Реальность на удалении

Логотип компании
Реальность на удалении
Многие компании продолжают работать, на ходу подстраиваясь под изменившиеся реалии. В этом списке и участники IT-рынка, роль которых и так росла из года в год, а теперь стала еще более весомой. Мы пообщались с представителями IT-рынка с целью выяснить, насколько они готовы к новой реальности и чего ждать в ближайшем будущем.

Несмотря на то, что сценарий, по которому развивается ситуация в мире сегодня, не раз описывался учеными-футурологами как вполне вероятный, никто не был готов к этому именно сейчас. Привычный ритм жизни нарушен, почти полностью прекращено международное авиасообщение, социальные связи ограничены, а мировая экономика испытывает колоссальный стресс. Интернет будоражит переизбытком информации: от рекомендаций о том, как пережить кризисное время, до невероятных конспирологических теорий.

Чем это все закончится, вероятно, не знает никто. Тем не менее многие компании продолжают работать, на ходу подстраиваясь под изменившиеся реалии. В этом списке и участники IT-рынка, роль которых и так росла из года в год, а теперь стала еще более весомой. В сложившейся ситуации многим компаниям пришлось частично или полностью перейти на удаленный режим работы. С одной стороны, это влияет на рост спроса на соответствующее оборудование и ПО. С другой – тренд на удаленную работу затрагивает всех, в том числе тех, кто в принципе делает такую работу возможной.

Мы пообщались с представителями IT-рынка с целью выяснить, насколько они готовы к новой реальности и чего ждать в ближайшем будущем.

Удаленно и безболезненно

Один из основных вопросов, которые волнуют сегодня руководителей компаний: как сократить количество сотрудников, чьи функции требуют их нахождения в офисе, и кого можно безболезненно перевести на удаленный режим?

Операционный директор компании Oberon Мария ЛИНЬКОВА напоминает, что на днях Министерство труда РФ добавило в список непрерывно работающих компании из сфер ИТ, телекома и связи. Данное решение в очередной раз подчеркивает важность IT-отрасли. «Мы обслуживаем компании, которые поддерживают жизнедеятельность города и даже страны, обеспечиваем доступность необходимой им для работы IT-инфраструктуры, – говорит г-жа Линькова. – В целом эта деятельность не подразумевает обязательного 100%-ного присутствия в офисе». По ее словам, особая нагрузка в текущих условиях легла на IT-департамент: CIO и системные администраторы доступны практически круглосуточно. Помимо этого, особого внимания требует организация работы сервисного центра, технических специалистов и монтажников департамента инженерных систем, в обязанности которых входят выезд в случае нештатной ситуации или постоянное присутствие на объекте заказчика. «Мы руководствуемся потребностями клиентов и обеспечиваем удобный для них режим с соблюдением всех обязательств по контрактам и требований SLA», – заключает г-жа Линькова. К слову, уже с 23 марта порядка 90% сотрудников Oberon успешно работают удаленно.

Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
«На мой взгляд, безболезненно работать на удалёнке могут практически все подразделения нашей компании, но необходимым является наличие дежурного сотрудника в офисе».

Генеральный директор HP Inc. в России Павел АНОХИН отмечает, что все сотрудники компании оснащены необходимым оборудованием и ПО для эффективной онлайн-коммуникации с коллегами по всему миру. Удаленное взаимодействие играет существенную роль в оперативной деятельности HP и в обычное время. Корпоративная культура корпорации отличается высоким уровнем личной ответственности – все нацелены на результат и понимают важность своего вклада в общее дело. «В связи с этим руководство не считает нужным вводить меры дополнительного контроля на период карантина», – подчеркивает г-н Анохин.

Павел АНОХИН (HP Inc.):
Павел АНОХИН (HP Inc.):
«Компания HP имеет матричную организационную структуру, которая объединяет сотрудников и менеджеров из разных департаментов по всему миру. Поэтому команды из многих стран привыкли работать удаленно».

