Аддитивные технологии в России
Согласно данным аналитического агентства MarketsandMarkets, мировой объем рынка 3D-печати к 2024 году составит $34,8 млрд: активному развитию сегмента способствуют снижение стоимости и времени производства, государственные инвестиции и появление качественных промышленных материалов для 3D-печати. Основной тренд на этом рынке сегодня – постепенный переход от прототипирования к массовому производству отдельных функциональных элементов конечной продукции в самых разных отраслях – от автомобильной и космической до сферы бытовых потребительских товаров.
Примерно так выглядит ситуация на страницах глянцевых рекламных буклетов и аналитических отчетов. О суровых же российских реалиях мы в очередной раз поговорили с игроками отечественного рынка 3D-печати. Далее – правда и только правда.
Динамичные технологии
Генеральный директор компании «Цветной мир» Александр Корнвейц отмечает существенное снижение стоимости фотополимерных 3D-принтеров: уже доступны модели со скоростью засветки 2 секунды на слой, что позволяет, напечатать, скажем, челюсть человека за 1,5–2 часа. При этом, в отличие от классической FDM-технологии, стало возможным напечатать за то же время не одну, а пять моделей, так как технология засветки на базе LCD-дисплеев позволяет это делать.
Г-н Корнвейц утверждает, что с началом использования 2K- и 4K-LCD-дисплеев качество печати сравнимо с выполненным профессиональными 3D-принтерами, а цена примерно в 10 раз ниже. Среди компаний, лидирующих в этом сегменте, он отмечает Uniz и Phrozen. «В частности, последняя заявленная новинка тайваньского вендора – Phrozen Sonic – может печатать со скоростью 0,5 секунды на слой. Все это приведет в ближайшее время к полной трансформации таких областей, как стоматология и ювелирное дело, где уже повсеместно внедряется 3D-печать», – убежден г-н Корнвейц. В свою очередь, в сегменте настольных принтеров на базе технологии FDM стоит отметить начавшийся переход от единичных устройств к созданию ферм 3D-печати в рамках концепции flexible manufacturing: этот термин можно перевести как более гибкое производство кастомизированных изделий вместо массового выпуска стандартизированной продукции. «В России уже запущено несколько пилотов таких ферм, в частности нами реализован проект в компании «2050 AT»», – рассказывает г-н Корнвейц. Стоимость настольных 3D-принтеров в 5-10 раз ниже профессиональных, а качество печати сопоставимое. Таким образом, купив 10-20 настольных принтеров вместо 1-2 профессиональных, заказчик может одновременно печатать 10-20 моделей с разными настройками и материалами. К слову, себестоимость материалов при этом тоже существенно ниже, поясняет г-н Корнвейц.
Генеральный директор «3Д Вижн» Илья Виноградов особо выделяет большое количество запросов на поставку оборудования в сфере образования. Сегодня в школах и колледжах активно создаются учебные классы по аддитивным технологиям, где слушателей знакомят с начальными возможностями этого направления и чаще всего делают это на аппаратах стоимостью до 300 тыс. рублей. В свою очередь, высшие учебные заведения формируют спрос на более серьезное оборудование, которое можно использовать не только в обучающей сфере, но и выполнять на нем серьезные промышленные задачи, поясняет г-н Виноградов.
Собственник и управляющий директор Top 3D Group Василий Киселев подчеркивает появление доступных 3D-решений в SLS-сегменте. Так, Sinterit Lisa Pro способен печатать большеразмерные детали (до 32 см) при расположении модели по диагонали в камере печати. А высокоточные детали, состоящие из нескольких частей, можно печатать в сборе за один цикл, без использования поддержки: в ее роли выступает сам порошок, окружающий модель.
"Также важный момент — выход на рынок аддитивных технологий такого гиганта, как HP", - говорит г-н Киселев. «Что касается технологий, то я бы отметил прежде всего экструзионную печать из гранулята, которая дает огромную производительность, а также LCD-технологии фотополимерной печати», – продолжает он. В связи с ростом спроса на биопринтеры в ассортимент Top 3D Group был добавлен Rokit Invivo – первый медицинский био-3D-принтер, разработанный специально для тканевой инженерии. Неменьший прогресс достигнут и в области стандартизации аддитивных технологий: в частности, Росстандарт с недавних пор поддерживает ускоренную процедуру создания стандартов для инновационных, в том числе аддитивных, технологий.По словам генерального директора SIU System Ашхен Овсепян, аддитивные технологии становятся доступнее: снижается цена оборудования, увеличивается скорость 3D-печати, расширяется ассортимент материалов. На первый план выходят качество, срок изготовления и длительный период службы оборудования, которое будет долго востребовано на рынке. Клиенты поняли: дешевый принтер не даст отличного качества, а значит, через год можно сильно отстать от конкурентов. К тому же технология может устареть, заключает г-жа Овсепян.
