Законопослушный Wi-Fi
Российская компания «Честный Wi-Fi», зарегистрированная в августе 2014 года, объявила о первом внедрении своего решения для идентификации пользователей при выходе в Интернет.
«Компания создана группой единомышленников и на их средства» – пояснил ее технический директор и сооснователь Леонид Савченков. Побуждающим мотивом стало все более четкое стремление регуляторов ликвидировать возможность анонимного доступа в Интернет. В частности, 31 июля принято Постановление Правительства РФ № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». А 8 августа на сайте Минкомсвязи опубликованы комментарии по вопросам идентификации пользователей публичных сетей (http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=44762).
Эти и ряд последующих документов предъявляют довольно жесткие требования к владельцам публичных точек доступа в Интернет (кафе, рестораны и т. п.), выполнение которых может оказаться довольно сложной задачей для небольших компаний, не имеющих в штате IT-специалистов. Решение «Честный Wi-Fi», по словам Леонида Савченкова, призвано избавить их от головной боли: компания примет на себя все вопросы удобной идентификации пользователей, сбора необходимых сведений и передачи их в установленные сроки оператору связи.
Сущность решения проста: пользователь со своего мобильного устройства подключается к беспроводной сети через модифицированный маршрутизатор, перенаправляющий запрос на сервер компании «Честный Wi-Fi». Сервер просит пользователя ввести номер своего мобильного телефона и отправляет ему СМС с кодом, после введения которого пользователь получает возможность доступа в Сеть. Причем этот код можно будет использовать и в других организациях, где на точках публичного доступа будут установлены решения этого вендора. От заказчика продукта требуется лишь ежемесячная оплата предоставляемых услуг, цена которых определяется в основном стоимостью отправляемых клиентам СМС. В частности, для небольших кафе с наполняемостью около 200 человек в день она не превысит 2–4 тыс. рублей в месяц.
Выступление Леонида Савченкова перед журналистами вызвало оживленную дискуссию: насколько будет востребовано предлагаемое решение и не поторопилась ли компания, выходя с ним на рынок до того, как регулятор определит все особенности применения упомянутых выше постановлений? Логику заказчика пояснил Евгений Денисов, владелец московского ресторана «Добрые традиции», где была проведена первая инсталляция. Будучи очень законопослушным человеком, он уверен, что рано или поздно такое решение все равно придется внедрять, и предпочел сделать это пораньше, чтобы все проверить и отладить спокойно, а не в авральном режиме. По его словам, ни он сам, ни его клиенты практически не заметили перехода на новый режим выхода в Сеть. «Решение очень комфортное и для меня, и для пользователей, да и цена вполне приемлемая», – сказал Евгений.
Леонид Савченков сообщил, что «Честный Wi-Fi» уже внедряется примерно в десяти предприятиях общепита, а всего в Москве таковых около 6 тысяч, так что перспективы у компании хорошие, несмотря на ожидаемое появление конкурентов.