Блогинг. Вчера и сегодня

Логотип компании
Блогинг. Вчера и сегодня
Блогинг – явление масштабное и социально значимое. С момента массового распространения Интернета и зарождения этого нового направления у людей появилась реальная возможность общаться с целым миром. Раньше это было возможно лишь с экранов телевизоров, посредством радио, с помощью книг, журналов и газет. Теперь стало достаточно кликнуть мышью.

Блогинг – явление масштабное и социально значимое. С момента массового распространения Интернета и зарождения этого нового направления у людей появилась реальная возможность общаться с целым миром. Раньше это было возможно лишь с экранов телевизоров, посредством радио, с помощью книг, журналов и газет. Теперь стало достаточно кликнуть мышью.

Само слово «блог» пошло от английского “blog”, которое, в свою очередь, образовано от “web log” – «интернет-дневник». И хотя официальной даты публикации первого поста нет, существуют несколько претендентов на звание первого блогера. По версии газеты “Washington Profile”, родоначальником следует считать Тима Бернерса-Ли, публиковавшего с 1992 года новости в Интернете. По другим данным, это программист Дэйв Винер, автор Scripting News. Хотя, конечно, по количеству упоминаний в Интернете несомненный лидер Джастин Холл. Самый обычный американский студент, который вел интернет-дневник, рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.

В 1999 году в США программист Брэд Фицпатрик разработал и запустил Livejournal.com, популярность которого сегодня измеряется 12 миллионами пользователей. В том же году слово «блог» введено в обиход Джоном Бергером, который разложил “web log” («интернет-дневник») на “we blog”, что значило «мы делаем блог». А к концу года компанией Pyra Labs была запущена блогоплатформа Blogger. И именно это событие стало мощным толчком к массовому освоению нового направления. На исходе 1999 года в мире насчитывалось уже порядка 50 блогов.

Технически для подобной работы необходимо лишь программное обеспечение, позволяющее добавлять/изменять записи и публиковать их в Cети. Как правило, таким ПО является какая-то система управления контентом. Однако на сегодняшний день блогерам требуется не только это. К примеру, пользователи активно используют функции RSS и Atom, которые автоматически создают списки обновлений. В ходу и такие возможности, как форматирование текста, вставка фото- и видеоматериалов. Одним словом, все, что может сделать страницу интересной и запоминающейся. Конечно, чем и как заполнять личное web-пространство или блогоплатформу, каждый решает сам. Но у «казенных» систем обычно есть свои преимущества. Например, возможность добавления друзей в популярной системе «Живой Журнал» делает ее похожей на социальную сеть.

За прошедшие со времен первого блога 19 лет само это явление претерпело много изменений и модификаций. Менялись и взгляды самих блогеров на цели и способы ведения страниц. Вот наиболее яркие этапы в становлении блогинга: персональный, коммерческий и персонально-коммерческий.

Как только новое увлечение набрало популярность, желающих вести свою страницу в Сети оказалось великое множество. Людям нравилась новая необычная возможность – стать публичным рассказчиком и найти своих читателей. Все страницы, которые заводились в тот период, были исключительно персональными, то есть делались для себя. Люди писали, как умели, о том, что их волнует. А простота в использовании блогоплатформ не только не препятствовала, но скорее помогала блогингу обретать популярность. Однако как сейчас, так и тогда читатели были привередливы и за их внимание необходимо было бороться. Именно это обусловило тот факт, что в конце концов популярность обрели единицы пользователей, большинство же было обречено бросить свой блог или смириться с его низкой посещаемостью.

Появление лидеров по популярности изменило характер блогинга с персонального на коммерческий. В тот момент и сформировалось такое понятие, как хвалебный отзыв. Оказалось, что быть популярным – это еще и экономически выгодно. Если у тебя много подписчиков и читателей, тебе и твоему мнению доверяют. Маркетологи щедро платили за размещение своей рекламы в постах. Казалось бы, что стоит блогеру ненавязчиво написать об использовании какого-нибудь продукта или услуги. Какое-то время это было эффективным средством продаж. И если бы не засилье скрытой рекламы в блогах, меры которой не знали ни компании, ни сами блогеры, возможно, этот инструмент и до сих пор приносил бы плоды. Но пресыщение сделало свое дело, и доверие к таким постам испарилось. Рушило размещение рекламы и популярность автора.

Блогинг неуклонно шел к новому этапу – персонально-коммерческому. Популярность по-прежнему оставалась в цене. И теперь успешный блог мог стать хорошей рекламной площадкой для служб типа Google AdSense и «Яндекс.Директ». Здесь, как и в любом другом интернет-проекте, все строилось на простом правиле: чем выше посещаемость, тем больше доходы от размещения рекламы. Таким образом, внимание было вновь обращено на качество и содержание контента.

