Региональный туризм и цифровизация
Уже больше двух лет отечественная отрасль туризма пребывает в состоянии неопределенности. Волна кризисов, связанных с пандемией и СВО, беспрецедентным образом отразилась на этом сегменте. В первом «коронавирусном» 2020-м все поездки – и зарубежные, и внутри России – на несколько месяцев прекратились полностью. Но несколько недель, которые россияне провели в режиме самоизоляции, лишь обострили потребность в положительных эмоциях: несмотря на закрытые границы, россияне не переставали интересоваться путешествиями.
Так, согласно исследованию «Яндекса», если в марте 2020 года количество поисковых запросов, связанных с туризмом, упало по сравнению с 2018-м на 25%, а в апреле – на 63%, то уже к концу апреля наметилась небольшая динамика и число запросов о возможных датах возобновления международных полетов выросло в 10 раз. А по итогам 2021 года внутренний туризм в РФ восстановился на 90% по сравнению с 2019-м: турпоток в этом сегменте, по данным Ростуризма, достиг 56 млн человек, оборот – 2,5 трлн рублей. В итоге некоторым регионам, в числе которых Крым, Краснодарский край, Алтай, Камчатка, Калининградская и Мурманская области, Карелия, удалось вернуться к «доковидным» показателям и даже превзойти их. По данным «СберИндекса» и OneTwoTrip, расходы россиян на внутренний туризм только за лето 2021 года составили 1,46 трлн рублей. Уверенным лидером осталась Москва с долей бронирований 25%, на втором месте Санкт-Петербург – 11,5%, на третьем Сочи – 7,8%.
В то же время въездной поток иностранных туристов в Россию за первые три квартала 2021 года сократился по сравнению с 2019 годом как минимум в 24 раза, в результате чего отрасль недосчиталась 1,2 трлн рублей.
По данным нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», обнародованным летом 2020 года, вклад отечественной туристической отрасли в ВВП страны составил почти 4%. И это более чем скромный показатель: во всем мире он достигает в среднем 10,9%. Как отмечает ВЦИОМ, за последние пять лет лишь 45% россиян выезжали на отдых за пределы региона своего проживания.
С началом спецоперации на Украине, отменой в связи с этим большой части международных авиарейсов и существенного подорожания оставшихся, а также ограничения полетов в южном направлении сегмент международного туризма вновь обрушился. В то же время, по прогнозам Ростуризма, внутренний турпоток в период с мая по сентябрь 2022 года обещает рост от 4до 30% в зависимости от направления, в связи с чем общее число туристов внутри страны превысит 31 млн. Примерно 30% из них будут отдыхать на Черном море.
Внутренний туризм: вызовы нового времени
«Кризисы в туротрасли обострили конкуренцию в сфере внутреннего туризма. Закрытие границ дало этому рынку новый импульс», – комментирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. «Чтобы развивать туризм в регионах, нужно оттолкнуться от зародившихся в 2020 году и сформировавшихся в 2021 году трендах. Тот регион, который в тесном сотрудничестве с бизнесом оперативно “настроит” свой турпродукт под потребности туристов, сможет обеспечить себе прирост туристического потока», – поясняет Константин Марков, лидер центра отраслевой экспертизы «Туризм» Сбербанка.
Регионы, желающие увеличить туристический поток, вынуждены подстраиваться под новые запросы и предпочтения клиентов. 2021 год продемонстрировал растущий интерес к таким направлениям, как культурный, промышленный, активный, спортивный, экологический и гастрономический туризм. И в текущем году эта тенденция сохраняется. Согласно результатам исследования Strategy Partners, обнародованного весной 2022 года, жители 94% российских регионов считают туризм одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. При этом более чем в 60% регионов считают, что увеличить объем туристических прибытий на 50% можно уже в ближайшие три – пять лет.
Туризм имеет все шансы стать «отраслью прорыва», считает Максим Орешкин, помощник Президента РФ. К 2030 году вклад отрасли в ВВП России должен вырасти с 3,7 трлн рублей до 8,2 трлн рублей, а ежегодное количество поездок по стране – с 65 млн до 140 млн.
Но, как считают эксперты, достичь таких показателей без цифровизации невозможно. Именно ее называют одним из драйверов восстановления и дальнейшего развития сферы туризма.
Цифровизация: начало
Сегодня российский цифровой туризм еще в зачаточном состоянии, считают эксперты. Несмотря на то, что цифровые решения для b2c-сегмента появились на рынке уже довольно давно, почти все они выполняют лишь одну, максимум несколько функций: поиск и заказ авиабилетов, бронирование отелей или квартир, расписание поездов, аренда автомобилей и пр. «Одной из приоритетных задач для развития внутреннего и въездного туризма является создание условий для формирования туристской экосистемы, объединяющей всех участников рынка на онлайн-платформе, интегрированной с внешними источниками данных и социальными платформами», – комментирует Владислава Вишневская, руководитель центра компетенций в сфере туризма Фонда развития Югры.