Исполнительный директор компании АТОЛ Оксана КОЛЧИНА подчеркивает, что есть подразделения, которым необходимо личное присутствие сотрудников на рабочем месте. Среди них службы клиентского сервиса и технического сопровождения, логистика, складская служба. «Конечно, это меньшая часть персонала, их доля не превышает 20-25% от общего числа», – поясняет она. То есть около 80% специалистов АТОЛ способны выполнять свои обязанности удаленно.

Оксана КОЛЧИНА (АТОЛ):
Оксана КОЛЧИНА (АТОЛ):
«Как и в любом IT-бизнесе, в нашей компании существует возможность удаленной работы: для этого создана вся необходимая инфраструктура, сотрудникам выдаются ноутбуки».

Заместитель управляющего директора TerraLink Андрей ТРЕЩУК рассказывает, что TerraLink – международная компания, офисы которой расположены в шести странах мира и крупных городах России. «В связи с этим удаленная работа для нас – это способ эффективного ведения бизнеса уже достаточно долгое время», – говорит он. Более 700 человек, то есть практически 90% штата TerraLink, могут работать удаленно: это сотрудники подразделений маркетинга, продаж, разработки, проектные команды, HR-отдел, финансовая и юридическая службы. В то же время, поскольку сейчас все взаимодействие осуществляется в онлайн-режиме, это вносит коррективы в сам процесс и требует его оптимизации от руководителей подразделений. В частности, необходимы мониторинг загруженности людей и оборудования, быстрое реагирование на изменения и антикризисные коммуникации, поясняет г-н Трещук.

Андрей ТРЕЩУК (TerraLink):
Андрей ТРЕЩУК (TerraLink):
«Офис в Москве, наиболее крупный, в целях обеспечения безопасности сотрудников перешел на работу удаленно примерно за две недели до введения специальных мер в нашей стране».

Вице-президент и генеральный директор Dell Technologies Борис ЩЕРБАКОВ отмечает, что, безусловно, некоторые участки – производства, отгрузки, настройки оборудования и др. – требуют личного присутствия сотрудников на рабочем месте. Поэтому руководство компании пытается находить разумный баланс в каждой отдельной ситуации. В целом же 90% персонала Dell может выполнять свои обязанности удаленно, добавляет он.

Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
«Все подразделения, которые обеспечивают продажи, менеджмент, маркетинг, удаленную поддержку пользователей и разработки, уже давно работают в том режиме, который им более комфортен».

Заместитель генерального директора компании СИГМА Александр ПЕСТУНОВ рассказывает, что всех сотрудников распределили на три группы: те, кто мог сразу перейти на удаленную работу; те, чье присутствие в офисе требовалось еще какое-то время; и те, чье присутствие в офисе критично и необходимо даже сейчас. В первую группу вошли, в частности, сотрудники, возвращавшиеся из отпусков и поездок в регионы, где были отмечены случаи коронавируса. Они уже не приезжали в офис, а сразу оставались работать дома. Г-н Пестунов отмечает, что было непросто, большой объем внеплановой работы выполнили IT-отдел, службы ИБ, АХО, HR. «Переход был поэтапный, но шел очень быстро. На это же время у нас был запланирован переезд одного из офисов, и он также состоялся», - отметил он. В компании всегда была возможность удаленной работы, поэтому такой формат не был неожиданностью. «В то же время, переход на полностью внеофисный режим – это, конечно, серьезное изменение», - заключает г-н Пестунов.

Александр ПЕСТУНОВ (СИГМА):
«Мы смогли в течение недели перевести сотрудников (это около 1000 человек в пяти офисах по всей России) на удаленную работу. Переход решено было организовать по каскадному принципу – это позволило учесть не только производственную необходимость, но и противоэпидемиологические правила».

Алгоритмы эффективности

Часть компаний отмечают, что давно используют подходы дистанционного взаимодействия, поэтому в их деятельности почти ничего не поменялось. Другим же приходится перестраиваться на ходу. Но в каждом случае есть свои нюансы, влияющие на эффективность такой организации труда.

