За кулисами GameDev: Андрей Сапрыкин про опыт работы в QA и секреты успеха в индустрии
IT World пообщался с Андреем Сапрыкиным, ведущим специалистом по обеспечению качества (QA) с 10-летним опытом работы в игровой индустрии. Он внес свой вклад в создание и тестирование множества ярких и успешных проектов. Среди них — «Cut the Rope» от Zeptolab. Его усилия способствовали поддержанию высокого качества всех игр этой популярной серии, которая на сегодняшний день суммарно имеет более миллиарда загрузок по всему миру.
Мы поговорим о том, чем Андрея привлекла gamedev-индустрия, и о его роли руководителя команды тестирования. Он поделится своими достижениями, включая победу на Digital Leaders Award.
Ваш путь от стажера до лидера команды тестирования в известных gamedev-компаниях впечатляет. Чем вас заинтересовала именно эта индустрия?
Мой интерес к видеоиграм начался ещё в детстве, как и у многих в нашей индустрии. Однако признаюсь, я не сразу задумался о карьере в gamedev. После окончания университета я стремился найти интересную и подходящую для меня работу в IT-отрасли. Я даже попробовал себя в роли специалиста технической поддержки крупного интернет-провайдера нашего региона, но буквально в первый же день понял, что это не моё призвание. По счастливой случайности мой одноклассник рассказал мне об открытой вакансии тестировщика в компании SPL, специализирующейся на разработке и тестировании игр. Недолго думая, я откликнулся и был принят на должность тестировщика-стажёра. Моё образование в области управления качеством изначально задало вектор для моей карьеры. Когда я устроился тестировщиком, то сразу понял, что хочу и дальше развиваться в этом направлении. А поскольку игры всегда занимали важное место в моей жизни, мысль о том, что я могу внести свой вклад в улучшение их качества придавала моей работе особый смысл и мотивировала к дальнейшему росту до QA-специалиста.
Что, по вашему мнению, делает сферу QA в gamedev-индустрии отличной от других направлений в IT?
Уникальность данной сферы заключается в том, что она требует взгляда на продукт с позиции игрока. Это не только проверка технической стабильности, но и создание положительного опыта, который должен захватывать с первых минут. QA-специалист становится своего рода «адвокатом игрока», следя за тем, чтобы каждая деталь игры работала, как задумано, и приносила эмоции. В игровой разработке важна гибкость и умение адаптироваться к стремительным изменениям рынка: индустрия постоянно развивается, конкуренция растет, появляются новые подходы и технологии. Это означает, что QA-специалисты должны постоянно развиваться и быть в курсе последних трендов.
Как выглядит ваш типичный рабочий день? Есть ли место творчеству или работа строго регламентирована?
Мой рабочий день начинается с планирования и расстановки приоритетов. Важно распределить задачи так, чтобы каждый член команды знал, над чем работать, и не было простоев. Обычно мы начинаем с ежедневного stand-up митинга, на котором обсуждаются текущие задачи, прогресс и возможные блокеры. Хотя большая часть моей работы, безусловно, регламентирована, творчество в ней тоже присутствует. Например, когда мы разрабатываем новые подходы к тестированию или ищем способы улучшить процессы, приходится выходить за рамки привычного. На этапе исследования новых инструментов, технологий или методик я могу свободно экспериментировать, и именно здесь проявляется творческая составляющая работы. В QA важно не только строгое следование процессам, но и гибкость. Иногда возникают неожиданные проблемы, которые требуют креативного подхода к их решению. Поэтому я считаю, что даже в рамках достаточно строгих регламентов всегда есть место для творческого поиска и новых идей. Это помогает не только решать текущие задачи, но и продвигать инновации, улучшать процессы и способствовать общему развитию команды.
Какой проект в вашей карьере предоставил вам наибольшие возможности для профессионального роста?
Мне сложно выделить один конкретный проект, поскольку каждый из них предоставил уникальные возможности для роста и новые вызовы. Например, одним из наиболее значимых проектов во время работы в SPL стала популярная серия игр «Cut the Rope» от Zeptolab, где я отвечал за руководство командой тестирования. Этот опыт позволил мне глубже погрузиться в процесс оптимизации и открыть новые подходы к управлению. Сотрудничество с талантливой командой помогло мне приобрести ценные навыки, которые стали трамплином для дальнейшего развития в сфере QA.
Насколько нам известно, ваша роль на проектах «Cut the Rope» была ключевой для SPL. Каких результатов вам удалось достичь для компании?
Действительно, мой вклад в серию игр «Cut the Rope» был значительным. Я не просто выявлял дефекты, но и улучшал процессы тестирования, делая их более систематизированными и эффективными. Это позволило сократить расходы и сосредоточиться на критически важных аспектах проекта. Во время работы в SPL я разработал систему оценки трудозатрат и внедрил метод «трёхточечного оценивания» с использованием исторических данных. Это помогло точнее планировать работу и эффективнее распределять ресурсы. Я также внедрил систему определения тестового покрытия, что помогло выявлять проблемные области заранее. Благодаря этим мерам уровень обнаружения дефектов достиг 90%, что значительно снизило риски для релизов. Помимо этого, я участвовал в разработке программы обучения новых тестировщиков, что ускорило их интеграцию. Парное тестирование и использование эмуляторов помогли быстрее проверять игры на разных платформах и повысить эффективность тестовых процедур. Все эти улучшения привели к повышению качества игр Zeptolab и значительному укреплению репутации SPL на рынке. Клиенты начали поручать компании больше заказов, что положительно повлияло на выручку компании и привело её к коммерческому успеху.
