Ростелеком выходит из Авангарда
Объединенный «Ростелеком» переводит большинство филиалов на новую платформу IPTV с расширенным функционалом. Скептики указывают, что потенциал предыдущей платформы не использован даже наполовину, а внедрение столь затратного проекта, да еще в масштабах всей компании, приведет к тому, что расходование средств в ходе его реализации проконтролировать будет не под силу. У «Ростелекома» свои аргументы: новый сервис «Интерактивное ТВ» заменит услугу, которую на Северо-Западе РФ знали как «Авангард ТВ».
Интерактивный запал
Северо-Запад стал предпоследним российским регионом, где запускается новый продукт, его старты завершатся уже макрорегионом «Юг». Всего, по данным компании, «Ростелеком» обслуживает около 900 тыс. пользователей IPTV. Существующую абонентскую базу будут постепенно переводить на «Интерактивное ТВ», для чего потребуется не только наличие выделенной линии до каждого абонента (да, для поддержки «продвинутых» сервисов вместо ADSL и даже FTTB желательно иметь FTTH), но и пользовательское оборудование, которое для абонентов ТВ придется поменять на новое. «Интерактивное ТВ» заработает на всей территории страны, кроме Москвы (в «Ростелекоме» пока никак не решат, в каком направлении развивать сеть On-Lime), Башкортостана, Татарстана и Чукотки. Технологически новая платформа базируется на территориальной системе ЦОДов, а к общему для всех контенту подключаются в каждом из регионов местные телеканалы.
Но доставка контента по стране – далеко не самое интересное в новом проекте «Ростелекома». В презентациях, которые оператор провел в регионах, неизменно подчеркиваются мультимедийные мускулы нового ТВ: возможность включения паузы и перемотки при просмотре онлайн-контента, отложенный просмотр, наличие поисковика, интеграция с соцсетями (в основном просмотр новостей и статусов прямо с телевизора). По мере развития сервиса абонентам предложат хранить собственный контент в предназначенном для этого «облаке», где на каждого «положено» до 7 Гбайт данных.
На все это оператору можно возразить, мол, многое из перечисленного уже работало, и весьма успешно. Так, «Авангард ТВ» в СЗФО в оптической сети PON и перематывал, и откладывал, и записывал для последующего просмотра, и библиотекой для Video on Demand располагал (в сети ADSL функционал был тот же, просто работал через раз). В доступе у оператора находилось более 100 каналов, в том числе в составе дополнительных тематических пакетов. А сейчас в рамках «Интерактивного ТВ» «Ростелеком» обещает 160 каналов, куда сразу войдут 12 в HD-качестве. Разница, конечно, есть, но это не повод для замены всей платформы.
В бочке меда
По-настоящему новой в «Интерактивном ТВ» стала концепция «мультискрин» («мультиэкранность», она же концепция «трех экранов»), о которой российские операторы платного ТВ говорят уже больше года. Предполагается, что, оплатив своему оператору месячную подписку, абонент получит доступ к контенту не только с телевизора, но и с ноутбука, планшета либо смартфона. Конечно, на портативных устройствах пользователь привык добывать контент сам, но, с другой стороны, если оператор за ту же сумму, что абонент уже привык платить за ТВ (или, допустим, чуть более высокую), обеспечит дополнительный лицензионный контент для других устройств, вряд ли кто-то откажется. А при выборе оператора платного ТВ, скорее всего, предпочтение отдадут именно такому, с расширенными возможностями, потому что сам телевизионный контент от оператора к оператору отличается незначительно.
Так что «мультискрином» «Ростелеком» озадачился очень вовремя. О запуске собственных проектов в этом направлении в течение 2012 говорят и в МТС, и в «ВымпелКоме». Так, на сегодняшний день IPTV последнего развивается наиболее динамично, а всю абонентскую базу (более 500 тыс. подписчиков) оператор набрал, что называется, с нуля, в то время как «Ростелеком» «добавил» себе абонентов в результате приобретения НТК. Кстати, топ-менеджеры, стоявшие у руля при запуске IPTV «Билайна» в Москве, Петербурге и регионах, уже курируют проект «Интерактивное ТВ» у «Ростелекома».
Но вернемся к «мультискрину». Оператор премиального ТВ-контента, «НТВ Плюс», также на днях пообещал запустить этот функционал на своей сети. В Западной Европе примеров работы с данной технологией уже достаточно. Причем провайдеру вовсе не обязательно открывать для мобильных устройств весь контент. Для начала хватает и трех-пяти наиболее рейтинговых каналов из числа «платных» или, допустим, организации просмотра для своих абонентов эксклюзивного контента на одном из крупнейших медиапорталов, таком как YouTube.
