Западные IT-компании обяжут платить за «закон Яровой»?
Ведущие российские операторы связи разработали проект закона, перекладывающего на иностранные IT-компании часть затрат на реализацию «пакета законов Яровой» - им предложено оплачивать хранение в России своего трафика. В противном случае, как предполагается, скорость доступа к их сайтам для российских абонентов будет снижена.
На текст проекта закона ссылаются в своих публикациях ведущие информационные агентства, однако самого документа в публичном пространстве не опубликовано.
Как сообщается, его авторами выступили «Ростелеком» и «МегаФон».
Законопроект предлагает оперировать таким понятием, как «организатор распространения информации в Интернете, контролируемый иностранным лицом». Под такое определение попадают, фактически, все интернет-ресурсы, позволяющие пользователям обмениваться сообщениями: соцсети Google и Facebook, Viber, Snap, Mediaget, WeChat, Vimeo, Threema, блогерская площадка Opera и другие. Только на сервисы Google приходится более 35% всего трафика в рунете, а в совокупности они формируют свыше 65% трафика российского сегмента «Всемирной паутины». Именно им и предлагается заключить договор с операторами связи и платить компенсацию за хранение своего контента в России.
Напомним, что обязанность сохранять записи всех телефонных переговоров, SMS и истории браузера своих абонентов в течение определенного периода российских операторов связи и по запросу предоставлять их спецслужбам обязали в рамках «закона Яровой» - федерального закона № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», принятого 6 июля 2018 года. Предполагалось, что выполнение этих норм законодательства окажет противодействие терроризму и экстремизму. Однако закон подвергли резкой критике как бессмысленный для силовых структур, дискредитирующий программу «Цифровая экономика» и способный привести отечественную отрасль связи к длительной стагнации.
Только покупка оборудования, необходимого операторам сотовой связи для выполнения норм закона, обойдется компаниям «Большой тройки» в сумму 145 млрд руб. Неудивительно, что участники рынка решили разделить эти расходы с зарубежными интернет-компаниями, трафик которых они и должны хранить, считая, что эта мера приведет к выравниванию условий между российскими и иностранными участниками рынка. Кроме того, как сообщили сотрудники пресс-службы «Мегафона» в беседе с представителями СМИ, в развитии сетевой инфраструктуры и оптимизации использования сетевых ресурсов должны принимать участие все заинтересованные компании, использующие эту инфраструктуру для своей деятельности, а не только операторы связи.
Однако интересно отметить, что в качестве получателей этой компенсации авторы закона видят лишь тех операторов связи, которые занимают доминирующее положение в мобильном сегменте и сегменте связи общего пользования. Каким образом будет определяться это положение, и будет ли список доминирующих операторов совпадать с соответствующим реестром Роскомнадзора, пока неизвестно. Логично предположить, что доминирующими в сегменте подвижной радиотелефонной связи будут признаны компании «Большой тройки» - МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» – каждая из которых занимает свыше 25% рыночного сегмента.
Если же зарубежный «организатор распространения информации в Интернете» откажется платить за хранение трафика своих абонентов в России, то Роскомнадзор, которого законопроект наделяет соответствующими полномочиями, должен направить тому или иному оператору связи решение об ограничении скорости пропуска трафика к его ресурсам.
Очевидно, что целью нового законопроекта является именно Google, формирующий более трети всего трафика в Рунете - так считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Но если с компании начнут требовать деньги за «закон Яровой», то в ответ она может свернуть в России свою сеть доставки контента Google Global Cache, что резко увеличит нагрузку на сети.
Вступление в силу норм нового документа предполагается уже с 1 января 2019 года. Однако, как отметила Гульнара Хасьянова, исполнительный директор Союза операторов мобильной связи LTE (LTE Union, некоммерческое объединение, образованное МТС, «Мегафоном», «Вымпелкомом» и Tele2), в рамках которого ведется обсуждение закона, окончательное решение по документу пока не принято, да и на рассмотрение Кабмина его еще не отправляли. Сделано это будет после того, как все операторы придут к согласованной позиции.
Кроме того, по мнению Г. Хасьяновой, вопрос компенсации затрат на «закон Яровой» со стороны иностранных интернет-компаний нужно обсуждать в комплексе с вопросом «сетевой нейтральности». Закрепить законодательно принцип «сетевой нейтральности» - одинаковой скорости доступа ко всем ресурсам в Интернете – недавно предложили чиновники Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Союз LTE выступил против этого предложения, направив обращение главе Кабмина Дмитрию Медведеву.
«Тенденции последних лет показывают, что взрывной рост объемов передаваемого трафика, создаваемого, в первую очередь, Интернет-ресурсами, требуют от операторов связи непропорциональных дополнительных инвестиций в модернизацию и развитие сетей связи, в том числе на организацию хранения информации для исполнения «закона Яровой». Законодательное закрепление принципа «сетевой нейтральности» противоречит логике развития сетей связи и новых технологий», - говорится в тексте этого обращения. В настоящее время оно рассматривается в аппарате Правительства РФ.
Опубликовано 28.08.2018