Вы обладаете более чем 10-летним опытом работы в индустрии, которая за эти годы получила значительное технологическое развитие. Какие технологии стали наиболее прорывными и многообещающими в сфере QA?
За эти годы различные технологии меняли подходы к тестированию и QA, например, внедрение облачных технологий и DevOps подходов значительно изменило процесс. Теперь QA-специалист может развернуть тестовое окружение для различных устройств буквально за считанные минуты. Это позволяет быстрее выявлять проблемы и гарантировать стабильность продукта. В свою очередь, AR и VR-технологии добавили в процессы тестирования новые задачи, связанные как с техническими проверками, так и с оценкой особого пользовательского восприятия.
Однако, самыми прорывными стали искусственный интеллект и машинное обучение. На сегодняшний день эти инновации имеют огромный потенциал для игровой индустрии: они помогут автоматизировать рутинные задачи, такие как, создание тестовой документации и регрессионное тестирование, снижая трудозатраты и освобождая время для более творческих задач, что напрямую повлияет на улучшение качества игр.
Какие ключевые факторы, на ваш взгляд, лежат в основе успеха в gamedev? Что особенно важно учитывать разработчикам и QA-специалистам?
На мой взгляд, в gamedev крайне важны три фактора: качество, вовлечённость пользователей и правильная стратегия продвижения. Если рассматривать разработку игр с точки зрения QA — качество продуктов и зрелость процессов, безусловно, являются фундаментом успеха. Игроки не терпят багов и недочётов — с их стороны нет снисхождения, и конкуренция за их внимание настолько высока, что малейшие негативные эмоции могут стать причиной отказа от продукта. Я убеждён, что качественное тестирование на ранних стадиях и эффективные процессы обеспечивают положительный пользовательский опыт. Следующий аспект — это вовлечённость пользователей. Дизайн, геймплей, интерфейс — всё должно работать безупречно и быть продуманным, чтобы игрок погружался в игровой процесс и не терял к нему интерес. И наконец, правильная стратегия продвижения, которая включает в себя не только грамотную маркетинговую кампанию, но и систему монетизации, хорошо подстроенную под целевую аудиторию. Для того чтобы добиться успеха, важно понимать, кому предназначена ваша игра, и строить стратегию на основе интересов и потребностей этой аудитории.
Летом этого года ваши усилия в QA были отмечены премией Digital Leaders Award 2024. Расскажите подробнее о вашем проекте?
Проект, за который я получил эту награду, был нацелен на повышение эффективности и создание системы качества, обеспечивающей стабильность и комфорт для игроков. Основной задачей стало внедрение принципов международного стандарта ISO 9001 в процессы разработки и тестирования игровых продуктов. В рамках проекта я инициировал ряд значимых улучшений. Во-первых, мы сконцентрировались на потребностях игроков, наладив постоянную связь между командами QA и техподдержкой. Это позволило оперативно реагировать на обратную связь пользователей и вносить нужные изменения в обновления. Во-вторых, мы ввели стандартизированное документирование всех этапов тестирования и начали принимать решения на основе аналитических данных, что не только повысило качество работы, но и снизило затраты на финальных этапах разработки. Также, после каждого цикла разработки, мы начали проводить ретроспективы, которые помогли превратить процесс в систему постоянного улучшения. Эти инициативы позволили нашему игровому продукту долгое время входить в пятерку самых прибыльных проектов компании, с более чем 25 миллионами загрузок и рейтингом 4.7 в AppStore. Мой проект не только улучшил качество продукта и повысил удовлетворенность пользователей, но и положительно сказался на финансовых показателях компании. Получить такую награду, как Digital Leaders Award — большая честь для меня. Эта награда подтверждает, что все усилия и нововведения были действительно ценными и значимыми.
Ваш подход явно демонстрирует, как качество может стать конкурентным преимуществом. Что бы вы порекомендовали начинающим разработчикам игр с вашей глубокой экспертизой?
Новичкам в игровой разработке важно быть готовыми к постоянному обучению и совершенствованию. Индустрия развивается стремительно, и актуальные навыки или технологии могут быстро устареть, так что важно всегда держать руку на пульсе. Кроме того, успех зависит от командной работы. Игра — результат совместных усилий дизайнеров, программистов, тестировщиков и других специалистов. Умение слушать, принимать критику и работать сообща играет не меньшую роль, чем технические знания. И, конечно, качество. Внимание к деталям, стремление к безупречному пользовательскому опыту — именно это отличает профессионалов и позволяет создавать игры, которые действительно привлекают игроков.
Сергей Новиков
Опубликовано 14.11.2024