Телеком-рынок УРАЛА

Логотип компании
Телеком-рынок УРАЛА
О тенденциях уральского рынка, о том, как на нем отразились экономические санкции и повышение курса доллара, о конкуренции и работе с госкомпаниями говорят участники этого рынка...

ВОПРОС.

Какие бы вы отметили тенденции на телеком-рынке Урала?

Телеком-рынок УРАЛА. Рис. 1
Валерий ВЕЛИЧКО

Валерий ВЕЛИЧКО,

директор уральского филиала компании «МегаФон»:

Главной тенденцией на телеком-рынке Урала, как и в целом на российском рынке, остается увеличение потребления мобильного Интернета. Только за первый квартал 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост передачи данных составил более 50%. Это связано с заметным ростом интереса к видеоконтенту, постоянной проверкой социальных сетей и активным использованием мессенджеров. Голосовой трафик и привычные SMS держатся на устоявшемся уровне потребления.

Вторая тенденция – уральцы предпочитают обычным телефонам смартфоны. В последние годы наметилась тенденция покупать смартфоны с поддержкой 4G. Только за прошедший год продажи оборудования с поддержкой 4G в фирменных салонах нашей компании выросли на 380%. По итогам продаж в собственной сети фирменной розницы в первом полугодии мы отмечаем, что клиенты стали отдавать большее предпочтение бюджетным устройствам. В частности, за первое полугодие на Урале мы зафиксировали рост продаж телефонов в ценовом диапазоне дешевле 3500 рублей – их доля в общем объеме продаж смартфонов составляет 46%.

Также одной из тенденций стало сокращение количества продаваемых планшетов, особенно в ценовой категории дороже 10 тыс. рублей. Это связано, во-первых, с широкой представленностью фаблетов или гибридов планшетов и смартфонов, а во-вторых, с бюджетными планшетами под брендом операторов. В первом полугодии 2015 года 86% проданных планшетов находятся в ценовой категории дешевле 5 тыс. рублей.

Телеком-рынок УРАЛА. Рис. 2
Евгений СИЯНОВ

Евгений СИЯНОВ,

директор филиала «МТТ» (Екатеринбург):

В 2015 году, несмотря на экономические проблемы в России, телекоммуникационный рынок Уральского региона остается стабильным: по году рост составит 3-5%. Однако отрасль может столкнуться с определенными проблемами, среди которых снижение выручки от голосовых услуг, рост затрат на обслуживание кредитных обязательств и реализации планов по CAPEX. Доход от традиционных услуг связи по-прежнему составляет большую часть прибыли телекоммуникационных компаний, но он не увеличивается по ряду объективных причин, напротив, – стагнирует.

Последние несколько лет наблюдается переход на IP-технологии и возрастает интерес к облачным коммуникациям, в этом мы видим возможности для роста и развития новых сервисов. В 2014-2015 гг. практически все лидеры отрасли смещают свой фокус на разработку и внедрение виртуальных сервисов и облачных решений для конечных пользователей, так как потенциал этого направления бизнеса огромен.

Телеком-рынок УРАЛА. Рис. 3
Александр ГУБА

Александр ГУБА,

руководитель макрорегиона «Урал Mango Office»:

Мы наблюдаем ежегодно растущий интерес к облачным сервисам, в том числе в сфере коммуникаций. Традиционно нашими основными клиентами являются малые компании. Однако все чаще к нам обращается средний бизнес, и мы связываем это с рядом причин. Прежде всего российский облачный рынок становится более зрелым, и продукты SaaS все чаще попадают в поле зрения руководителей подразделений средних компаний. Можно сказать, что SaaS движется снизу вверх. Это напрямую связано с повышением общего доверия к этой модели оказания услуг на рынке. Небольшие расходы на старте и, соответственно, низкий порог входа, отсутствие инвестиционных рисков делают облачные сервисы особенно привлекательными в условиях экономической нестабильности. Наконец, важную роль играет повышение управленческой культуры в сегменте СМБ.

