Корпоративные венчурные инвестиции в ИТ-индустрию резко снизились
Аналитический центр TAdviser обнародовал подробные итоги исследования «Корпоративный венчур в ИТ-индустрии России, 2016-2018». Несмотря на то, что государство выступило с инициативой о приоритетном создании в госкорпорациях специальных подразделений и венчурных фондов, осуществляющих инвестирование в малые инновационные компании, а ряд частных групп компаний не только не уступает, но и превосходит госкорпорации по своей активности при работе со стартапами, российские корпоративные инвестиции в ИТ-стартапы сократились по итогам прошедшего 2018 года почти на 20%.
В рамках исследования, отмечают эксперты, аналитики провели системное обобщение отечественного корпоративного венчурного рынка в сегменте, связанном с индустрией информационных технологий и цифровым бизнесом.
В течение 2016-2018 годов, как следует из текста исследования, отношения крупных корпораций и стартапов в РФ значительно изменялись. Именно на этот период пришлась и административная инициатива руководства страны о приоритетном создании в госкорпорациях и компаниях с госучастием «специальных подразделений и венчурных фондов, осуществляющих инвестирование в малые инновационные компании корпоративных венчурных фондов». В октябре 2018 года правительственная комиссия по инновациям буквально потребовала от корпораций, как государственных, так и частных, выступать покупателями стартапов. Иного способа обеспечить инновационный рост власть не видит, отметил вице-премьер РФ Максим Акимов.
При этом, отмечают эксперты TAdviser, понимания рынка и сложившейся на нем обстановки нет практически ни у кого. Единственное, что могут отметить все рыночные аналитики – так это тот факт, что сектор ИТ является самым активным. При этом, как подсчитали специалисты в ходе исследования данного сегмента рынка, в 2018 г. объем корпоративных инвестиций в ИТ-стартапы в России сократился на 18,7%, до $159,3 млн., тогда как в предыдущем 2017 году на рынке наблюдался рост. Порядка $58 млн из суммы инвестиций за 2018 год пришлось на первичные сделки, когда стартапы сами продавали свои акции и получали в свое распоряжение вырученные средства. Оставшаяся сумма, немногим более $101 млн, пришлась на вторичные сделки, когда одни инвесторы продавали акции другим инвесторам, и сами стартапы не получали вырученных средств. Именно для сегмента вторичных инвестиций, отметили аналитики, характерна общая непрозрачность рынка.
В общей сложности за несколько лет исследований, с 2016 г. по 2018 г., российские корпорации инвестировали 126 раз в 122 ИТ-стартапа. Общий объем сделок, финансовые условия которых были раскрыты участниками, превысил $419,5 млн (в эквиваленте во всех валютах по курсу на дату сделки), а с учетом оценки возможных сумм все сделок, финансовые параметры которых не были раскрыты, мог достичь суммы в $533,7 млн. Лидерами по сделкам стали АФК «Система» и Сбербанк РФ (17 и 10, соответственно), а самые дорогие сделки заключала Mail.ru. Крупнейшая сделка Mail.ru, Delivery Club ($100 млн, ноябрь 2016 года), составляет почти четверть от общего объема сделок за три года.
Корпорации, которые инвестируют в стартапы, в первую очередь интересуются тем, как это простимулирует их основной бизнес. Этим они отличаются от венчурных фондов, которые просто покупают ценные бумаги, чтобы потом перепродать их по более выгодной цене. Некоторые компании используют чисто корпоративно-венчурный подход, другие применяют элементы стратегии фондов. Корпоративные венчурные инвестиции могут преследовать две цели: дать стартапу денег на развитие и консолидировать контроль над ним.
Как отметил Денис Ситников, вице-президент по инвестициям группы «Ланит», важным критерием отбора стартапов является «возможность в текущей рыночной ситуации добавить стоимость проекту и группе компаний в целом, увеличив продажи и денежный поток: капитализация бизнеса — это долгосрочная цель, к ней нужно идти последовательно». Также, по его словам, за счет стартапов компания стремится наращивать компетенции и создавать востребованные продукты для цифровой трансформации клиентов.
Резюмируя итоги исследования, аналитики TAdviser сделали ряд выводов. Так, при принятии решений корпорации ориентируются на продуктовые и канальные синергии и заслуги основателей в индустрии (опыт, связи, стаж). Корпоративный венчурный процесс не формализован, а центр принятия решений находится на уровне высшего руководства. Ключевая проблема в анализе рынка корпоративных инвестиций, как отмечается – нежелание сторон раскрывать финансовые условия сделки: капитализацию стартапа до или после сделки, сумму инвестиций, долю инвестора. Частные группы компаний, такие, например, как «Ланит» и «1С», не уступают, а в чем-то и превосходят госкорпорации по своей активности при работе со стартапами.
Из дальнейших задач наиболее актуальной исследователи назвали создание методики оценки экономической эффективности корпоративной венчурной деятельности не на основе норм доходности (IRR, ROI, и др.), а на основе синергии с основным бизнесом компании, а также методов объективной оценки эффективности нефинансовых программ отдельно для корпораций и для стартапов-участников.
Опубликовано 30.05.2019