектных решений в доходах компании и сокращаться доля реселлерских продаж: их соотношение на конец года – 47,7% к 52,3%. А вот доля комплектующих и периферийного оборудования продолжила сокращение (с 45% до 39,1%), в то время как доля сетевых решений росла (с 26% до 33%). Доля ПК, ноутбуков и серверов сократилась незначительно (с 29 до 27,7%), а доля департамента «Аудио/Видео» остается пока очень малой (0,2%), и это единственное подразделение, перед которым в первом полугодии 2009 года поставлена задача добиться роста продаж.
Что касается состояния российского IT-рынка в целом, то он, как уверены в «Марвеле», «просел» к концу минувшего года приблизительно на сорок процентов. Наиболее эффективными антикризисными инструментами в этих условиях оказались слияния и поглощения: в минувшем году «Марвел-Дистрибуция» объединилась с дистрибьюторским подразделением ERIMEX, расширив таким образом круг своих дилеров и заказчиков. Кроме того, «Марвел» начала активно искать новых вендоров. В итоге из более чем 50 поставщиков, с которыми фирма сотрудничает, 15 появились в прошлом году. Существующие же соглашения с ведорами «Марвел» постарался расширить. Это было сделано с Lenovo и Hewlett-Packard. Важным подспорьем в противостоянии кризису стал также рост дилерской сети компании: в минувшем году она увеличилась более чем на 15% - до 2525 компаний в 152 городах России, то есть почти во всех городах с населением более 100 тыс. человек.
Анализируя ситуацию на рынке, вице-президент компании «Марвел» и генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция» Константин Шляхов подчеркнул: «Прежде чем принимать антикризисные меры, нужно понимать, что произошло». По его словам, незапланированное падение сбыта осенью вызвало образование излишков на складе и резкое замедление оборачиваемости товаров. К концу года компания сумела в основном справиться с этой проблемой и сократить срок оборачиваемости складских запасов до полутора месяцев. Вторая проблема, с которой столкнулось большинство компаний, невозможность получить инвестиции либо излишне высокая цена кредитов. «Марвел-Дистрибуция» последовательно проводила курс на то, чтобы «жить по средствам», и подошла к концу года, не имея просроченных долгов по займам и полностью рассчитавшись со всеми вендорами. Сокращение сбыта продукции привело к образованию излишка штатного персонала. В компании сократили 20% штата, однако все уволенные остаются в контакте с компанией, чтобы при улучшении рыночной конъюнктуры вернуться на свое место и подключиться к развитию продаж.
Еще одна проблема – «кризис доверия». Многие годы бизнес на IT-рынке строился на доверии между дистрибьюторами, их партнерами и заказчиками. В трудных условиях, когда некоторые компании не могут расплатиться по своим обязательствам, участники рынка вынуждены ужесточить процедуру взаимодействия, контроль и ответственность за соблюдение обязательств. Более того, уже в начале осени «Марвел-Дистрибуция» стала перестраховывать наиболее опасные дебиторские задолженности своих партнеров и рассчитывает в скором времени получить компенсацию по нескольким страховым случаям. Компания ужесточила кредитную политику и стремится свести к минимуму «плохие» долги. Предпочтение будет оказываться партнерам, которые понимают ситуацию и не просят необоснованных отсрочек у дистрибьютора.
Основные стратегические задачи компании на 2009 год: увеличивать долю рынка, сохранять платежеспособность, контролировать издержки и улучшать оборачиваемость средств, искать новые продуктовые ниши и возможности для сбыта. Короче говоря, готовиться к новому подъему рынка, хотя никто и не может сегодня предсказать, когда именно это произойдет.
Опубликовано 20.02.2009