Владимир Степанов: «Мы переходим от поставок оборудования к реализации комплексных решений»
На вопросы главного редактора газеты IT News Геннадия Белаша отвечает Владимир Степанов, старший вице-президент компании «Аквариус».
На какие сегменты рынка в основном ориентирована продукция компании?
«Аквариус» выпускает широкий спектр продукции для корпоративного рынка (B2B) и уже 19 лет входит в число основных поставщиков компьютерного оборудования в государственный сектор. В то же время мы переходим от поставок оборудования к реализации комплексных решений, где высока доля услуг. Можно сказать, что 2007 и 2008 годы проходят для нас под знаком отраслевых решений - в сферах образования, здравоохранения, защиты информации. Большое внимание уделяется развитию инфраструктурных решений для горизонтального рынка.
Вопрос в контексте постепенного вытеснения ноутбуками настольных ПК: в какой степени компания делает ставку на расширение производства ноутбуков и за счет чего обеспечивает конкурентоспособность этой продукции?
В реалиях корпоративного рынка, особенно госсектора, говорить о вытеснении настольных решений ноутбуками, на мой взгляд, преждевременно, хотя тренд задан снижением цен на ноутбуки и одновременным ростом производительности мобильных систем. Настольные системы по-прежнему имеют право на жизнь. Их жизнеспособность объясняется «настольной» моделью использования компьютера в широком спектре применений на этом рынке. К чему заказчику переплачивать за мобильность, если она не используется? К тому же техническое обслуживание и апгрейд настольных систем проще, чем мобильных, а значит, и TCO ниже. Добавим сюда проблемы информационной безопасности. Однако, как уже отмечено, тренд задан, и «Аквариус» уже пятый год выпускает ноутбуки, поддерживая линейку в интересах того рынка, на котором фокусируется, - корпоративного, обеспечивая при этом актуализацию модельного ряда и выдерживая высокий темп его обновления. В сентябре «Аквариус» одним из первых в России представил новое мобильное решение на базе технологии Intel Centrino 2 - ноутбук Aquarius NE515, предназначенный для руководителей и сотрудников, работающих вне офиса и широко использующих видео- и мультимедийные ресурсы при проведении деловых встреч и презентаций. Мы предлагаем ноутбуки как в составе комплексных решений, так и как самостоятельные изделия. В 2007 году доля ноутбуков в общем обороте компании выросла, что обусловлено, помимо общерыночных факторов, широким использованием ноутбуков в решениях Аквариуса для образования, например, в составе мобильного класса. Мобильный класс Акваркарт – реально востребованное школами решение, позволяющее буквально в течение нескольких минут превратить любое учебное помещение в полноценный компьютерный класс. С его помощью учитель-предметник получает возможность использования современных методов преподавания, а ученик в ходе урока получает доступ к цифровым образовательным ресурсам и ресурсам сети Интернет.
Насколько сложно противостоять конкуренции с иностранными компаниями в сегменте ноутбуков?
«Аквариус» поставляет ноутбуки не как коробки (здесь основная конкурентная борьба ведется международными компаниями), а в составе комплексных решений. Техническая и отраслевая экспертизы, производственные возможности, инвестиции в развитие именно решений позволяют нам быть конкурентоспособными и развивать линейку этой продукции.
Какова динамика роста продаж по отдельным направлениям производства - ПК, серверам, СХД, ноутбукам, тонким клиентам, мониторам?
В распределении продаж по продуктовым линейкам в 2007 году доля серверного оборудования выросла до 18,1% - с 11,6% в 2006 году, при этом доля ПК сократилась с 76,3 до 67,4%. Составляющая ноутбуков в общем обороте компании выросла до 6,3% - в 2006 году 2,6%. При условии, что настольные ПК остаются стандартом для корпоративного сектора и в этом году, рост объемов производства десктопов Aquarius мы оцениваем в 20%, что примерно вдвое превышает рост рынка (8-10%). Объем ноутбуков, производимых компанией «Аквариус», по нашим оценкам, вырастет в 2008 году тоже примерно в два раза.
При нынешней динамике роста продаж - на какое время хватит имеющихся производственных мощностей?
«Аквариус» имеет две производственные площадки: конвейерные и стапельные цеха в Шуе, рассчитанные на 360 тыс. ПК в год, и опытно-экспериментальное производство в Москве - на 36 тыс. специальных ПК, серверов и систем хранения в год. В результате модернизации производства в 2006 году компания имеет достаточный резерв свободных мощностей для обеспечения оперативного реагирования при реализации крупных проектов. Активируя резерв и предпринимая различные организационные мероприятия: введение второй смены, удлинение рабочего дня - мы обеспечиваем сроки выполнения заказа. Кроме того, есть возможность организации сменного производства, что увеличивает производственную мощность в полтора раза.
Что приносит компании аутсорсинг, то есть контрактное производство продукции под чужой торговой маркой? Не планирует ли «Аквариус» для этих целей увеличение производственных мощностей?
Часто компании выступают в качестве аутсорсеров для снижения издержек при переизбытке производственных мощностей. Эта практика существует как у московских, так и у региональных производителей. Аналогичные заказы размещают в России и зарубежные компании. «Аквариус» тоже периодически прибегает к этой практике, выпуская продукцию как для мировых брендов, так и для российских компаний. Выпуск продукции под третьими торговыми марками позволяет не только балансировать загрузку производственных мощностей, но и зарабатывать. Что само по себе неплохо. Кстати, зарубежные партнеры высоко оценивают уровень АСУ ТП ПК «Аквариус», особенно в направлении автоматизации контроля качества. По результатам аудитов производства мы получаем очень неплохие оценки. Для отечественных компаний мы обеспечиваем не только сборку, но и контрактование комплектующих для производства, предсборочный контроль качества комплектующих, журналирование производственных процедур в целях последующей техподержки и ряд других процессов.