Телеком-рынок УРАЛА. Рис. 4
Елена ТРЯСЦЫНА

Елена ТРЯСЦЫНА,

директор по маркетингу МТС на Урале:

Ключевой тенденцией на уральском телеком-рынке является рост интереса пользователей к сервисам мобильного Интернета. За последний год объем переданного трафика среди абонентов МТС в регионе увеличился более чем в 1,7 раза. Особой популярностью у абонентов пользуется 4G-интернет — только с начала года объем передаваемой информации в этой сети МТС на Урале увеличился втрое, а аудитория пользователей 4G-сервисов расширилась в полтора раза. Главные драйверы здесь – строительство сети LTE и снижение цен на гаджеты с поддержкой 3G и 4G. В Свердловской области за счет агрегации частотных ресурсов сразу трех доступных диапазонов – 800, 1800 и 2600 МГц – мы планируем повысить верхнюю планку скорости в сети LTE до 225 Мбит/c.

В целом с начала 2015 года МТС на Урале расширила охват 4G-сети практически вдвое. Сегодня каждый пятый продаваемый в салонах МТС на Урале смартфон поддерживает работу в сети 4G, а продажи этих гаджетов во втором квартале 2015 года выросли в годовом исчислении в четыре раза. Такое повышение интереса связано в первую очередь с решением МТС в целях стимулирования потребления data-услуг установить цены на устройства на закупочном уровне, в результате чего стоимость устройств для потребителей снизилась до 30%. Всего во втором квартале в уральской розничной сети МТС было продано смартфонов на 27% больше, чем годом ранее, и проникновение «умных» телефонов в общем объеме продаж составило 63% в количественном выражении и 87% в денежном.

В первом полугодии жители Урала переключили внимание с техники Apple на флагманскую линейку смартфонов Samsung. По итогам первого полугодия Samsung заняла лидирующие позиции по продажам в сегменте LTE-устройств в уральской рознице МТС, заняв порядка 40% в общей структуре продаж.

В ближайшее время в Екатеринбурге стартуют продажи гибридного ТВ, которое свяжет цифровое и спутниковое ТВ с онлайн-услугами: веб-сервисами с доступом через экран телевизора, программным гидом с расширенными функциями, видео по запросу и сервисом отложенного просмотра.

Телеком-рынок УРАЛА. Рис. 5
Илья ВАСКЕЦОВ

Илья ВАСКЕЦОВ,

коммерческий директор компании «АКАДО – Екатеринбург»:

Фиксированные услуги связи, в том числе ШПД, продолжают оставаться востребованными всеми категориями абонентов. Что касается частных клиентов, можно говорить, что для них данные услуги переходят в разряд коммунальных. Вместе с тем рост регионального рынка постепенно замедляется. В Екатеринбурге степень проникновения ШПД составляет 75–85%, а сам регион по этому показателю в числе лидеров.

Снижение потребительской способности вынуждает людей экономить на многом, включая связь. По итогам нынешнего года можно ожидать ощутимого снижения темпов роста регионального телеком-рынка. В условиях насыщения рынка операторы меняют подход к работе с абонентами: на первый план выходят не ценовые войны и стремление привлечь как можно больше новых абонентов, а задача максимально удержать уже имеющихся. Тем не менее операторы ищут новые возможности для привлечения абонентов. Например, в нынешнем году «АКАДО – Екатеринбург» расширила практику организации тематических праздников во дворах жилых домов, внедрила технологию, позволяющую сократить срок подключения с одного-трех рабочих дней до нескольких часов. Здесь важным является техническая готовность распределительных сетей в конкретном доме и подъезде.

Среди юридических лиц набирают популярность услуги по организации и обслуживанию облачных систем видеонаблюдения, основанных на технологии пакетной передачи данных. Крупные игроки продолжают работы по расширению и модернизации своих сетей. Что касается «АКАДО – Екатеринбург», только за первое полугодие новыми сетями охвачены 21,5 тыс. новых домохозяйств; среди физических лиц количество абонентов по всем видам услуг в этом же периоде превысило 134 тыс., а среди юридических – 2,5 тыс.