Цифровые решения, которые могли бы дать представителям региональной туротрасли (как правило, это малые предприятия) удобный сервис по автоматизации своих услуг и их дистрибуции, остро востребованы регионами, особенно на фоне укрупнения туристического бизнеса. Уже в зимнем сезоне в регионы устремились крупные туроператоры, и местный малый бизнес может не выдержать конкуренции. В числе таких решений для этого сегмента эксперты называют онлайн-карту и мобильное приложение StavTravel (Ставропольский край), мобильный гид-справочник «Алтай Today» (Алтай), платформу автомобильных маршрутов Road.Travel, сервис-агрегатор “BookRussia!” для индивидуального формирования поездки, туристические порталы Камчатки, Хакасии, Амурской, Архангельской, Псковской и Калининградской областей.
Туристические порталы на базе цифровой экосистемы, разработанной компанией «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в ГК «Росатом»), внедрены в Железноводске и Мурманской области, активные работы по внедрению ведут Чувашская Республика, Ханты-Мансийск, ряд регионов в процессе переговоров. Цифровую экосистему РИР составляют три основных решения: информационный web-портал, мобильное приложение и ПО для интерактивных городских панелей.
Информационный портал представляет собой готовое «коробочное» решение с адаптивным дизайном и возможностью визуальной настройки в соответствии с потребностями заказчика. Разворачивание системы занимает максимум неделю, от заказчика требуется лишь наличие готового брендбука и контента, который нужно занести на портал. Разработчик готов предоставить услуги специалиста по рерайту контента, чтобы сделать его более привлекательным для туриста.
В числе ключевых составляющих решения – модули интеграции с сервисами «Яндекс.афиша», «Культура.рф». Модуль «Маркетплейс» дает представителям бизнеса возможность быстрой регистрации на портале, простого подключения к системе платежей и получения оплаты от клиента в момент транзакции, обеспечивает фискализацию, полное соответствие закону № 54-ФЗ и сплитование платежей (удобный способ проведения оплаты, при котором в рамках транзакции средства направляются непосредственно на расчетный счет поставщика услуг или сразу нескольких поставщиков в режиме реального времени). А модули «Опросы», «Блоги» и «Обратная связь» дают туристам возможность оставить отзывы или даже написать целый материал, основанный на личных впечатлениях.
Портал дополнен мобильным приложением и ПО для городских интерактивных киосков, которые размещаются в наиболее посещаемых местах города. Туристы, скачавшие его, получают рush-уведомления о достопримечательностях в каждой местности своего нахождения. И наконец, всю эту информацию турист может получить также в интерактивных киосках. Важная особенность решения – единое управление контентом для разных устройств. Кстати, решение мультиязычно – портал способен поддерживать 28 языков. Важно отметить, что разработка РИР зарегистрирована в реестре отечественного ПО, который ведет Минцифры РФ.
Железноводск: малый курорт с цифровой экосистемой
В последних числах мая текущего года РИР официально сообщила о завершении второго этапа цифровизации Железноводска. Процесс начался в 2019 году, и к сегодняшнему дню скромный город-курорт с небольшой территорией приобрел статус одного из самых высокотехнологичных в РФ.
На первом этапе на базе цифровой экосистемы РИР было создано два цифровых портала: «Туристический гид Железноводска», предназначенный для отдыхающих, и «Умный Железноводск» для местных жителей.
На портале «Туристический гид Железноводска» собрана вся информация о городе, которая может быть интересной и полезной для туристов: локации отелей, санаторно-курортных учреждений, спортивных объектов, парков, кафе и ресторанов, интересные маршруты, памятные места и любопытные факты из истории города. Размещенный на портале маркетплейс локальных туристических и развлекательных услуг позволяет в режиме онлайн заказывать и оплачивать путевки, экскурсии, билеты в музеи, театры и на мероприятия, резервировать столики в кафе и ресторанах. Кроме того, предлагается необычная программа лояльности: за участие в городских мероприятиях или за пройденные по горам маршруты (терренкуры) и местные жители, и туристы могут накапливать виртуальную валюту Железноводска – «курортные рубли» – и затем расплачиваться ими за билеты на концерт или в кинотеатр.
Еще одна изюминка проекта – уникальный модуль «Покоритель железных гор». Он начисляет баллы в зависимости от числа пройденных терренкуров, их сложности и скорости прохождения.
Интерактивные панели и приложение «Туристический гид» оснащены голосовым помощником (разработка РИР), который воспроизводит нужную информацию. Не менее содержателен интерактивный туристический информационный центр, оснащенный современными технологиями (видеостена, планшеты и т. п.).
Все элементы «Туристического гида Железноводска» функционируют совместно с инфраструктурой решения «Умный город». Сюда входят различные сервисы для муниципалитета и местных жителей, объединенные на одной платформе. Горожане могут взаимодействовать друг с другом, администрацией, получать информацию о городской инфраструктуре. В числе программно-аппаратных решений – «умные» остановки с электронными табло расписаний и сенсорными панелями для отслеживания перемещения транспорта в режиме онлайн; пешеходные переходы и общественный транспорт, оборудованные системами видеонаблюдения с высокоточной аналитикой; «умные» приборы учета коммунальных ресурсов в муниципальных учреждениях.