Планирует ли компания выпускать ультрадешевые ноутбуки для корпоративного сектора? Могут ли они составить конкуренцию по объемам продаж в корпоративном секторе тонким клиентам?
«Аквариус» уже выпустил модель этой категории. Но важно не только то, что продукты этого сегмента «облегчены» по цене. Нетбуки, как их стали называть, реально легче, а значит, и удобнее для применения в тех случаях, когда компромисс в размере экрана допустим в обмен на большую компактность, сниженный вес устройства и увеличенное время работы от аккумулятора. Могут ли нетбуки составить конкуренцию тонким клиентам по объему продаж? Конечно, да – цифры продаж тонких клиентов для нетбуков быстро достижимы. К тому же, нетбук легко использовать как «мобильный тонкий клиент», использующий ресурсы офисной инфраструктуры и удаленную работу приложений.
Постепенное проникновение виртуализации на корпоративный рынок - как оно сказывается на портфеле продуктов «Аквариуса»?
Чисто «железные» продукты с поддержкой виртуализации «Аквариус» выпускает давно. Но если еще в прошлом году интерес заказчиков к виртуализации носил чисто теоретический характер, то сейчас, с развитием предпосылок к использованию решений по виртуализации - с одной стороны, и развитием собственно продуктов по виртуализации - с другой, мы чувствуем появление реального спроса. Не хотелось бы забегать вперед, но в ближайшее время мы готовим ряд любопытных решений с использованием виртуализации для основных сегментов наших заказчиков. В целом развитие виртуализации может существенно сказаться на формировании модельного ряда нашей продукции.
Для каких целей компания занимается разработкой программного обеспечения и почему не использует сторонние разработки?
Большинство реализуемых проектов, в том числе в области государственного управления, связано с созданием и внедрением комплексных функциональных решений, в состав которых входит и прикладное программное обеспечение. Как я уже говорил, основной вектор технологического развития нашей компании сегодня: от производства компонентов инфраструктуры - к созданию законченных отраслевых или корпоративных решений для конкретных задач заказчика. На основе выработанных принципов продуктовая линейка сохраняется и развивается, но упор делается на комплексные решения и отраслевую экспертизу. Соответственно, разработкой специализированного ПО занимаются как специалисты нашей компании (например, программное решение aQuaNix PRO для «тонких клиентов» Aquarius), так и сторонние разработчики. При правильной постановке задачи не так важно, где находятся разработчики - снаружи или внутри компании.
Пожалуйста, расскажите о концепции «Цифровая школа» и таких составляющих этого решения, как «Электронная учительская» и мобильный класс AquaCart.
«Цифровая школа» - это концепция поэтапной информатизации образовательного учреждения и создание единого информационного пространства: построение ИТ-инфраструктуры и внедрение на ее основе информационных систем для совершенствования учебного, воспитательного и управленческого процессов. Программно-технологический комплекс «Электронная учительская», как важный элемент «Цифровой школы», позволяет повысить эффективность использования информационной системы школы всеми ее потенциальными пользователями: администрацией, преподавателями, учащимися, родителями. При поставке «Электронной учительской» администрация школы получает возможность оперативно анализировать результаты учебной деятельности, управлять учебным и воспитательным процессами и их содержанием, формировать необходимые отчетные материалы для вышестоящих учреждений управления образованием: материально-финансовые отчеты, личные дела сотрудников, данные по тарификации сотрудников и др. «Мобильный класс AquaCart» представляет собой решение для создания мобильного учебного класса с использованием беспроводных технологий и предназначен для проведения уроков непосредственно в предметном кабинете, а также в школах, не оборудованных компьютерными классами. Решение не требует специальной инфраструктуры и кабелей: для работы мобильного класса необходимо только одно сетевое подключение. Тележка AquaCart служит удобным средством хранения и доставки техники в учебные помещения школы. «Мобильный класс» дает учителям-предметникам возможность разнообразить и совершенствовать формы подачи учебного материала, облегчает выбор новых стратегий подбора информации и организационных форм учебно-воспитательного процесса.
Новые комплексные решения для каких секторов рынка готовит «Аквариус»?
В данный момент разрабатывается пакет инфраструктурных решений, а также решения в области информационной безопасности.
Как совмещение блейд-сервера и системы хранения данных в одном корпусе - я имею в виду сервер Aquarius N90 X60 - было принято корпоративными заказчиками? На какой сектор ориентировано это решение?
Сервер задумывался как решение для сектора SMB, Однако к нему проявил большой интерес государственный и корпоративный сектор в сегменте оснащения региональных филиалов, в которых предполагается использование малых узлов хранения и обработки информации, малых ЦОД, но недостаточно ресурсов для сложного администрирования информационной системы. Мы формируем комплексные IT-решения с использованием N90X60 как «железной» основы. Интерес к серверу большой, поскольку он отвечает всем основным требованиям к решениям для SMB: единое устройство, простота управления, многофункциональность и масштабируемость. Модульный сервер совмещает в себе процессорную мощность, достаточную емкость СХД и при этом компактный формфактор конструктива. Гибкая конфигурация модульного решения максимально упрощает задачу будущей модернизации серверов, позволяя в любой момент установить в лезвия дополнительную оперативную память, более мощные процессоры, поменять жесткие диски на более емкие, установить дополнительные контроллеры.
Опубликовано 01.12.2008