OCS справилась с кризисным “заданием”

Логотип компании
И не намерена забывать полученные уроки…

На днях компания OCS объявила некоторые результаты своей деятельности в 2009 году.

По словам вице-президента OCS Роксаны Янборисовой, прошлый год, как и предыдущий, только формально можно считать годами. Так, первый квартал 2009 года, по утверждению г-жи Янборисовой, можно не считать. Тогда весь бизнес рухнул в пропасть и никто не знал, что будет дальше. В частности, в январе, феврале и марте 2009 года падение дохода компании по отношению к соответствующим месяцам 2008 года составило 40%, 45% и 45% (в некоторых регионах падение доходило до 70%). При том, что в четвертом квартале 2008 года падение объемов бизнеса было незначительным – около 5%. Здесь Роксана Янборисова отметила, что в названный период резко прекратились и исчезли длительные проекты, а розница также стремилась к “нулю”, но постепенно.

Тогда же OCS занялась поисками путей улучшения своего положения в кризисной ситуации. В частности, компания приступила к расчистке складов, занялась сокращением расходов, реструктуризацией кредитного портфеля, оптимизацией бизнес-процессов. Причем, говоря о реструктуризации кредитного портфеля г-жа Янборисова заметила, что в начале прошлого года OCS работала с шестью банками. В сложной ситуации два из них повели себя неадекватно и компании пришлось отказаться от сотрудничества с ними. В то же время компания посчитала необходимым увеличить число банков-партнеров. В результате, сегодня таковыми являются 10 банков.

Что касается оптимизации бизнес-процессов, то, как оказалось, у OCS было и есть что оптимизировать. По словам Роксаны Янборисовой, в прошлом компания росла очень быстро – на 35-50 % в год. Поэтому зачастую бизнес-процессы не успевали за таким ростом – люди работали, как придется или как сложилось. При этом у фирмы не было ни ресурсов, ни времени, ни возможностей остановиться и сделать что-то лучше. С кризисом, когда почти все остановилось, появилось время на то, чтобы изучить, что и как работает в компании, подумать, что можно улучшить и собственно реализовать такие улучшения. Сюда же можно отнести работы по автоматизации тех или иных процессов. Так, в 2009 году компания завершила проекты по автоматизации казначейства, документооборота юридических и бухгалтерских служб. Также были начаты работы по автоматизации работы транспортного департамента, по модернизации кадровой системы и т.п.

В начале года компания не обошлась без увольнений, когда штат OCS сократился на 12% (около 200 человек). Значительная часть сокращенных пришлась на складских работников и бэк-офис. С улучшением ситуации компания снова начала набирать людей. В том числе своих бывших сотрудников.

В целом, по данным OCS, компании удалось сократить свои расходы приблизительно на 30%.

По словам г-жи Янборисовой, весной ситуация стала меняться. Так, в апреле появились первые “ростки” на корпоративном сегменте рынка. При этом объем бизнеса компании составлял все те же “-” 40%. Но у OCS появились определенные ожидания на май месяц. Они в целом подтвердились и уменьшение объема бизнеса фирмы по сравнению с аналогичным показателем 2008 года составило всего 27%. Тогда же OCS стала операционно безубыточной.

В летние месяцы, по данным компании ситуация продолжала улучшаться. В том числе в регионах. А уже в четвертом квартале появились “длинные” проекты, в рознице и в сегменте СМБ увеличивался спрос. Соответственно OCS снова занялась вопросами развития своего бизнеса. При этом был открыт филиал компании в Иркутске и подготовлено открытие филиала в Пятигорске (официально он начал работать в феврале текущего года).

Что касается количественных показателей, то в целом выручка компании уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 22%, что приблизительно равно этому показателю за 2007 год. При этом большая часть продаж пришлась на Москву и Санкт-Петербург (44% и 14%). Также компания отметила, что число ее партнеров за 2009 год увеличилось с 6 тыс. 130 до 6 тыс. 650. При этом большая часть продаж – 43% пришлась на системных интеграторов. Еще 20% и 21% объема бизнеса достались универсальным реселлерам и IT-рознице, а 9% и 7% - бытовой рознице и субдистрибуторам. Причем, последние, по оценке OCS пострадали больше всего – в 2008 году на их долю приходилось 11% от общего объема продаж.

Также компания отметила, что во время кризиса уменьшилась доля решений, необходимых при реализации тяжелых проектов. Речь идет о телефонии, пассивном сетевом оборудовании, инфраструктурном ПО. К наименее пострадавшим продуктовым сегментам компания отнесла комплектующие, ноутбуки, расходные материалы, периферийные устройства, а также активное сетевое оборудование.

В целом, по словам Роксаны Янборисовой, прошедший год оказался для OCS тяжелым и нервным, но успешным. При этом компания сделала для себя несколько выводов. Один из них заключается в том, что нельзя работать с жадными и глупыми, а также зарывающимися в плане ведения бизнеса. Также в сложные времена следует помогать партнерам, которым можно доверять. К их числу компания отнесла фирмы, чей бизнес для нее прозрачен и понятен.

Говоря о планах компании на текущий год г-жа Янборисова отметила, что OCS рассчитывает расти лучше рынка на 5-10%. Компания предполагает, что ей дастся увеличить свой бизнес приблизительно на 20%. Также OCS не желает забывать полученные уроки и намерена сохранить достигнутую во время кризиса эффективность. В том числе за счет реализации новых проектов по автоматизации своей деятельности, подготовки новых предложений для партнеров. Стоит отметить, что здесь OCS изучает возможность по выходу на новые рынки, смежные с рынком IT.

Читайте также
Бизнес-тенденции последних лет основаны на том, чтобы сократить издержки, ускорить работу и улучшить сервис с помощью различных ИT-решений. При этом одной автоматизации процессов уже не достаточно — сегодня на волне популярности технологии искусственного интеллекта. Можно ли доверять роботам в таком щепетильном вопросе, как документооборот, и как договориться с искусственным разумом? Об этом — в материале IT-World.

Опубликовано 12.03.2010