Alibaba планирует сделать облака своим главным направлением
Облака – действительно огромный источник прибыли, и мы видим это как по Amazon, так и по тому, как быстро растет на облачном бизнесе Alibaba.
Изменения в Alibaba, происходящие за годы существования, все дальше и дальше уводят компанию от образа владелицы торговых площадок, с которыми мы хорошо знакомы и с которых она начинала. Из ближайших примеров в июле этого года ее подразделение выпустило свое первое IP-ядро процессора, она локализовала корпоративную CRM от Salesforce в Китае, ну и конечно в июне запустила в России AliExpress Russia вместе с Mail.ru Group, МегаФоном и РФПИ. Все перечислять нет смысла, но направления ее деятельности действительно обширны: платежные системы, обычные магазины, услуги потокового вещания, доставка продуктов и т.п.
Как стало известно вчера, Джек Ма, основатель Alibaba, официально ушел в отставку, оставив пост председателя совета директоров. Однако, как считают в компании, Ма все же продолжит играть большую роль в принятии решений и совсем от дел не отойдет. На его место приходит гендиректор Дэниэл Чжан, но маловероятно, что на данный момент он будет действовать без поддержки Ма. В любом случае, Джек останется в совете до ежегодного собрания акционеров в 2020 году.
В ноябре Дэниэл Чжан упомянул о своих взглядах, рассказав, что считает облака будущим главным бизнесом Alibaba, и это действительно соотносится с вырисовывающейся тенденцией.
Alibaba запустила свой бизнес облачных вычислений в сентябре 2009 года и сейчас является крупнейшим игроком в Китае и третьим по величине в мире, после Microsoft и Amazon. От общих доходов группы на него приходится 7-8%, что кажется совсем небольшим показателем, но темпы роста – 76% – показывают, что в скором времени это изменится. И пусть в июне направление все еще несло убытки, потери достаточно резво сократились, в то время как рентабельность повысилась.
Для сравнения ту же картину мы можем увидеть у Amazon, только там компания уже превратила облака из направления в крупный бизнес – Amazon Web Services. В июне AWS принес чистых $8,38 млрд на продажах. На его долю приходится 60% от общей операционной прибыли Amazon.
Пока нет никаких оснований полагать, что у Alibaba путь становления облаков будет происходить иным путем. К тому же у компании есть хорошие преимущества на родине: Китаю проще переходить в облака из-за особенностей своей ИТ-инфраструктуры, да и конкуренции почти не будет. Пожалуй, единственной угрозой тут можно назвать замедление темпов экономического роста самой Поднебесной.