Телеком-рынок УРАЛА. Рис. 6
Валерий КОВАЛЬ

Валерий КОВАЛЬ,

директор макрорегионального филиала «Урал» компании ТТК:

Одной из основных тенденций развития на телеком-рынке Урала в условиях нестабильной экономической ситуации можно считать не строительство сетей, как это было год-два назад, а увеличение проникновения в уже существующем техническом охвате и совершенствование качества услуг. Именно такой вариант текущего развития выбрал для себя наш филиал. В Уральском ФО сетями ШПД уже охвачены все крупные города, поэтому еще одной тенденцией можно назвать предоставление услуг связи в малых городах (с населением менее 100 тыс. человек) с невысоким уровнем проникновения услуги ШПД. Именно это направление является приоритетным для ТТК – сейчас это самая перспективная ниша, поскольку абонентская база в таких городах растет быстрее. При этом в условиях кризиса не все операторы могут позволить себе строительство сетей в отдаленные города и районы. Наши же магистральные сети в малые города были построены еще до кризиса.

Стоит добавить, что вот уже три-четыре года на рынке присутствуют еще два тренда. Во-первых, это тенденция укрупнения операторов связи за счет покупки более мелких игроков. Во-вторых, тенденция к пакетированию услуг – все больше клиентов заинтересованы в получении всего спектра услуг связи от одного поставщика, что влияет на выбор провайдера.

Читайте также
CEO Riverstart Андрей Никонов рассказал IT-World, что нужно учесть собственнику бизнеса, чтобы его сайт был актуальным долгое время, ранжировался в поисковиках и привлекал клиентов. В этом материале собраны советы с точки зрения бизнеса, разработки и юзабилити. К чему подготовиться, как создать сайт с долгосрочной перспективой и возможностями для масштабирования без полной переделки?

Телеком-рынок УРАЛА. Рис. 7
Александр МОТРИЧ

Александр МОТРИЧ,

директор макрорегиона «Центр» телеком-оператора «Дом.ru»:

Телеком-рынок Урала показывает положительную динамику, хотя, как и российский, предсказуемо замедляется. В крупных городах проникновение Интернета, ТВ, телефонии близко к максимальному. Уральские тенденции не отличаются от общероссийских. Все больше клиентов переключаются с аналогового на цифровое ТВ. Этому способствуют широкое распространение современных телевизоров, постоянно растущее количество каналов в цифровом формате, включая HD, разнообразные предложения операторов. Для последних цифровое ТВ остается драйвером роста доходности за счет продажи дополнительных пакетов каналов, видеоконтента и дополнительных сервисов.

Еще один тренд – растущая популярность нелинейной модели телесмотрения. Сейчас телевидение можно смотреть с экранов планшетов или смартфонов тогда, когда это удобно, уже после эфира. Мультиэкранность активно развивают и зарубежные, и российские операторы. Например, сервис мультискрин дает возможность смотреть онлайн и в архиве телеканалы с экранов гаджетов и ПК, он доступен всем клиентам «Дом.ru» без дополнительной платы.

На интернет-рынке мы наблюдаем стремительное развитие мобильных технологий, но ключевым способом выхода в Сеть остается проводной Интернет. Помимо ПК и ноутбуков, в семьях все чаще используют планшеты и смартфоны, Smart TV, а значит, клиенты все чаще выходят в Сеть с помощью беспроводного доступа, что влечет за собой рост количества Wi-Fi-спотов.

Перечисленные факторы, а также постоянное увеличение доли тяжелого контента в общем объеме трафика предъявляют новые требования к сети оператора, качеству, бесперебойности и комфортности потребления услуг. Операторам необходимо инвестировать в модернизацию сети, в том числе Wi-Fi, развивать дополнительные услуги и сервисы, фокусировать внимание на клиентском сервисе. Кризис сдерживает эти планы, заставляя экономить и пересчитывать окупаемость проектов.

