ГВЦ РЖД подготовился к консолидации ЦОДов
Через месяц Главный вычислительный центр (ГВЦ) РЖД может приступить к реализации проекта по консолидации центров обработки данных РЖД. Об этом в среду, 15 апреля, заявил начальник отдела департамента информатизации и корпоративных процессов управления РЖД Кирилл Баранов.
Напомним, с апреля 2007 года на базе ГВЦ РЖД был образован филиал, представляющий собой эксплуатационную структуру в области информационных технологий. Тогда же в ведение ГВЦ перешли центры обработки данных (ЦОД) всех территориальных железных дорог. В результате, сегодня в структуре ГВЦ действуют 18 ЦОДов. При этом г-н Баранов отметил, что эти центры резервируются только внутри зданий, но не имеют резерва на случай региональной катастрофы.
Для решения этой задачи, а также для сокращения затрат ГВЦ занялся в свое время проработкой проекта по консолидации ЦОДов. По словам Кирилла Баранова, в финансовом плане реализация данного проекта позволит РЖД сократить инвестиции в развитие центральных вычислительных комплексов – вместо 18 их будет три. При этом около 50 мэйнфреймов, которые в настоящее время установлены в 18 ЦОДах и уже исчерпали ресурс по модернизации, будут заменены шестью новыми мощными мэйэнфреймами. Их планируется установить в трех ЦОДах, которые намечено разместить в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге. Также ГВЦ рассчитывает получить определенную экономию за счет унификации решений.
Кроме того, реализация проекта позволит снизить общехозяйственные IT-расходы за счет сокращения затрат на сервисные контракты с производителями и на лицензионное ПО. Небольшое сокращение расходов ГВЦ рассчитывает получить также за счет снижение эксплуатационных затрат – на эксплуатацию машинных залов и на оптимизации численности обслуживающего персонала. Правда здесь г-н Баранов заметил, что сокращения людей в общем-то не намечено – сотрудники действующих ЦОДов будут по-прежнему заниматься обслуживанием пользователей в регионах.
К настоящему времени компании IBM, которой были поручены работы по подготовке проекта, разработали архитектурные требования к новым ЦОДам (включая организационную модель, процессы, системное управление и т.п.), экономическое обоснование проекта, а также план его реализации. Последний этап был завершен в сентябре прошлого года. План проекта уже прошел пять одобрений и заявка на его реализацию находится на рассмотрении инвестиционного комитета РЖД, который должен дать по ней заключение приблизительно через месяц.
По словам Кирилла Баранова, в плане проекта определены места расположения ЦОДов. При этом, в максимальном варианте, для обеспечения территориальной разнесенности центров в пределах того или иного города будут построены три здания – в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге. То есть весь центральный вычислительный комплекс РЖД будет размещен в шести зданиях.
Новые ЦОДы, как и действующие намечено оснащать мэйнфреймами IBM. В каждом центре планируется установить по Mainframe cluster (на их базе будут работать АСУ пассажирских и грузовых перевозок) и UNIX-cluster (финансовые приложения на основе ПО SAP).
По оценке ГВЦ, данный проект окупится в течение пяти лет, если инвестиционный комитет не даст согласия на строительство зданий, и в течение семи лет при строительстве новых зданий ЦОДов. При этом Кирилл Баранов отметил, что в случае утверждения заявки на реализацию проекта еще около года у ГВЦ уйдет на проектирование всего и вся, необходимого для выполнения работ по этому проекту.