Так, «Ростелеком», создав портал Zabava.ru, контентом с которого формально могут пользоваться абсолютно все, подхватил эту концепцию. Весь контент на «Забаве» платный, то есть при входе вам сразу предложат оформить ежемесячную подписку на онлайн-прослушивание музыкальной библиотеки или месячный доступ к выложенным на сайте играм. Однако абоненты ряда тарифных планов «Ростелекома» (понятно, что не стартовых и не самых дешевых) могут получить такую подписку и «бесплатно». То есть Zabava.ru из проекта с не очень понятной окупаемостью (ну кто будет платить за музыку в онлайне, если есть совершенно доступная «Яндекс. Музыка», не говоря уже о наших уважаемых социальных сетях и их контентной политике) превращается в инструмент для поддержания лояльности.
А теперь послушаем новых менеджеров «Ростелекома». Необходимость изменить подход при продаже телевидения как услуги директор проекта «Медийные продукты» Андрей Холодный (перешел в компанию из «ВымпелКома», где занимал аналогичную позицию) объясняет тем, что интерес абонентов к «стационарным» экранам по мере развития интернет-доступа продолжает сокращаться. «За десять лет доля просмотров ТВ снизилась на 20%, – говорит он. – А с появлением в домах ШПД люди стали смотреть обычное телевидение на 30% меньше. Параллельно с этим уже 60% представителей нового поколения предпочитают смотреть контент на ноутбуках, планшетах и других устройствах».
С ложкой дегтя
На сегодняшний день у «Ростелекома» на Северо-Западе более 100 тыс. абонентов IPTV. С конца июля все они переводятся на новую платформу, но разницу поначалу вряд ли оценят. Получив информационное сообщение о необходимости обновления ПО и выполнив настройки, они автоматически станут обладателями «Интерактивного ТВ». Но чтобы по-настоящему проверить расширенный функционал в действии, им понадобится новая приставка, например Smartlabs SML-282 HD Base. Эти приставки «Ростелеком» уже закупил, их даже планируется раздавать абонентам бесплатно (рассматривается как «акционный» вариант, так и ограниченный по времени период бесплатного пользования), но речь, разумеется, идет о новых абонентах. Впрочем, возможность получить приставку на льготных условиях рано или поздно появится и у нынешних пользователей. Надо только подождать.
Как уже говорилось, абонентская плата останется прежней. На данный момент ARPU «Авангард ТВ» на территории СЗФО, по информации оператора, составляет 205 рублей с учетом НДС. Стоимость стартового пакета в регионе начинается от 180 рублей в месяц при условии, что у абонента подключены телефон и интернет-доступ от «Ростелекома». В компании, правда, планируют ввести кое-какие изменения сразу, в частности запустить больше отдельных тематических пакетов (от 10 до 20 каналов), за счет которых можно будет повышать ARPU.
При всем этом «Интерактивное ТВ» выглядит отложенной революцией, потенциал сервиса будет раскрываться постепенно. Сторонние наблюдатели тут же задались вопросом: зачем понадобился переход к новой платформе, когда можно было и дальше развивать существующую (от компании BCC), очень похожую по функционалу?
В процессе объединения «дочек» «Связьинвеста» под эгидой «Ростелекома» каждая из них предлагала головному офису свои ноу-хау. На тот момент IPTV под маркой «Интерактивное ТВ» работало на Дальнем Востоке (позже к нему подключили и Урал). В этих регионах разработчиком платформы IPTV выступала компания Smartlabs, во всех остальных – BCC. Сложилась интересная ситуация. На внедрение решений BCC было потрачено в несколько раз больше средств – в соответствии с количеством подключенных филиалов, а эффективность платформы Smartlabs, на первый взгляд, оказывалась выше с точки зрения количества подключенных абонентов. Из 900 тыс. абонентов IPTV 300 тыс. обслуживались на Дальнем Востоке и еще 100 тыс. – на Урале.
Но есть и другой аргумент: эти регионы сравнительно мало охвачены спутниковым ТВ (благодаря «Триколор ТВ» это чуть ли не самый массовый вариант доступа к цифровому телевидению в России) и альтернативы у IPTV здесь практически нет. То же самое можно сказать и об операторах ШПД, которые как раз и занимаются IPTV. Где на Дальнем Востоке оператор, который мог бы составить конкуренцию «Ростелекому»?
В итоге компания приняла решение отказаться от BCC в пользу Smartlabs, смирившись с затратами по переходу на другую платформу. Злопыхатели припомнили BCC нарушение предусмотренных в контрактах сроков и тот факт, что эта платформа также была принята спонтанно – в момент смены руководства «Связьинвеста» и путаницы, связанной с началом реорганизации. В свою очередь, интересы Smartlabs могли лоббировать новые менеджеры «Ростелекома», имевшие дело с этим разработчиком в «ВымпелКоме». В BCC до сих пор недовольны решением нынешнего руководства оператора, указывая на то, что им не дали участвовать в тендере, а они тоже могли бы создать «мультискрин» на имевшейся технической базе – только с меньшими затратами.
Как бы то ни было, «Ростелеком», национальный гигант, относится к тем немногим операторам, которые могут себе позволить быть расточительными при реализации своих «глобальных» проектов. Затраты на внедрение «Интерактивного ТВ» в компании не разглашают.
Источник: IT News №13 (август 2012 года)
Опубликовано 17.07.2012