ВОПРОС.

Как отразились санкции и повышение курса доллара на вашем бизнесе в этом регионе?

Валерий ВЕЛИЧКО («МегаФон»):

Санкции прямо не повлияли на нашу деятельность, так как бизнес «МегаФона» полностью сконцентрирован на российском рынке. Мы защищены от валютных рисков и продолжаем работу по их снижению. Телеком также менее подвержен негативному влиянию неустойчивого курса валют. Среднемесячный чек на услуги связи и Интернета не превышает 320 рублей, а это меньше 1% в доходах россиянина. При этом у уральских клиентов «МегаФона» он ниже, а за два года услуги связи стали выгоднее на 5%. Таким образом, высокое качество связи и скоростной мобильный Интернет обходятся уральцам в 15 раз дешевле, чем канадцам и американцам, в 10 раз выгоднее, чем японцам, и в 5-7 раз, чем европейцам.

Елена ТРЯСЦЫНА,

директор по маркетингу МТС на Урале:

Несмотря на неблагоприятную макроэкономику на всех рынках присутствия, высокий уровень затрат в долларовом эквиваленте (оператор покупает все оборудование в валюте), наша стратегия верна. Сегодня МТС демонстрирует ощутимый рост доходов как от всего бизнеса в России, так и от мобильного бизнеса в частности (4,4 и 2,8% в годовом исчислении). На Урале аналогичные показатели выше, чем в целом по России.

Евгений СИЯНОВ «МТТ»:

Введенные США и Евросоюзом экономические санкции против России и существенное повышение курса валют ощутил на себе практически весь телеком-рынок. В первую очередь выросла стоимость, а также появились ограничения кредитования, что вызвало сложности в реализации проектов. Вместе с тем на уже существующих сервисах и услугах компании «МТТ» кризис никаким образом не отразился, важнейшие процессы мы завершили до начала неблагоприятных явлений в экономике.

Александр ГУБА (Mango Office):

Повышение курса доллара в первую очередь сказалось на стоимости клиентского оборудования – SIP-телефонов, голосовых шлюзов. Клиенты чаще стали выбирать более бюджетные варианты устройств. С другой стороны, интерес к нашим облачным сервисам растет, потому что полностью «железные» решения тоже значительно выросли в цене.

Илья ВАСКЕЦОВ («АКАДО – Екатеринбург»):

У операторов возникли дополнительные затраты, вызванные, с одной стороны, необходимостью приобретения оборудования, цены на которое находятся в валютной зоне. С другой стороны, давление на маржинальность операторов оказывает рост стоимости телеконтента, который тоже нужно приобретать. Все эти затраты недопустимо компенсировать за счет абонентов, которые сегодня и без того стремятся к максимальной экономии. Последнее, а также то, что, операционные расходы игроков рынка в основном находятся в рублевой зоне, роста тарифов фактически не происходит. Некоторое их повышение в целом по рынку можно было наблюдать в начале года, однако уже весной-летом это компенсировалось обилием демпинговых предложений компаний для своих абонентов.

Валерий КОВАЛЬ (ТТК):

Непростая экономическая ситуация внесла некоторые коррективы в работу компании, но в целом это не отразилось ни на рабочем процессе, ни на стоимости абонентской платы для наших клиентов. Что касается ситуации на рынке, то стоит учитывать, что, например, телеком-оборудование закупается преимущественно в иностранной валюте, поэтому повышение курса доллара может спровоцировать увеличение себестоимости подключения абонентов и, как следствие, рост цен на услуги связи. Однако для нашей компании этот фактор не является определяющим, поскольку основной объем строительства мы завершили в прошлом году, поэтому в ближайшее время не будем менять свою тарифную политику.

