Георгий Генс: «Чтобы научиться управлять крупной компанией - нужно начать управлять ею»
Георгий Генс уже более 20 лет руководит группой компаний ЛАНИТ. Что помогает вести свою команду вперед, несмотря на кризисы и повороты судьбы? Какой жизненный и управленческий опыт стоит за его плечами?
Несколько цифр для справки. За прошедший год совокупная выручка ЛАНИТ и ее дочерних структур превысила показатель 2009 года, составив 40,9 млрд. рублей (с НДС). Причем в это непростое время компания не только сохранила своих специалистов, но принимала и продолжает принимать на работу новых сотрудников – сейчас в ее штате более 4 тыс. человек. В 2010 г. наиболее значительный рост отмечен в дистрибуции – почти 50%. На 40% выросли доходы от IT-консалтинга, в частности от услуг по внедрению ERP-систем.
«Мы следим за тем, чтобы не отклоняться от взятого курса: сейчас важен не столько темп роста, сколько его качество, – подчеркивает Георгий Генс. – Стараемся быть аккуратнее в прогнозах и планируем в этом году расти процентов на пять быстрее рынка».
Опыт
«Самое лучшее обучение – это реальная работа, а чтобы научиться управлять крупной компанией – нужно начать управлять ею», – считает Георгий Генс.
«Трудовой опыт я получал в советское время в стройотрядах, а позже и в бригадах строителей, – рассказывает Георгий Генс. – Там же приобретал первые навыки управления, общения с коллективом. Этот опыт оказался очень полезен, ведь усвоив алгоритмы, сможешь применить их где угодно и совсем неважно, чем управляешь».
В 1976 году Георгий Генс окончил МГУ по специальности «Экономическая кибернетика». Кстати, время учёбы он считает важнейшим этапом своей жизни. С тех самых пор вопросы отечественной и мировой экономики остаются в сфере его интересов.
Потом была работа во ВНИИ автоматизации управления в непромышленной сфере – хозрасчетном институте, где разрабатывали системы, позволявшие достичь реального экономического эффекта. Здесь он занимался экономической кибернетикой – конструированием автоматизированных систем и прошел все ступени карьерной лестницы: от младшего научного сотрудника до заведующего отделом. Накопленный опыт был обобщён в диссертации «Эффективные методы решения задач распределения капитальных вложений», которую главный конструктор АСУ Георгий Генс защитил в 1980 году. Научным руководителем его кандидатской диссертации был академик Николай Петраков, а оппонентом – Евгений Ясин. Когда появилась возможность работать самостоятельно и заняться предпринимательством, Георгий Генс сразу же воспользовался ею и открыл кооператив, из которого позднее выросла компания ЛАНИТ.
=======
«Я сделал главный вывод – не надо давать себя «водить». В первый класс я ходил один. За меня никогда ничего не решали. И весь мой последующий опыт показал: чем больше даешь самостоятельности, чем больше доверяешь людям, тем меньше вероятность возникновения неприятностей. Они сами могут сделать много хорошего и полезного, работать самостоятельно им комфортнее. При этом вероятность того, что кто-то начнет обманывать, гораздо меньше. Только доверяя людям, можно построить эффективную компанию. И мои соратники это понимают и принимают».
=======
Каждый раз, когда говоришь с Георгием Владимировичем о перспективах и тенденциях инновационных технологий, о том, что препятствует их развитию, понимаешь, что на его мнение можно с уверенностью положиться. Это мнение серьезного экономиста и опытного управленца.
В чём проблемы
«Стратегическая проблема российского рынка – несоответствие налоговой системы целям инновационного развития страны, – уверен президент группы компаний ЛАНИТ. – Это и НДС, о негативном влиянии которого я уже не раз говорил, и увеличение ЕСН».
Кроме того, по мнению Георгия Генса, опасен и перегрев рынка труда в сфере . Кризис только пошел на спад, а зарплатные ожидания специалистов уже обгоняют производительность труда. Растущий государственный сектор экономики, представленный госкорпорациями, готов предложить специалистам более высокую зарплату и нередко в ходе проектов профессионалов попросту переманивают. При этом заказчики очень жестко торгуются, добиваясь снижения стоимости проектов. «Таким образом, – подчеркивает Георгий Владимирович, – IT-компании вынуждены обеспечивать приемлемую стоимость предоставляемых услуг и одновременно повышать зарплаты, чтобы не проиграть кадровую войну. Но долго так продолжаться не может: они будут вынуждены повысить цену предлагаемых решений, а рост цен может привести к резкому сокращению спроса. В общем уже в ближайшее время ситуация в IT-отрасли может обернуться кризисом».