На втором этапе цифровизации Железноводска, завершенном в мае, все эти решения были тиражированы на территорию поселка Иноземцево (входит в городской округ Железноводск).
Цифровизация города дала местным властям возможность принимать правильные управленческие решения. Благодаря использованию систем интеллектуального видеонаблюдения выяснилось, что, например, город посещает очень много туристов «выходного дня» и что курорт популярен у семей с детьми. Отталкиваясь от этих данных, местные власти расширяют инфраструктуру и создают сервисы, отвечающие потребностям таких категорий путешественников. К примеру, обеспечивают более высокий уровень безопасности в выходные дни, строят детские площадки, организуют развлекательные мероприятия.
Железноводск – небольшой, но очень известный бальнеологический курорт с богатой историей. В последние годы поток туристов динамично растет: по данным администрации города, в 2019 году его посетили свыше 140 тыс. человек – на 17% больше, чем в 2018-м и абсолютный рекорд предыдущих десяти лет. А показатели турпотока за 2021 год – свыше 160 тыс. человек – уже превысили «доковидные». И процесс развивается: в апреле 2022 года Железноводск насчитал 15 603 туриста (в апреле 2021-го – 12 062, а в 2019-м – 11 498).
Точных данных о том, какую роль в этом сыграла цифровизация города, пока нет, но туристам, несомненно, стало намного интереснее проводить время в Железноводске, а организация их пребывания проходит намного легче. Об этом говорит и популярность «Туристического гида», уникальных пользователей (скачиваний) которого сегодня уже около 50 тыс.
Мурманская область: очарование Арктики в цифровом формате
Одно из главных преимуществ решения РИР – его можно адаптировать к потребностям любой административной единицы – начиная от республики и заканчивая рядовым объектом туристической, культурной или развлекательной сферы. И если в Ставропольском крае решение было внедрено в одном городе (Железноводске), то на Северо-Западе России – в целом регионе – Мурманской области.
На информационном портале murmansk.travel размещены кейсы всех городов и районов области с необходимой туристам информацией. И «Российскому центру освоения Арктики» есть что предложить самым искушенным путешественникам. В первую очередь это, конечно же, горнолыжные комплексы «Большой Вудъявр» и «Кукисвумчорр» в Кировской области, снежная деревня у подножия Хибинских гор, водный туризм и дайвинг, экологический туризм в природном парке «Полуострова Рыбачий и Средний», этнографический туризм – посещение саамской деревни Самь-сыйт – коренного народа Кольского полуострова, гастрономический туризм (местная кухня с блюдами из морских обитателей). А главное, уникальные природные явления – белые ночи и северное сияние.
По официальным данным, в 2021 году турпоток в Мурманскую область превысил «допандемийный» уровень и поставил рекорд по количеству туристов, посетивших Заполярье, – более 486,2 тыс. человек (в 2019 году – около 458 тыс.). И внедрение цифровой экосистемы во многом тому подспорье – сегодня число просмотров портала murmansk.travel составляет порядка 500 в день.
Рост спроса на маршруты по Кольскому Заполярью, отмечает региональный Комитет по туризму, привел к росту количества региональных туроператоров: в 2021 году организацией путешествий профессионально занимались уже 64 местные компании, тогда как в 2020 году – 43, а в 2019-м – лишь 37.
Перспективы цифровой трансформации в сегменте регионального туризма
Как прогнозируют аналитики, отечественный b2c-сегмент рынка туристических услуг ожидает глобальная трансформация – он будет контролироваться глобальными метапоисковиками и цифровыми маркетплейсами, располагающими мощными финансовыми и маркетинговыми ресурсами. «Цифровые решения будут сопровождать туристов на всех этапах – от планирования путешествия до обмена впечатлениями, – говорит Алексей Волков, вице-президент ОСИГ. – Они обеспечат “бесшовный” опыт получения услуг и позволят предоставлять персонализированные предложения».
Но это перспективы, а на ближайшие месяцы эксперты предрекают продвижение на региональных туристических рынках услуги «динамического пакетирования» (в РФ она активно используется при организации поездок за рубеж уже несколько лет). Туроператор, подключенный к различным сервисам по поиску и бронированию отелей, билетов и транспортных средств, формирует нужное предложение в момент получения запроса от туриста. Спрос на эту услугу в регионах уже заметен и в течение одного-двух лет обещает вырасти в несколько раз. Внедрение ее предполагается и в рамках решения РИР: пользователь турпортала сможет составить маршрут, выбрать нужные услуги и в режиме реального времени получить информацию о стоимости такого тура.
С развитием цифровизации все более широким спросом будут пользоваться сервисы со сложной и уникальной программой, позволяющие туристам самостоятельно составлять себе туры, бронировать и оплачивать их. Не менее перспективная ниша – совмещение услуг культурного, спортивного и гастрономического туризма. Внутри России эта тема востребована невероятно высоко, что неудивительно: кулинарные пристрастия многочисленных народов нашей необъятной страны основываются на народных традициях, с использованием местных продуктов. Цифровизация дает жителям каждого региона возможность наиболее полно донести до туристов неповторимый колорит своей национальной кухни.
Опубликовано 28.07.2022