 

Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
«Рабочий день, как и в офисе, начинается в 10.00 с разбора писем (средняя скорость реакции на которые не превышает часа), а также коммуникации с руководителем, который контролирует исполнение задач и формирует новые на день».

Мария ЛИНЬКОВА (Oberon) рассказывает, что для успешной удаленной работы была повышена доступность и отказоустойчивость IT-инфраструктуры компании. В частности, обновлено сетевое оборудование и компоненты системы бесперебойного питания, осуществлен переход на расширенный канал подключения к Интернету, введен в эксплуатацию дополнительный VPN-сервер с актуальными алгоритмами шифрования и многое другое. При этом все сотрудники получили возможность удаленного доступа к внутренним корпоративным ресурсам, а кроме того, им гарантирована возможность использования сложного и ресурсоемкого ПО для проектирования. Что касается работы с заказчиками, то с ними проводятся виртуальные встречи, собрания и онлайн-обучение с помощью ПО Skype for Business, Zoom, WebEx. Это позволяет оставаться на связи и оперативно решать поступающие запросы.

Г-жа Линькова особо отмечает важность информационной безопасности и конфиденциальности данных как клиентов, так и сотрудников компании, для чего применяется весь спектр средств ИБ: VPN, DLP, разграничение сетевого доступа и т. п. В то же время в компании доверяют сотрудникам и стараются строить плановую работу каждый день без ущерба для бизнес-процессов. В течение дня сотрудники находятся на связи – по телефону, в почте и мессенджере, в Skype или Zoom. В производственных подразделениях в обычном режиме работает система списания рабочего времени. На уровне топ-менеджеров проводятся еженедельные онлайн-совещания, где обсуждаются итоги недели и приоритетные вопросы на следующую. Удаленная планерка в структурных подразделениях проходит не реже раза в два дня. «Дополнительных средств для тотального контроля не применяем» – уточняет г-жа Линькова.

Павел АНОХИН (HP Inc.):
Павел АНОХИН (HP Inc.):
«Сейчас для нас на первом месте стоит здоровье и благополучие наших сотрудников, партнеров, клиентов и их семей. Разноплановые мероприятия, участие в конференциях, командировки были отменены на уровне всей компании, а московский офис HP был закрыт еще до объявления режима всеобщей самоизоляции».

Андрей ТРЕЩУК (TerraLink):
Андрей ТРЕЩУК (TerraLink):
«Как правило, почти все используемые компанией решения (в том числе для удаленной работы) разработаны либо нами самостоятельно, либо вендорами из числа партнеров. Такой подход позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения, дорабатывать, тестировать, пробовать и предлагать новые форматы».

По словам Андрея ТРЕЩУКА (TerraLink), московский офис компании перешел на удаленную работу заблаговременно. Все внутренние системы, в том числе обеспечения безопасного удаленного доступа, внутреннего и внешнего электронного документооборота, системы взаимодействия с клиентами, организации видеоконференций, автоматизации работы технических служб и др., позволяют обеспечивать непрерывность ведения бизнеса.

«По многим направлениям (бизнес-консалтинг, SAP-экспертиза, ECM-экспертиза, ЮЗЭДО, инфраструктурные решения, дистрибуция) мы также внесли изменения в стек решений для наших клиентов, чтобы их бизнес не останавливался, – отмечает г-н Трещук. – Например, есть возможность получить лицензии на три месяца бесплатно на платформу по организации ЭДО TerraLink xDE, доступна бесплатная версия на 10 пользователей без ограничений по функционалу и сроку использования на решение для удаленной аутентификации по одноразовым паролям HID ActivID AAA. Кроме того, компания Qualtrics, входящая в состав корпорации SAP, предложила своим клиентам 10 бесплатных инструментов для сохранения эффективности рабочих процессов на период кризиса, и TerraLink предлагает свою поддержку в их настройке. Доступны также услуги антикризисного бизнес-консалтинга экспертов компании».

