СтартОпы
История о том, как журналисты инвестировали в стартапы, пытаясь выбрать из них «топовые», и почему хороший журналист не всегда хороший инвестор.
Когда я получил от представителей компании Microsoft письмо с предложением посетить мероприятие в качестве инвестора, готового вложить свои скромные, чернильным потом и кровью выцарапанные из бумаги деньги в стартапы, первое, что пришло в голову: пиарщики перепутали базу рассылки. Статус профессионального журналиста не подразумевает наличия у него свободных средств в количестве, достаточном для инвестирования во что-то мало-мальски серьезное. А несерьезное американская корпорация разве ж предложит?
Про журналистов ходят два слуха: что их в России как собак нерезаных и что все они купленые, причем задешево. Есть еще мнение, что русский журналист и деньги возьмет, и правду напишет, но это шутка. Настоящий русский не может без быстрой езды и напишет всегда раньше, чем ему предложат серьезные деньги. А потому – условно бесплатно, то есть за зарплату. Профессиональной бедностью журналисты отличаются от любителей вести блоги, среди которых попадаются личности весьма обеспеченные.
По описанным выше причинам про «письмо счастья» я забыл сразу по прочтении. Но мне напомнили, пояснив, что инвестировать в стартапы необязательно, а среди них имеются любопытные экземпляры. Я сдался и, приехав прямиком в логово российского представительства Microsoft, а это не рядом – в Крылатском, решил времени не терять и сразу стал брать быка за рога, а стартапы – за информационный повод. Но, вместо того чтобы знакомить со стартапщиками, сотрудники Microsoft препроводили меня и прочих журналистов в отдельную комнату, где велели пить кофе и не высовываться. За такое получасовое заточение каждой акуле пера заплатили по десять с копейками тысяч долларов, в тысячедолларовых купюрах. Подвох заключался в том, что купюры отпечатали в соседнем помещении на принтере. Эти «деньги» представителей разных изданий попросили вложить, словно свои кровные, в компании, разработавшие нечто, с их точки зрения полезное для человечества, в целом и для платформы Windows Mobile в частности. На рассказ о себе любимом каждому стартаперу выделили три минуты. Именно поэтому, чтобы все находились в равных условиях, прессе и не дали заранее пообщаться с отдельными разработчиками мобильных приложений.
Первым на суд жюри представили «электронную хотелку». Так про себя я назвал приложение, которое будет убеждать человека, что именно этот автомобиль, плащ или очки подходят ему по психотипу. Другими словами, компьютер за вас будет «хотеть» купить этот самый автомобиль или плащ. И объяснит, что другой вам не подходит, ссылаясь на мимические реакции вашего, с позволения сказать, лица. Эти реакции умная машина запишет, сверит с базой данных, отметет напрочь все ваши ничего для психотипа не значащие ужимки, заметит вранье по бегающим глазкам и кривой ухмылке, сравнит вас для верности с соседом Колей или Аристархом Афанасьевичем, о котором вы и слышать не слышали, но он, по психотипу и мнению компьютера, ваша полная копия. Я, честно признаюсь, не ожидал, что стартапы сходу пойдут на жюри в психическую атаку, и накарябал на бумажке минус. Чуть позже узнал, что Microsoft, в отличие от меня, стартап уже давно профинансировала, дав тому грант на разработку решений для скоринга и кадровых служб. Ну что тут сказать? Никогда по-настоящему не понимал я кадровиков. Да и они нашего брата, журналиста, по-моему, тоже.
Далее была представлена электронная примерочная. Не знаю, как вы, а я на своем долгом электронном веку перевидал их не один десяток. Говоря языком Ильфа и Петрова, все они – «мрак». Понятно, что покупатели стройными рядами массово уходят и даже убегают сейчас в онлайн. Слышал, что в Британии 40% магазинов, расположенных на первых этажах зданий, стоят перед угрозой закрытия из-за снижения потока посетителей. Это факт, но даже в этих условиях примерять на себя в интернет-примерочной «шанхайского барса» и ориентироваться при этом на изображение электронного себя (совершенно непохожего на себя настоящего) и еще менее натуральных электронных шмоток, фотографии которых дают весьма туманное понимание о реальной форме и даже цвете одежды. Для меня это слишком. Все равно что в фотошопе вклеивать свою фотографию в модное авто и подбирать машину, ориентируясь на то, как ты смотришься за рулем на картинке. И снова стартап оказался без моих виртуальных денег, а я уже начал разочаровываться в себе как в инвесторе.
Далее шел еще один проект, получивший вливание от Microsoft. Ребята создали приложение для диабетиков, подсчитывающее калории в съеденной пище и дающее указание по разумной дозе инсулина, необходимого для компенсации повышенного уровня сахара в крови. Поначалу все шло неплохо. Сидящих в зале предупредили, что каждый десятый из них умрет от последствий диабета. Народ слегка приободрился, поняв, что оставшееся время надо прожить не зря. Некоторые члены жюри, я видел, уже приготовили «деньги». Я колебался. Не потому, что человек черствый или смерти не боюсь. Просто, когда речь зашла о монетизации… я вдруг подумал, что большинство российских диабетиков меня не простит. С российским рекламным креативом и двусмысленным законодательством, да еще и с ориентацией на фармакологические компании и врачей, дающих платные консультации. От диабетиков просто не оставят камня на камне. Им придется умереть от голода раньше, чем от диабета. Я твердо решил, что инвестором, богатеющим за счет больных диабетом, точно не буду.
