Тренды сервисного бизнеса
В России всегда чувствовался дефицит кадров, но в последние полтора-два года ситуация крайне обострилась. С одной стороны, сказываются последствия демографической ямы 90-х годов. С другой – в прошлом году некоторая часть россиян уехала из страны, а многие достаточно молодые мужчины из регионов отправились добровольцами на СВО (по официальным заявлениям, более 400 000 человек).
Кроме того, переориентация экономики, импортозамещение и гособоронзаказ потребовали большого количества новых специалистов. Дополнительно, ввиду упавшего курса рубля, возникла проблема с привлечением сотрудников из стран бывшего СССР. Как итог – минимальная с 1991 года официальная безработица держится на уровне 3%.
В СМИ много говорят о нехватке ИТ-специалистов (по некоторым сведениям, уже сейчас только дефицит разработчиков оценивается более чем в 500 000 человек). Но на эту отрасль вышеуказанные аспекты почти не оказали влияния. А повлияли эти события в большей степени на отрасли, связанные с «синими воротничками» и «золотыми руками», то есть на промышленные предприятия и сервисные компании, которые занимаются обслуживанием самого разного оборудования, инфраструктуры и программного обеспечения.
При этом в сервисном бизнесе проблема ощущается особенно остро, поскольку здесь задействованы преимущественно малые предприятия, которые, зачастую балансируя на грани выживаемости, не могут себе позволить конкурировать ростом зарплаты с ИТ-сферой, промышленным сектором и т. д. Как следствие, 80% опрошенных представителей медцентров со своей сервисной службой признались, что испытывают дефицит инженеров по ремонту медтехники ( результаты всероссийского отраслевого исследования Okdesk, проведенного летом 2023 года).
К тому же уровень квалификации, которая требуется для обслуживания медицинской техники, телематического оборудования, технических средств безопасности, пекарен и лифтов, не позволяет нанимать или отправлять «в поля» людей без опыта.
На самом деле проблема сервисного бизнеса действительно серьезная, ведь фактически именно он, несмотря на свою «незаметность», отвечает за то, чтобы все отрасли экономики работали как часы, а население жило привычной жизнью. Так, согласно всё тому же исследованию, 75% медучреждений испытывают трудности с обслуживанием оборудования.
Есть ли выход из сложившейся ситуации?
Очевидно, что найти и тем более подготовить кадры в короткие сроки невозможно. Именно по этой причине в 2024-м и последующих годах основной потенциал купирования проблемы кадрового голода в сервисном бизнесе будет связан с автоматизацией процессов техподдержки, выездного обслуживания, ремонта оборудования и исключением архаичных практик регулярных ежедневных совещаний, бумажного документооборота и планирования выездов. А также исключения рутинных операций, требующих вовлечения человека, – в виде распределения заявок, их фиксации и т. д.
Опубликовано 05.06.2024