Рынок дополнительных услуг сотовой связи
Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты исследования рынка дополнительных услуг сотовой связи (SMS, MMS, RBT, LBS, IVR, мобильные Интернет, коммерция, маркетинг, мобильное телевидение) по регионам Америка, Европа и Азия. Произведен детальный обзор ситуации и разработаны сценарии ее дальнейшего развития на рынке дополнительных услуг (VAS) в России.
Объем рынка дополнительных услуг в России в 2008 году достиг 94 млрд рублей (или $3,8 млрд). В первом полугодии 2009 года выручка от VAS сотовой связи составила 55 млрд рублей: большая ее часть (как, впрочем, и выручки от основных услуг) приходится на операторов «большой тройки»: «МТС», «ВымпелКом» и «МегаФон» - 83,3%.
Сервис передачи коротких сообщений (SMS) продолжает оставаться основным драйвером доходов (более 50% выручки от всех дополнительных услуг связи). Контент-услуги (включая мобильную коммерцию) и мобильный Интернет занимают практически равные доли: 22,6% и 22,5% соответственно.
С учетом социально-экономической ситуации (снижение платежеспособного спроса, девальвация рубля в конце 2008 года, не сопровождающаяся ростом рублевых цен на дополнительные услуги связи) в 2009 году следует ожидать снижения объема рынка в долларовом эквиваленте до $2,95 млрд при его росте в рублевом эквиваленте на 4% (реалистичный сценарий).
В качестве основных негативных тенденций российского рынка дополнительных услуг связи следует отметить:
· стагнацию в сегменте «Мобильный контент», вызванную в первую очередь стремительным падением продаж рингтонов и платного видеоконтента (которое пока компенсируется ростом выручки по услуге RBT). Это обусловлено увеличением грамотности абонентов, стремительным ростом функциональности мобильных терминалов, предоставляющих развитый функционал для поиска музыкальных треков и видеороликов в сети Интернет, а также непродуманной политикой правообладателей.
· снижение темпов роста выручки от услуг RBT. Это обусловлено в первую очередь достаточно ограниченной контентной RBT-базой, исчерпанием потенциала используемых форматов продвижения («какая-то мелодия вместо гудка») при весьма сложной процедуре выбора нужной мелодии.
С другой стороны, продолжает расти выручка в таких сегментах, как:
· мобильная коммерция. Эта услуга тесно связана с рынком интернет-услуг (основная доля средств используется для оплаты интернет-сервисов). Интернет-трафик, несмотря на кризис, растет, что означает дополнительный спрос в сегменте мобильных микроплатежей.
· мобильный Интернет. Данная услуга особенно актуальна в регионах, где беспроводной доступ в Сеть является практически безальтернативным вариантом.