Александр МОТРИЧ («Дом.ru»):

Изменения валютного курса на выручку не повлияли – в первом полугодии 2015 года она осталась на уровне прошлогодних показателей. В более долгосрочной перспективе ослабление курса рубля наряду с высокой насыщенностью рынка могут привести к снижению экономических показателей, что заставит операторов разрабатывать мероприятия по компенсации роста операционных и инвестиционных затрат.

Не зря говорят, что кризис – время возможностей. Одной из них для нашей компании стала локализация производства в России. 20 июня на ПЭФ по нашей инициативе подписаны меморандумы о сотрудничестве и совместной деятельности, в рамках которых корейские компании HUMAX, KAON и французская Ekinops намерены впервые начать сборку телеком-оборудования в Перми.

ВОПРОС.

Что изменилось в последний год в работе с госкомпаниями?

Валерий ВЕЛИЧКО («МегаФон»):

Нестабильная экономическая ситуация внесла свои коррективы во взаимодействие с государственными заказчиками, бюджеты которых согласуются Министерством финансов РФ. Предприятия активно интересовались сокращением затрат на мобильные, фиксированные услуги и дополнительные опции, мы разрабатывали и предлагали оптимальные решения для организации корпоративной связи по демократичным условиям. Можно сказать, что на текущий момент мы живем в режиме летчиков и ориентируемся по погоде: это значит, действующие контракты будут выполняться до конца 2015 года, после чего будут приниматься решения в свете новых обстоятельств и данных от Министерства финансов РФ.

Евгений СИЯНОВ («МТТ»):

Во взаимодействии с госкомпаниями существенных изменений не произошло, в 2015 году были перезаключены или пролонгированы контракты. Конечно, госсектор стал более требователен к ценам на услуги операторов связи, стараясь оптимизировать затраты, отказывается от услуг или сервисов, которые для его работы некритичны. Совместными усилиями разрабатываются проекты и схемы подключения услуг, с помощью которых можно существенно сократить затратную часть ИТ-бюджета компании или организации.

Александр ГУБА (Mango Office):

Чаще всего это не наши клиенты. Госкомпании в основном продолжают работать по-старому, покупая отдельно аппаратную АТС и услуги связи. Хотя есть и отдельные исключения.

Читайте также
Правила формирования промптов немного отличаются от одной нейросети к другой, в том числе в зависимости от их специализации, например на определенных типах контента, однако имеют множество общих черт. О них и поговорим сегодня, приблизившись на пару шагов к идеальному промпту

Илья ВАСКЕЦОВ («АКАДО – Екатеринбург»):

Сложности в экономике не могли не отразиться на работе госкомпаний и взаимодействии с ними телеком-операторов. Несмотря на то что отказов от услуг связи не наблюдается, крупные государственные учреждения оптимизировали свои расходы, урезали бюджеты по этому направлению на 5–30%. Соответственно на столько же сократился и объем доходов игроков рынка от работы с ними. Кроме того, госкомпании снизили темпы развития IT-проектов, начатых в предыдущие годы.

Что касается нашей компании, то она работает в основном с небольшими бюджетными организациями (школы, детсады и др.), со стороны которых существенного падения затрат на услуги связи не наблюдается, однако эти затраты не растут. Все это не означает, что обслуживание госсектора перестало быть перспективным направлением. Процесс его информатизации обязательно продолжится в ближайшие три-пять лет, и потребление услуг связи выйдет на прежние объемы. Этот тренд значительно более долгосрочен по сравнению с кризисным. Госсектор всегда отличается постоянством заказов и максимальной степенью платежеспособности.

Валерий КОВАЛЬ (ТТК):

За последний год динамика нашей работы в сегменте B2G не изменилась. Мы продолжаем активно сотрудничать с госзаказчиками в Свердловской, Тюменской областях и в Пермском крае. На сегодняшний день нашими клиентами являются более 200 учреждений, 20 из которых мы подключили в 2015 году. В зоне ответственности «ТТК-Урал» у нас выстроены хорошие партнерские отношения с администрациями городов, мы также активно взаимодействуем с региональными властями.

ВОПРОС.

