США готовят навигационную революцию
В области навигации США не планируют почивать на лаврах. Конкуренция растет: более-менее развернулась российская система ГЛОНАСС, быстро и динамично развивается китайская Beidou, буксует Galileo, демонстрируя, впрочем, кое-какие признаки жизни. Казалось бы, есть шансы «догнать и перегнать Америку». Но сделать это, вероятно, будет не так просто.
Командование военно-воздушными силами США предпринимает опережающие шаги. Недавно американское военное руководство приняло решение постепенно выводить устаревшие навигационные спутники, заменяя их качественно новыми.
Запуск первого в мире навигационного спутника американской системы NAVSTAR (GPS) имел место примерно тогда же, когда был создан первый в мире персональный компьютер Apple. Тогда, в середине 1970-х годов, и навигационный спутник, и ПК воспринимались как технологические чудеса. В наши дни первые компьютеры Apple приобрели статус антиквариата, их продают на аукционах Sotheby’s за большие деньги, в то время как навигационные спутники… летают с небольшими изменениями. Они эволюционируют, но до революции – сравнимой с той, как изменились ПК, превратившиеся в смартфоны и планшеты – им далеко. В американском военном ведомстве пришли к мнению, что эти космические аппараты морально устарели, что их надо заменять принципиально новыми – намного более легкими, компактными и мощными. Маленькие навигационные спутники заметно дешевле запускать в космос. На современном этапе развития американской электронной промышленности делать космические аппараты весом порядка двух тонн каждый уже не обязательно.
Для решения поставленной задачи исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил США (The Air Force Research Laboratory) подписала два контракта на проведение НИОКР по созданию принципиально новых навигационных спутников. Одно соглашение было заключено с компанией Surrey Satellite Technology US, это предприятие создаст общий дизайн спутника. Второй контракт, с компанией ITT Exelis, предусматривает разработку навигационной начинки космического аппарата («полезной нагрузки» - payload). Напомним, что компания Surrey Satellite Technology в свое время создала первый навигационный спутник системы Galileo (GIOVE-A), а ITT Exelis полгода назад объявила о значительном прорыве в деле обнаружения GPS-помех.
Поначалу новые спутники будут частью существующей системы GPS – официально было объявлено, что легкие космические аппараты станут «дополнять» созвездие, помогая тем, кто пользуется навигационными услугами в городах и горной местности. Впрочем, эксперты не сомневаются, что по мере того, как будут запускаться все новые и новые облегченные космические аппараты, старые двухтонные «динозавры» постепенно отомрут.