Люди, которые добились успеха в блогинге, имеют между собой нечто общее – это в первую очередь любовь к теме, которую они освещают, и хорошее ее понимание. Плюс ко всему необходимо обладать большим трудолюбием, так как блог требует постоянного мониторинга и частого обновления постов. Только это помогает получить преданных читателей и, соответственно, популярность.

Как правило, удачливые блогеры – те, кто может чему-то научить. Обычно это специалисты своего дела или очень увлеченные люди. На этот счет интересное исследование провели в Канаде. Компания Sysomos проанализировала более 100 млн постов в блогах и сделала вот такие выводы. Доля российских блогеров в мире составляет 2,31%. Это десятое место. На первом оказались США. Далее соответственно Британия, Япония, Бразилия, Канада, Германия, Италия, Испания и, наконец, Франция. 50,9% блогов принадлежит женщинам и 49,1% – мужчинам. Самыми активными оказались пользователи в возрасте от 21 до 35 лет, им принадлежит 53,3% всех блогов. 20,2% – не достигшим 21 года. Люди от 36 до 50 лет владеют 19,4% блогов, и 7,1% приходится на возраст старше 50 лет.

Массовость – вот преимущество блогинга. Именно благодаря огромному количеству людей, задействованных в этом социальном явлении, охват затрагиваемых тем так велик. Люди пишут о том, что их окружает, чем они увлекаются и живут. И это далеко не всегда хобби или домашние питомцы. Блог дал возможность говорить о вещах серьезных и важных.

Журналист Алан Волф как-то опубликовал в New York Times статью о значении блогов в мировой политике. И, по его мнению, такие очерки привлекают внимание людей с разных континентов, так как дают наиболее полную картину происходящего в стране. Часто блог – единственное доступное средство для самовыражения. Он стал своеобразной альтернативой прессе, трибуной честного автора, не пытающегося угодить власти. Так, например, во время войны в Ираке в Интернете частенько мелькали записи американских солдат о происходящем в зоне военных действий. Публиковали их письма и родственники, пытаясь донести до мира правду о войне.

Собственно, по этой же причине блогеры подвергались и подвергаются преследованиям. Блоги гораздо сложнее контролировать, нежели СМИ. А высказывания могут быть не только антиправительственными, но и откровенно компрометирующими власть. В мире практика наказания неугодных блогеров существует и активно применяется: на Кубе, например, было осуждено около 20 человек, а в Китае – 24. Подобное встречается и в России. В 2004 году в Красноярке приговорен к шести месяцам исправительных работ и штрафу Андрей Сковородников, лидер Национал-большевистской партии. Поводом послужил нелестный пост о тогдашнем президенте Владимире Путине. В своей заметке автор использовал оскорбления и ненормативную лексику, за что в итоге и поплатился.

Но стоит заметить, что блогеры не всегда действуют против власти. Так, например, Дмитрий Медведев не раз приглашал пользователей «Живого Журнала» с собой в поездки и на мероприятия. В 2010 году Рустем Адагамов, известный под ником Drugoi, сопровождал президента и освещал увиденное в своих постах. А в этом году такой чести удостоился Илья Варламов (Zyalt), принимавший участие в поездке с Владимиром Путиным.

Сегодня блог способен удовлетворить самые разные потребности пользователей. По словам блогеров, это отличный способ пообщаться, найти единомышленников и новых друзей. Однако он также прекрасно справляется с функцией самопрезентации. Многие специалисты заводят страницы, где делятся профессиональными секретами и рассказывают об успехах в работе. Такой подход к блогу позволяет показать себя как хорошего специалиста и помогает найти работу. Для кого-то блогинг по-прежнему остается развлечением, способом провести время и прославиться. А кто-то видит в нем средство поддерживать личные связи.

Читайте также
Как вписать потенциал ИИ в бизнес-стратегию и проанализировать  больше данных? Как защититься от растущей киберпреступности, нарастить компетенции команды под новые вызовы и больше инвестировать в цифровую трансформацию? Вот что будет волновать всех ИТ-директоров в 2025 году, уверен Gartner. На ИТ-руководителей в России дополнительно давят кадровый голод, обязательное импортозамещение ПО в сжатые сроки, проблемы с зарубежными расчетами, логистикой и микроэлектроникой, общая экономическая и социальная неопределенность. Какие навыки помогут преодолеть эти сложности, подсказывает Григорий Бахин, коммерческий директор Unisender.

Одним словом, блог давно уже перестал быть просто интернет-дневником и за прошедшее время значительно расширил сферы своего влияния. Его социальное значение настолько возросло, что сейчас среди блогеров можно встретить самых разных людей – от простых граждан до политиков и глав стран. 

Источник: IT News №19 (ноябрь 2011 года)

Опубликовано 15.11.2011