Операторы ухватились за ТВ в пакетах
Сомнительный спрос на услугу IPTV для квартирных абонентов, оказывается, только раззадорил операторов связи. Не добившись значимых продаж на массовом рынке, компании стали выводить услугу в B2B-сектор. Здесь вместе с другими провайдерами платного ТВ они попытают счастья в гостиничном бизнесе, в заведениях общественного питания и «выпивания» (телевидение скорее закажет хозяин бара, чем столовой).
Впрочем, IPTV, продаваемое для так называемого «открытого просмотра», требует от оператора трудозатрат и денежных вложений, так как усложняется процесс согласований с правообладателями контента. Далеко не все телеканалы дают разрешение на трансляцию в публичных местах. Вот и получается, что большая часть операторов запускает IPTV «для галочки», на случай если клиенту вдруг придет в голову включить тематическое ТВ в кабинете у босса или в комнате отдыха.
«Для галочки» IPTV работает у двух третей провайдеров массового рынка, так что корпоративные причуды операторов уже никого не удивляют. Более того, аналитики полагают, что у данной услуги не такие уж плохие перспективы. Заключить договор с агрегатором, имеющим права на «закрытый» просмотр, очень просто и дешево. Корпоративный абонент заплатит за просмотр в несколько раз больше, чем частный. А то, что их немного, не так и страшно. Разве пользователей, допустим, у виртуальных сервисов много? Ничто не мешает тем не менее называть их дополнительными услугами и серьезно обсуждать увеличение их доли в общей прибыли в каком-нибудь обозримом будущем. Что касается IPTV, то, получив право на открытый показ нескольких тематических пакетов телеканалов, оператор уже может переходить к активным продажам. Остальное будет зависеть от умения его менеджеров и «входной» стоимости. Соответственно, чем дешевле подключение, тем больше шансов. Поэтому очень удобно подключать клиентов прямо в зоне охвата сети.
В начале осени о запуске IPTV в Петербурге и Москве заявил оператор «Обит». Абонентская база в частном секторе у компании очень мала (работает в нескольких недавно отстроенных жилых комплексах), значит, телевидение рассчитано главным образом на B2B-сегмент. Расценки не разглашаются, но клиентам, которые возьмут «кино» в довесок к основному набору услуг, «Обит» обещает скидку.
По такому принципу продаются или раздаются все дополнительные сервисы. Только «Обит» с его корпоративным IPTV далеко не одинок. Так, «ВестКолл», также представленный на рынках обеих столиц, предлагает IPTV своим корпоративным клиентам уже более двух лет, хотя услуга запускалась изначально для массового рынка.
Этим летом услугу для «корпоратов» начал предоставлять и «Билайн» - сразу в нескольких городах присутствия. Как поясняют в компании, сервис особенно интересен для подключения в целях публичного просмотра. О своем намерении работать с IPTV сообщали и дочки «Связьинвеста», теперь уже объединенные в «Ростелеком». Так, бывший «Северо-Западный Телеком» проявлял заинтересованность в коммерческом запуске для B2B еще в 2009 году. В компании пояснили, что не отказываются от этих планов и сегодня. «Спрос на услугу платного телевидения, в частности, в гостиницах есть. А с помощью какой технологии эта услуга будет поставляться, потребителю не так важно. Успех технологии будет определяться маркетинговой активностью того или иного оператора», – последовал комментарий пресс-службы «Ростелеком-Северо-Запад».
Как рассказали в компании «ВестКолл», по итогам 2010 года абонентская база цифрового телевидения в корпоративном сегмента Петербурга была небольшой, если сравнивать с услугами широкополосного доступа в Интернет. За 2011 год абонентная база сервиса, по данным «ВестКолл», выросла на 16,8%. Можно взглянуть и на доходность. Напомним, что ARPU по IPTV среди квартирных абонентов в среднем по городу не превышает 300-350 рублей, в то время как «ВестКолл» зарабатывает с одного корпоративного пользователя в среднем около 1250 рублей в месяц.
«Здесь, правда, существуют определенные трудности. С учетом политики правообладателей, для трансляции телевидения в отелях и гостиницах необходимо получать отдельные согласования на трансляцию каждого телевизионного канала. Исходя из стоимости конкретного канала, количества номеров в отеле/гостинице, а также требований правообладателей формируется стоимость услуги для бизнеса. Среднее количество каналов, транслируемых в номерах отелей и гостиниц, как правило, достигает 30-35», – рассказала руководитель группы рекламы и PR петербургского филиала «ВестКолл» Марина Тихонова.
А вот точка зрения компании «Северен Телеком» совпадает с мнением большинства B2B-операторов, которые пока не планируют основательно вкладываться в нишевый сервис, но в то же время не намерены отставать от тенденций рынка. «Планы по предоставлению услуги IP-телевидения у нас есть, мы работаем над этим направлением. Однако, на мой взгляд, заработать на этой услуге вряд ли удастся. Мы планируем включить IP-телевидение в свой спектр услуг, чтобы наши клиенты могли иметь максимально большой выбор сервисов», – заявил коммерческий директор «Северен Телеком» Антон Виноградов.
Пока IPTV в корпоративном сегменте повторяет сценарий развития этой же услуги на частном рынке. То есть скоро сервис станет обязательным, так и не став полностью понятным для конечного потребителя.
Источник: IT News №17 (октябрь 2011 года)
Опубликовано 10.10.2011