 

Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
«Еще в 2009 году мы написали ключевые элементы нашей программы и правил удаленной работы, чтобы дать сотрудникам возможность выбирать режим, который больше соответствует их служебным обязанностям и стилю жизни. Это стало одним из важнейших тезисов нашей корпоративной культуры».

Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies) отмечает, что сейчас главный приоритет – здоровье и безопасность сотрудников, их семей и окружения. В то же время компания готова делиться успешными кейсами удаленной работы и помогать другим перенимать ее опыт.

Г-н Щербаков считает, что для перевода рабочих процессов в удаленный режим и сохранения высокой эффективности нужно следовать нескольким важным пунктам. Во-первых, обеспечить ноутбуки сотрудников вспомогательными компонентами, такими как док-станции, мониторы, наушники и ПО (все перечисленное предназначено для совместной работы со встроенной защитой). Во-вторых, настроить все необходимое ПО на их устройствах с помощью систем удаленного управления (Dell Technologies Unified Workspace). В-третьих, пользователей, к которым предъявляются повышенные требования в области безопасности, стоит снабдить решениями соответствующего уровня (Virtual Desktop). В-четвертых, следует быть готовыми к быстрой настройке дополнительных виртуальных рабочих столов с помощью решений для HCI и облачных вычислений. В-пятых, для удовлетворения динамических потребностей имеет смысл перенести часть приложений в локальные и общедоступные облака (Dell Technologies Cloud).

Читайте также
IT-World рассказывает о наиболее результативных приемах, позволяющих улучшить именно качество ИТ-услуг, которые предоставляет подрядчик, а не просто повысить NPS (индекс удовлетворенности клиента).

Но для создания и поддержания удаленной рабочей среды требуются не только правильные технологии, но и правильная политика в области управления персоналом. Г-н Щербаков предлагает всем желающим пообщаться на эту тему в рамках веб-трансляций компании с участием экспертов по кадрам, ИТ и безопасности.

Александр ПЕСТУНОВ (СИГМА):
«Прежде всего, мы исходим из того, что наши обязательства перед клиентами сохраняются. СИГМА сотрудничает с крупнейшими сетевыми и энергосбытовыми компаниями РФ, мы оказываем техническую поддержку внедренных решений 24/7 по всей России, работаем вместе с клиентами над планами по модернизации их ИТ-систем. И это определяет все принимаемые меры».

Александр ПЕСТУНОВ (СИГМА) рассказывает, что в компании разработали несколько направлений внутренних проектных коммуникаций. Кроме того, на корпоративном портале были запущены регулярные публикации по тайм-менеджменту, где коллеги делятся советами. Для сохранения общего командного духа решено проводить корпоративные онлайн-киносеансы, на которые собираются коллеги из наших офисов в разных городах – фильм предварительно выбирается с помощью общего голосования на портале. «А в соцсетях запустили графическую серию “Хорошая идея” с краткими полезными советами и нашим хештегом», - продолжает г-н Пестунов. 

СИГМА была достаточно хорошо подготовлена к коммуникациям в удаленном формате, ее офисы находятся в пяти часовых поясах – от Санкт-Петербурга и Москвы до Петропавловска-Камчатского. В СИГМЕ давно существует практика общих видео-совещаний руководителей из разных регионов: это возможность обсудить детали, обменяться опытом. Если раньше это рассматривалось как способ оптимизации затрат на командировки, то сегодня это мощное средство объединения всей команды. 

«Мы не прекратили найм новых сотрудников, но процессы подбора и адаптации новичков, конечно, тоже перешли в диджитал», - отметил г-н Пестунов. Здесь важна регулярная коммуникация внутри команды: новички должны как можно быстрее получить первые задания и понять, к кому и по каким вопросам можно обратиться, где найти нужную информацию. По мнению г-на Пестунова, важно и сохранение командного духа, и здоровая доля юмора. «Одна из наших команд, например, разработала и запустила бота, который каждое утро спрашивает всех о самочувствии», - резюмирует он.  


(Продолжение следует)

Опубликовано 21.04.2020