Иван Захарчев, маркетолог 3DTool, подчеркивает, что этот рынок очень волатилен, поэтому однозначно охарактеризовать его достаточно сложно. В целом после кризисного затишья намечается постепенный рост объемов продаж по всем видам 3D-техники. Однако многие мелкие игроки выходят из борьбы или меняют направление деятельности. В свою очередь успешные производители и продавцы уверенно наращивают обороты. Устройства среднего и высшего ценового сегмента становятся «умнее», обрастают дополнительными гаджетами и системами, с новинками все проще работать неопытным пользователям. «Если раньше системы контроля подачи материала в тех же FDM-3D-принтерах считались чем-то из ряда вон выходящим, то сегодня скорее наоборот: если продукт не обладает минимальным набором систем контроля, он будет явно проигрывать конкурентам», – говорит г-н Захарчев. Еще одним значимым трендом он называет появление промышленных инженерных материалов повышенной прочности, таких как филаменты на основе полиамидов, полиэфирэфиркетона и полиэфиримида.
Расклад по сегментам
Какие направления наиболее перспективны сегодня с точки зрения применения 3D-технологий?
Александр Корнвейц («Цветной мир») считает, что на рынке 3D-принтеров расклад по областям применения сохраняется. В свою очередь 3D-сканеры можно разделить на специализированные и общего назначения. Последние чаще востребованы в реверс-инжиниринге, а также при создании цифровых архивов. «Например, в Китае реализуется проект оцифровки всего культурного наследия: сканируются памятники архитектуры, статуи, барельефы и другие объекты», – поясняет он. Специализированные модели применяются в стоматологии, а фут-сканеры нужны для сканирования стоп и создания кастомизированных стелек для обуви.
Илья Виноградов («3Д Вижн») согласен с коллегой, что области применения таких технологий остались прежними, но в то же время отмечает появление упрощенных вариантов оборудования, которые приходят в такие сферы, где ранее использовались давно отработанные классические методы. «Сегодня уже сложно представить себе макетную мастерскую без 3D-принтера», – заключает он.
Василий Киселев (Top 3D Group) убежден, что решение одной из приоритетных задач нашей страны – формирования компетентного кадрового потенциала – требует закупки современного оборудования. Именно поэтому спрос на 3D-оборудование в учебных заведениях достаточно высок. Кроме того, многие исследовательские институты смотрят в сторону аддитивных технологий как на средства решения сложно осуществимых задач в здравоохранении, аэрокосмической, оборонной и других высокотехнологичных отраслях.
Следующий серьезный тренд – цифровая стоматология: отход от ручных процессов в области протезирования и ортодонтии уже начался, считает г-н Киселев. В то же время, по его мнению, не стоит ждать массового распространения 3D-печати в консьюмерских сферах, потому что технологии пока не достигли должного уровня развития для печати полноценного продукта.
Ашхен Овсепян (SIU System) ожидает существенного изменения корреляции в сфере потребления оборудования и материалов в период 2020–2025 гг. Сегодня продажи материалов не поспевают за продажами 3D-оборудования, но через пять лет ситуация должна измениться. В качестве примера г-жа Овсепян приводит автомобильную промышленность, где принято больше заказывать услуги на стороне и меньше инвестировать во внутреннее оборудование и сами материалы. Уже с 2020 года последние два должны поменяться местами, а доля услуг либо немного уменьшится, либо сохранится на том же уровне. В свою очередь в медицине также превалируют услуги, а применение материалов и оборудования равнозначно. Похожая ситуация в нефтегазовой и железнодорожной отраслях.
Иван Захарчев (3DTool) к устоявшимся сферам использования аддитивных технологий, таким как прототипирование, образовательные услуги и оптимизация бизнес-процессов, добавляет медицину.
Интерес к технологии и реальность
Согласно данным исследования аудиторско-консалтинговой компании EY (Ernst & Young), уровень проникновения технологий 3D-печати в контексте их использования разными компаниями для решения прикладных задач вырос с 24 до 65% за последние два-три года. Мы решили выяснить, насколько эти цифры соответствуют наблюдениям участников нашего обзора.
Александр Корнвейц («Цветной мир») полагает, что эти данные, скорее всего, касаются только развитых рынков США и Европы. В свою очередь в России самая большая степень проникновения 3D-печати – в сфере высшего и дополнительного образования.
Илья Виноградов («3Д Вижн») рассказывает, что периодически в компанию поступают запросы о возможности полной замены производства стандартного цикла, и приходится разъяснять клиенту, что далеко не все циклы производства экономически целесообразно переводить на новые технологии. «В то же время многие решения, выполненные нами, позволили существенно сократить издержки производства как за счет снижения сроков, так и благодаря оптимизации стоимости», – отмечает он.
Василий Киселев (Top 3D Group) отмечает, что российский рынок 3D-печати стремительно растет, причем некоторые компании растут быстрее рынка. В частности, оборот Top 3D Group за текущий год приближается к 700 млн рублей, а в следующем компания рассчитывает достигнуть отметки в 1 млрд рублей.
Иван Захарчев (3DTool) в качестве компании, использующей 3D-печать для прототипирования сложных узлов при изготовлении стеклопакетов для индивидуальных проектов зданий, приводит Schüco. «И это только один пример из множества. Как я уже говорил, оптимизация бизнес-процессов – одно из ключевых направлений развития бизнеса», – резюмирует он.
(Продолжение следует)
Опубликовано 04.12.2019