В 2016 г. международный голосовой OTT-трафик впервые превысил телефонный
J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования российского и мирового рынка мобильных мессенджеров. Основные перспективы развития в этом сегменте связаны с социальной коммерцией и созданием самодостаточных универсальных платформ, объединяющих самые разнообразные сервисы внутри одного приложения.
Крупнейшие проекты в мире и в России
В число крупнейших мессенджеров в мире входят WhatsApp (1,2 млрд пользователей в конце 2016 г.), Facebook Messenger (1 млрд в середине 2016 г.), QQ (900 млн на 3 кв. 2016 г.), WeChat (846 млн на 3 кв. 2016 г.), Skype (более 300 млн на конец 1 кв. 2016 г.), Viber (260 млн на конец 2016 г.) и Line (217 млн в конце 2016 г.).
В 2016 году международный голосовой OTT-трафик впервые превысил традиционный телефонный трафик - 552 млрд мин. против 546 млрд мин, соответственно.
В России, по данным опроса проведенного J'son & Partners Consulting в конце 2016 г., в тройку наиболее популярных мобильных мессенджеров и соцсетей вошли «ВКонтакте», WhatsApp и Viber.
По сравнению с данными опроса, проведенного J’son & Partners Consulting в середине 2015 года, проекту «ВКонтакте» удалось взлететь с 5-го на 1-е место, а Skype (абсолютный лидер по данным 2013 года) сместился с 3-го на 4 место после WhatsApp и Viber. Снижение популярности Skype в России в 2016 г. подтверждается данными и других опросов и связано с недостаточно высоким качеством связи, обилием рекламы, недостаточно простой регистрацией и распространением контактов по сравнению с другими мессенджерами (Viber, WhatsApp и Telegram), а также необходимостью поддерживать приложение активным для возможности коммуникаций в реальном времени.
От платных звонков и абонентской платы до «социального шопинга»
После не вполне удачных, а порой и неудачных попыток монетизации за счет абонентской платы и платных звонков в сетях мобильной и фиксированной связи, монетизация мобильных мессенджеров остается актуальной проблемой, и компании пытаются решить ее разными путями, например: продажа рекламы, стикеров и сувениров; создание платформ для сторонних приложений и сервисов; «социальная коммерция»; комиссия с владельцев бизнес-аккаунтов.
Вероятнее всего, мессенджеры будут практиковать разнообразные способы своей монетизации, прежде чем остановятся на нескольких ключевых оптимальных моделях. Одна из значимых тенденций – переход крупнейших игроков к созданию собственных платформ для сторонних приложений.
Крупнейшие российские мессенджеры, в основном, идут по пути китайского проекта WeChat, который за счет партнерства с миллионами компаний из различных сегментов (от городского транспорта до доставки еды и продажи цифрового контента) смог интегрировать большое число сервисов в одном приложении. Пользователи WeChat, не выходя из приложения, могут, например, выбрать кафе для завтрака, забронировать столик, вызвать такси, выбрать еду из меню, оплатить счет и т.п.
При помощи мессенджеров выстраивается модель коммуникаций между потребителями и брендами – в настоящее время Россия в этом направлении делает пока только первые шаги. Например, некоторые ретейлеры пока, в основном, используют этот канал коммуникации со своими клиентами в самых простых вариантах (например, как замена обычному телефону для справок). Более активно мессенджеры используются в онлайн-продажах (прием заказов, бронирование билетов, службы поддержки, консультации и пр.). В некоторых компаниях уже достаточно активно используются боты, которые позволяют существенно сократить расходы на обслуживание клиентов.
Проекты сотовых операторов
До сих пор ни одному из российских операторов не удалось создать проект в области мобильного мессенджинга, который бы мог конкурировать по популярности с существующими глобальными брендами – WhatsApp, Viberи пр. Тем не менее, попытки операторов создать аналогичные сервисы не прекращаются. Например, в 2015 г. компания МТС запустила мессенджер MTS Connect, «МегаФон» в 2016 г. «перезапустил» «Мультифон» (проект eMotion), а «ВымпелКом» планирует запустить в 2017 г. приложение Veon, которое объединяет функционал мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. В мире есть лишь единичные примеры успешного запуска операторами мобильных мессенджеров. Один из них – проект BiP турецкого сотового оператора Turkcell (более 10 млн загрузок к концу 3 кв. 2016 г.). Однако способы монетизации BiP пока остаются неясными.
Крупнейшие глобальные мессенджеры существенно выигрывают в популярности у операторских OTT-приложений, которые, как правило, ориентированы в первую очередь на собственных абонентов оператора.
Регулирование
Операторы мобильной связи сетуют на то, что в то время как их деятельность лицензируется, а мобильные мессенджеры предоставляют, по сути, те же услуги, их деятельность никак не регулируется. В ноябре 2016 г. на сайте Медиа-коммуникационного союза (МКС), в который входят, в том числе крупнейшие операторы мобильной связи, был опубликован законопроект о регулировании работы ОТТ-сервисов. Документ, в частности, обязывает разработчиков мессенджеров работать в России только по договору с операторами связи, идентифицировать пользователей и ограничивать передачу запрещенной информации. Разработка законопроекта началась в 2015 г., он был раскритикован интернет-компаниями, управляющими мессенджерами и видеосервисами, а также экспертным советом при правительстве. Тем не менее, необходимость регулирования мессенджеров была поддержана в Госдуме. В проекте стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг., опубликованном на сайте Совета безопасности России, предполагается, в том числе, усиление правового регулирования соцсетей и мессенджеров.
Вероятность регулирования мессенджеров в России в том или ином виде J’son & Partners Consulting оценивает как высокую. Основные аргументы связаны с необходимостью идентификации пользователей и блокировки нежелательного контента с целью предотвращения противоправных действий.
Опубликовано 13.03.2017