Как обстоят дела с заключением новых договоров?

Валерий ВЕЛИЧКО («МегаФон»):

В нестабильной экономической ситуации корпоративные клиенты все чаще стали задумываться об оптимизации непрофильных затрат, особенно это касается крупных компаний, которые получают более существенные счета за телеком-услуги. Мы предвосхитили ожидания клиентов и в начале года предложили антикризисный вариант «Безлимит XS» для компаний, которые задумались о сокращении издержек, и не отмечаем стагнации в новых подключениях. За прошлый год более 8 тыс. крупных компаний и организаций Урала доверили бизнес-общение «МегаФону», рост новых подключений по сравнению с 2013 годом составил 44%. Весомый вклад в увеличение числа клиентов внесла услуга переносимости мобильного номера (MNP).

Елена ТРЯСЦЫНА (МТС):

В сегменте B2B на Урале мы фиксируем смену парадигмы: если раньше основной спектр бизнес-сервисов составляли голосовые услуги, то сегодня фокус все больше смещается в сторону современных сервисов и решений, основанных на услугах передачи данных. Организации все больше начинают пользоваться data-сервисами, что подтверждают непрерывно возрастающие объемы передаваемого трафика – за последний год рост составил более 55%. Количество наших клиентов на Урале, использующих IP VPN, возросло в два раза за последний год. В то же время спрос на сервис FMC, создающий единую сеть мобильных и городских телефонов организации, увеличился в 1,5 раза. Как показывает практика, после внедрения конвергентных сервисов затраты предприятий на связь между сотрудниками сокращаются как минимум вдвое.

Евгений СИЯНОВ («МТТ»):

Снижения темпов привлечения клиентов не наблюдается. Есть небольшой отток абонентов в связи с закрытием предприятий, но эти потери компенсируются новыми продажами. Стало сложнее работать с потенциальными клиентами, которые из-за повышения стоимости оборудования откладывают обновление телекоммуникационной инфраструктуры на предприятиях. В целом в 2015 году количество привлеченных клиентов, а также новая выручка остаются на уровне 2013-2014 годов. Существенных изменений в продажах нет, все в рамках показателей, которые закладывались в 2014 году.

Александр ГУБА (Mango Office):

Востребованность наших облачных сервисов растет. Клиентов все чаще интересуют возможность записи разговоров, развернутая статистика по звонкам, оценка рекламных кампаний, функционал центра обработки вызовов и CRM для повышения эффективности бизнеса. Другими словами, повышается глубина использования продуктов.

Валерий КОВАЛЬ (ТТК):

До конца года мы планируем принять участие в тендерах и госзакупках в целях расширения клиентской базы B2G, а также продолжим развитие отношений с администрациями городов присутствия. Что касается заключения новых договоров с физическими лицами, то в планах за оставшиеся 3,5месяца увеличить абонентскую базу на 9%.

Александр МОТРИЧ («Дом.ru»):

Отказ от телеком-услуг – крайняя мера, поэтому оттока клиентов на рынке нет. Положительную динамику по новым договорам фиксируем и на рынке b2b.

ВОПРОС.

Как изменилось число конкурирующих телеком-компаний в уральском регионе?

Валерий ВЕЛИЧКО («МегаФон»):

В этом году конкуренция на телеком-рынке Урала усилилась в связи с приходом Теле 2. Отмечу, что мы успешно конкурируем с разными игроками телеком-рынка как на территории Свердловской области, так и в целом по России. В целом усиление конкуренции на рынке окажет положительное влияние, став очередным стимулом для нас.

Елена ТРЯСЦЫНА (МТС):

Летом 2015 года на уральский рынок вышли два игрока: Теле2 и Yota. Тем не менее мы не прогнозируем серьезного изменения сложившегося ландшафта. МТС конкурирует с Теле2 в ряде российских регионов и во многих из них обходит его по доле рынка. Кроме того, мы успешно развиваем бизнес во всех регионах запуска Yota.