Что помогает
«По-прежнему сохраняется и даже нарастает тенденция к дальнейшей консолидации рынка. Я считаю её положительным процессом», – рассуждает Георгий Генс. Данные рейтинговых агентств говорят, что крупные компании не только восстановились быстрее рынка, но и увеличили свою долю. Нет сомнения, произошло это в том числе и за счет поглощения небольших фирм.
Однако даже крупные отечественные IT-компании по западным меркам можно отнести только к малому или среднему бизнесу. «Я за консолидацию рынка и за появление в стране по-настоящему крупного IT-бизнеса, но компания мирового уровня в России может появиться только при условии слияния нескольких больших компаний», – говорит президент ЛАНИТ. Отдаленный признак того, что этот процесс идет, он видит в стремлении IT-компаний работать в совместных проектах. Примером может служить масштабный проект обучения около 10 тыс. специалистов Федерального казначейства в 87 городах России. Для его выполнения свои усилия объединили «Сетевая Академия ЛАНИТ» и учебный центр «Микроинформ». О масштабе проведенной работы говорит тот факт, что проект занял первое место в ежегодном конкурсе партнерских проектов Microsoft в номинации «Образовательные решения» среди более чем 3000 претендентов со всего мира.
=======
«Как опыт помогает принять решение при выборе региональных партнеров, специалистов, привлечении в группу небольшой компании? Здесь важны не столько навыки управления, сколько опыт общения с людьми. При подборе специалиста, переговорах о сделках необходимо хорошо чувствовать собеседника, а это умение идет от жизненного опыта. Можно сказать, что на 70-80% процентов это работа психолога. Если я вижу, что тот, с кем собирался работать, будет разрушать компанию, от него могут возникать серьезные неприятности, то я его не приглашу. Брать человека, который мне не понравился (а я всегда могу объяснить, чем именно) – этого я делать не буду точно. Тот, кого я приглашаю должен быть увлечен работой. И я вижу, ощущаю, кто является настоящим профессионалом. Очень важны и такие человеческие качества, как честность, добросовестность, доброжелательность. Не стоит работать с человеком, с которым чувствуешь себя некомфортно, и заставлять других работать с ним.
Конечно, я знакомлюсь с резюме будущего сотрудника, стараюсь навести о нем справки. Собственный опыт, конечно же, помогает быстрее оценить потенциал претендента. Но бывали и кадровые ошибки, поскольку я отношусь к людям хорошо, и при беглом знакомстве мне многие нравятся».
=======
О тенденциях
На первое место среди технологий, которые в ближайшие несколько лет будут заметно влиять на бизнес, президент группы ЛАНИТ ставит облачные вычисления. В России о них много говорят, но пока еще мало кто понимает, какие возможности они открывают. Напомню, ЛАНИТ и издательство «Аквамариновая книга» выпустили перевод работы Питера Фингара «DOT.CLOUD: бизнес-платформа XXI века», в которой изложены новые подходы к принципам построения бизнеса. В книгу включены примеры применения облачных вычислений в проектах компании «Онланта» (входит в группу ЛАНИТ).
По мнению Георгия Владимировича, растет спрос и на услуги IT-консалтинга, на ERP-системы, стало больше проектов, связанных с прикладными задачами, активно идут инвестиции в создание data-центров, приходит время и аутсорсинга . По его наблюдениям, в России соотношение между внутренними корпоративными и внешними коммерческими data-центрами пока находится примерно на уровне 90:10 (на Западе – 50:50). Но ситуация меняется в сторону мировых показателей (хотя и медленнее, чем хотелось бы), в том числе и в части облачных услуг. Этому способствует широкое распространение планшетников и других мобильных гаджетов, использующих тысячи внешних сервисов, которые проще обеспечивать на основе облачных платформ. Можно надеяться, что они помогут быстрее преодолеть главное препятствие в развитии облачных услуг – боязнь передать обслуживание ИС внешнему подрядчику.
Об инновациях
«Не могу сказать, что вся российская экономика построена на инновациях, но в управлении государством информационные технологии использовались не всегда, – говорит Георгий Генс. – Например, электронное правительство – вещь вполне инновационная – его функции постоянно расширяются и процесс этот уже необратим, и через некоторое время мы все сможем воспользоваться его преимуществами».
