Проект антимонопольного регулирования цифровых рынков попал под критику Минэкономразвития

Логотип компании
Проект антимонопольного регулирования цифровых рынков попал под критику Минэкономразвития
Поправки в закон «О защите конкуренции», разработанные ФАС, чиновники Минэкономразвития оценили отрицательно. Они налагают на физических и юридических лиц избыточные обязанности, запреты и ограничения, а также вполне могут привести к возникновению необоснованных расходов.

Министерство экономического развития РФ раскритиковало новые поправки, которые Федеральная антимонопольная служба РФ предложила внести в закон «О защите конкуренции». Меры регулирования сферы цифровых технологий, разработанные антимонопольным ведомством, названы недостаточно обоснованными, а также налагающими на физических и юридических лиц избыточные обязанности, запреты и ограничения.

Паспорт проекта, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся регулирования новых цифровых рынков (так называемый «пятый антимонопольный пакет») чиновники антимонопольного ведомства разместили на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в конце марта текущего 2018 года. Публичное обсуждение проводилось еще почти месяц, до 24 апреля.

Поправки под авторством ФАС предполагают к вводу в отечественное законодательство целого ряда новых понятий, так или иначе относящихся к цифровым рынкам. В их числе – «цифровые платформы» (размещенная в интернете инфраструктура, которая используется для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей), «сетевой эффект» (зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо изменение ценности товара для одной группы потребителей при уменьшении или увеличении количества потребителей в другой группе (косвенный сетевой эффект), и прочее.

«Цифровые платформы», согласно поправкам, должны попасть под антимонопольное регулирование. К примеру, занимающей доминирующее положение предлагается признавать платформу, занимающую не менее 35% рынка «взаимозаменяемых услуг», оказываемых с использованием цифровых платформ, и если «сетевые эффекты», основанные на количестве пользователей цифровой платформы, дают ей возможность оказывать решающее влияние на рынок, устранять с него конкурентов и затруднять к нему доступ другим компаниям – все это при условии, что полученная за последний год такой цифровой платформой выручка превышает 400 млн руб. При этом, что именно подразумевает под собой такое понятие, как «рынок взаимозаменяемых услуг», авторы документа не пояснили.

При проведении анализа конкуренции на товарном рынке, где взаимодействие продавцов и покупателей обеспечивается посредством «цифровых платформ», чиновники ФАС, как предполагает документ, будут устанавливать наличие «сетевых эффектов», а также оценивать, в какой степени эти эффекты влияют на общие условия обращения товара на том или ином рынке, не способствуют ли они устранению конкурентов той или иной «цифровой платформы» и не затрудняют ли доступ на рынок всем заинтересованным в этом игрокам.

Для «цифровых платформ» также предлагается ввести запрет на установку дискриминационных условий доступа к данным, в том числе к данным пользователей.

Права на результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, программы, базы данных, изобретения, товарные знаки и др.). также предлагается подвести под антимонопольное регулирование. Причем, как предлагают авторы поправок, «при определенных условиях» антимонопольное ведомство получит возможность лишать авторов и разработчиков исключительных прав на результаты их интеллектуальной деятельности.

Для трансграничных сделок антимонопольная служба сможет продлевать и даже приостанавливать срок рассмотрения ходатайств на 3–5 лет.

Свое резюме по проекту Минэкономразвития представило на этапе подготовки заключения по итогам процедуры ОРВ (оценки регулирующего воздействия), проводившейся на том же официальном Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В целом, поправки в закон «О защите конкуренции», разработанные ФАС, чиновники министерства оценили отрицательно. Помимо того, что предложения антимонопольного ведомства недостаточно обоснованы, они налагают на физических и юридических лиц избыточные обязанности, запреты и ограничения, а также вполне могут привести к возникновению необоснованных расходов, как у предпринимателей, так и у бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В частности, считают сотрудники Минэкономразвития, определение «цифровой платформы» следует более строго конкретизировать. Ведь, согласно последнему варианту поправок, под это понятие можно подвести любую электронную интернет-площадку - сайт туроператора, банка, страховой компании, сайты агрегаторов и так далее. На каждом из таких сайтов продавцы и покупатели взаимодействуют друг с другом разными образами: размещают объявления, рекламу, осуществляют сделки купли-продажи. Авторы документа не уточняют, каким образом должен вестись подсчет выручки «цифровой платформы», определение доминирующего положения, а также о каких именно покупателях — конечных потребителях или оптовиках - идет в данном случае речь.

В поправках следует доработать и такое понятие, как «рынок взаимозаменяемых услуг». Необходимо дать более точное определение этого рынка, привести алгоритмы определения его границ и подсчета доли той или иной компании на нем.

Подверглось критике и понятие «сетевого эффекта» и его влияния. Остается абсолютно непонятным, каким образом чиновники ФАС собираются проводить корреляционный анализ зависимости потребительской ценности товара от количества потребителей.

Такую меру, как продление рассмотрения сделок, имеющих трансграничный характер, на 3–5 лет, сотрудники министерства назвали избыточной. Ее введение станет причиной того, что компании полностью откажутся от совершения подобных сделок. Как следствие, объем привлекаемых в Россию зарубежных инвестиций снизится, а отдельные товарные рынки могут исчезнуть полностью.

К избыточным мерам причислено также дополнительное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности. Лицензирование результатов интеллектуальной деятельности в настоящее время предусмотрено Гражданским кодексом РФ.

Читайте также
Являясь частью искусственного интеллекта, машинное обучение (Machine Learning, ML) открывает все больше возможностей бизнесу. Его внедряют для трансформации процессов, развития транспорта, логистики, АПК и других отраслей, а экономический эффект применения ИИ составляет более триллиона рублей. Рассмотрим, какие прикладные задачи компаний решает ML, приведем примеры внедрения, поговорим про подход Retrieval-Augmented Generation (RAG) и дадим чек-лист качественной интеграции и использования ИИ в реальном секторе.

«На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования», - говорится в заключении министерства.

Как заявил в беседе с представителями ведущих СМИ Анатолий Голомолзин, заместитель главы ФАС, дискуссия по проекту, предусматривающему изменения в законе «О защите конкуренции», ведется не только на портале Regulation.gov.ru, но и в ходе работы над программой «Цифровая экономика». Таким образом, предложенные ФАС поправки обсуждаются в рабочих группах «Антимонопольное регулирование» и «Нормативное регулирование». Завершающая дискуссия с экспертным сообществом на данную тему, по словам чиновника, предполагается в последнем триместре октября текущего года.

По словам руководителя антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Николая Вознесенского, технологические компании не так активно высказывали свое мнение о новом законопроекте. Однако даже самые строгие критики «пятого антимонопольного пакета» не ратовали за полную отмену антимонопольного регулирования новых цифровых рынков. «Для цифровых рынков нужны дополнительные нормы, которые конкретизировали бы для них общие положения антимонопольного законодательства», — резюмировал он.

Опубликовано 08.10.2018

Похожие статьи