Евгений СИЯНОВ («МТТ»):

Несмотря на кризис, конкурентная среда в регионе ужесточается. На рынок вышли новые локальные, региональные провайдеры, оказывающие качественные услуги. Также приходится конкурировать с большим количеством разработчиков облачных решений из других регионов, осуществляющих свою деятельность на территории Урала. Кроме того, федеральные операторы активно развивают партнеров, продающих их услуги за вознаграждение, которые порой предоставляют минимальные тарифы клиентам, не сегментируя их, тем самым ужесточая борьбу за абонента и снижая выручку конкурирующих с ними компаний.

Александр ГУБА (Mango Office):

Количество наших прямых конкурентов растет за счет того, что все больше компаний из Москвы и Санкт-Петербурга идут в регионы. Однако чаще всего они ограничиваются приобретением местной номерной емкости и не открывают полноценного представительства. В этом смысле мы находимся гораздо ближе к нашим уральским клиентам. Кроме того, услугу «Виртуальная АТС» запускают местные и федеральные интернет-провайдеры, что также повышает конкуренцию на рынке.

Илья ВАСКЕЦОВ («АКАДО – Екатеринбург»):

В Екатеринбурге ядро рынка составляют несколько крупных игроков, сетями которых охвачены практически все районы города («АКАДО – Екатеринбург» в тройке лидеров по совокупному количеству частных клиентов, подключивших услугу ШПД). В течение последних пяти-семи лет ими осуществлялась экспансия на рынки областных городов второго-третьего порядка (Каменск-Уральский, Нижний Тагил и др.), но на сегодняшний день она замедлилась: операторы, успевшие построить там свои сети, делают ставку на их монетизацию, а не дальнейшее расширение.

На сегодняшний день экономическая ситуация в стране и состояние регионального рынка сдерживают появление на нем новых игроков. Можно с уверенностью говорить, что в ближайшие год-два рынок будет продолжать консолидироваться вокруг имеющихся компаний, в том числе возможны сделки по слиянию и поглощению. Вместе с тем в условиях, когда акцент делается не на строительстве новых сетей, а на развитии сервисов, возможно появление на рынке так называемых виртуальных телеком-операторов, эксплуатирующих чужие сети.

Читайте также
Являясь частью искусственного интеллекта, машинное обучение (Machine Learning, ML) открывает все больше возможностей бизнесу. Его внедряют для трансформации процессов, развития транспорта, логистики, АПК и других отраслей, а экономический эффект применения ИИ составляет более триллиона рублей. Рассмотрим, какие прикладные задачи компаний решает ML, приведем примеры внедрения, поговорим про подход Retrieval-Augmented Generation (RAG) и дадим чек-лист качественной интеграции и использования ИИ в реальном секторе.

Валерий КОВАЛЬ (ТТК):

Число конкурирующих операторов связи осталось на прежнем уровне. В прошлое уходит тактика переманивания клиентов с помощью снижения цены, так как сейчас цена у операторов не сильно отличается, и люди все чаще делают выбор в пользу качества. Основная борьба разворачивается между местными провайдерами и федеральными операторами. Преимущество местных провайдеров в возможности оперативно реагировать на изменения рынка в конкретном городе и без дополнительных согласований изменять ценовую политику. Одновременно с этим небольшие региональные провайдеры зависят от крупных операторов в части магистрального Интернета, а также обладают меньшими инвестиционными возможностями для регулярной модернизации инфраструктуры. Все это ведет к тому, что они не всегда могут гарантировать качество и надежность своих услуг, проигрывая в этом федеральным операторам.

Александр МОТРИЧ («Дом.ru»):

Ключевые игроки на Урале, как и в стране в целом, хорошо известны. Фактически рынок региона поделен между крупными федеральными операторами – «Ростелекомом», «Билайном», МТС, ТТК и «Дом.ru». Но отмечу и локальных игроков, удерживающих позиции в Челябинской и Свердловской области.

Опубликовано 24.09.2015

Похожие статьи