Регистрация новых предприятий, подача налоговых деклараций, оплата услуг ЖКХ, запись на прием к врачу и целый список других услуг во многих странах осуществляются с помощью механизмов электронного правительства, облегчая жизнь людей. Есть движение в этом направлении и у нас. Так, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с 1 июля 2011 года ведомства будут не вправе требовать с гражданина справки, которые могут запросить у другого ведомства самостоятельно. И это значительный шаг к развитию межведомственного взаимодействия. В последние год-два ЛАНИТ инвестировал свои знания и опыт в наиболее крупные проекты в области электронного правительства.Так, крупным проектом с участием ЛАНИТ (его считают знаковым в этой области) стал единый сайт госзакупок, где с 1 января 2011 года фиксируются все сделки подобного рода. Система охватывает практически всю территорию России и ежедневно обрабатывает до 5 млн. внешних обращений.
«Всё что мы делаем, делаем самостоятельно. У нас нет планов выхода на IPO, мы пока самостоятельно вполне можем финансировать проекты»,– замечает Георгий Генс.
Роль руководителя
«В жизни любой компании довольно многое зависит от пристрастий ее основателя или тех, кто ее строил, – говорит Георгий Владимирович. – Я обучался программированию в математической школе и в университете, а потом долго и основательно занимался созданием АСУ. Кстати, некоторые из них не раз достраивались и эксплуатируются до сих пор».
В свое время президента ЛАНИТ задевало, когда говорили, что компания слишком сильно от него зависит. Но вскоре он понял – такое встречается часто: ведь даже в крупных международных корпорациях при уходе одного из руководителей стоимость ее акций может заметно снизиться или, наоборот, вырасти. «ЛАН сильно связан со мной, и трудно сказать, что произойдет, если я отойду от руководства. Конечно же, компания будет работать – это гарантированно. Но возможно, чуть хуже, а возможно, и намного лучше».
О корпоративной культуре
«Допустим, я предпочитаю, чтобы все сотрудники ходили в белых рубашках с галстуками, но поскольку сам я так не одеваюсь, то и требовать с других это не вправе. Однако в тех случаях, когда приходится общаться с людьми за стенами компании, нужно соответствовать статусу того места, куда идешь. Пошел к чиновнику – будь одет как чиновник. Первое моё требование к сотрудникам – хорошее отношение к работе, уважение друг к другу. Я категорически не приемлю склок, интриг, некомфортного отношения. Надеюсь, мне удается передать эту свою нелюбовь и остальным сотрудникам».
Георгий Владимирович стремится поддерживать интерес сотрудников к живописи, искусству. В главном офисе ЛАНИТ постоянно проходят художественные выставки. А что это, если не часть корпоративной культуры?
О социальной ответственности бизнеса
Хотя об образовании говорят как о социальном благе, это, скорее, забота о повышении качества труда. А вот забота о здоровье сотрудников в нашей стране, где система медицинской помощи работает плохо, постоянно требует от хорошего руководителя дополнительных усилий. Поэтому во многих российских компаниях сотрудникам выдают полис ДМС. В ЛАНИТ, например, как продолжение заботы о кадрах, персоналу оплачивается до 50% стоимости спортивных абонементов. В компании нередко проводятся развлекательные мероприятия, на которых люди могут отдохнуть, пообщаться, сдружиться. Естественно, если у значимых для компании людей возникают какие-то проблемы (материальные или со здоровьем), они всегда получат помощь. Социальные блага для сотрудников, благотворительность – все это зависит исключительно от наличия желания. Рассуждения о социальной ответственности бизнеса – неверная постановка вопроса. Бизнесу проще откликнуться на конкретную просьбу о помощи, а принципиальные вопросы должно решать только государство.
А еще ЛАНИТ занимается благотворительностью, проводит праздники для детей из детских домов, инвалидов. В одном мероприятии, организованном для 500 воспитанников детских домов, участвовало больше сотни сотрудников. «Думаю, для них это было психологически непросто, – рассказывает Георгий Генс. – Но это очень важный и полезный жизненный опыт».
Вот так сложно переплетаются жизненный опыт и опыт управления крупной компанией. Далеко не всегда решения лежат на поверхности, ответы на многие вопросы современного бизнеса кроются в глубоких жизненных пластах. И на их основе крупные руководители строят нашу новую экономику.
Источник: IT News №10 (июнь 2011 года)
Опубликовано 24.06.2011