Спасительным кругом для меня как инвестора стал ClipClock – проект, дающий возможность находить в видеороликах, размещенных в свободном доступе, то место, которое интересует пользователя. Идея, как я ее понял, состоит в том, чтобы ставить «метки» в нужное время в нужном месте. Примерно так же люди сейчас отмечают себя и своих знакомых на фотографиях в социальных сетях. Проблема с видео более актуальна – фото видно сразу и целиком, а по первому кадру видеоролика не понять, дойдет ли там до драки и появится ли кот в правом нижнем углу раньше, чем у оператора закончится цифровая «пленка». Найти в часовой видеопрезентации новой ОС от Apple или Microsoft описание интересного лично вам приложения, узнать, попали ли ваши знакомые в кадр на какой-то передаче, увидеть свой финиш в лыжном марафоне, где участвует 16 тыс. человек, – вот это, с моей очки зрения, полезно. Чтобы додуматься до этого, основателю ClipClock Алексею Крайнову потребовалось поработать в компаниях «Билайн» и Adidas и заняться получением дополнительного бизнес-образования в Гарварде.
Человеку в бархатном пиджаке и джинсах я в итоге отдал большую часть своих убереженных от других стартапов фальшивых «сбережений». Остальное разделил между виртуальным помощником – аналогом разработки фирмы Siri для iPhone и приложением для вызова такси. Первый проект вдохновил меня как инвестора тем, что уже набрал два миллиона пользователей, скачавших приложение. Если толпа голосует ногами, инвестор, если он не идиот, должен идти вслед за ней. Что же касается приложения для такси, то я знаю, что их сейчас выпускается масса. И в этом есть плюс – значит, продукт востребован. Решение, которое предлагают парни из Kwikpik, отличается от многих других равноправием таксистов и пассажиров. Идея в том, что я кидаю в сеть заказ, таксисты откликаются, я выбираю из машин, сверяясь с их описанием и комментариями других пользователей, лучшую для себя и вызываю именно ее. Да, здесь нет никаких обещаний обеспечить фиксированное время подачи автомобиля. Но все мы понимаем, чего в Москве стоят подобные обещания. И сколько в итоге мы за них доплачиваем.
Короче, Kwikpik мне понравился, в частности, тем, что таксисты там чувствуют себя настолько же людьми, насколько и их клиенты. А это означает высокую популярность приложения в среде бомбил, что будет поважнее однобокой популярности среди пассажиров. Тех поначалу можно подкупить «лучшим в мире интерфейсом», но если к клиенту будут подъезжать только машины от наиболее «распальцованных» и дорогих автопарков, массовости не дождешься. Есть частный клиент, и есть частный водитель. Если приложение нравится обоим, это «айс», – новый саморазвивающийся рынок. Тем же, кто ведется на рекламу «самых лучших авто», выезжающих при заказе через «наше приложение», хочется порекомендовать звонок в любой из известных «автомакдональдсов». А для этого приложений не нужно – достаточно позвонить в call-центр таксопарка и оставить заказ, не переплачивая при этом от 15 до 30% разработчику смазливого интерфейса для смартфона (поставляющего клиента таксопарку). Тем же, кому плевать на цену поездки в такси, его заказывают секретарши.
Раскидав свои фальшивые тысячедолларовые купюры между стартапами, я с удивлением узнал, что оказался едва ли не самым удачливым инвестором. Вложил больше других в победивший в итоге ClipClock, да и с таксистами не особо прогадал. Задумался: как же так? И пришел к выводу, что из окружавших меня представителей разных изданий инвесторы получились так себе. Я начал судить по себе и понял, что, во-первых, почти все журналисты отпетые циники и скептики. Вечно ищут в бочках меда капли дегтя, а найдя, радуются как дети. И это вместо того, чтобы радоваться вместе со всеми нынешним и будущим бестселлерам и блокбастерам. Ведь именно в них должен вкладываться нормальный инвестор, желающий получать прибыль. Но вкладываться в «попсу» журналисту не позволяет дух противоречия.
Далее. Журналист по мироощущению – гуру. Без этого как может он воздвигать себе нерукотворный памятник из слов печатных или же непечатных, если речь идет об интернет-издании? Гуру копает глубоко и смотрит в корень. А в это самое время толпа покупается на обертки и фантики и вкладывается в то, что может и не содержать никаких технологических ноу-хау. Опять возникает инвестиционная нестыковка. Наконец, если уж журналист полюбил проект, то, как говорится, «держите меня семеро». Идет на пролом, в полной уверенности, что следом бежит, как привязанный, весь мировой рынок. А тот, стыдясь и понимая собственную некомпетентность, идет подчас совсем в иную сторону.
Источник: IT News №07 (апрель 2012 год)
Опубликовано 10.04.2012