Полет Джеффа Безоса в космос — рискованная затея для страхового бизнеса
Глава Amazon Джефф Безос, собравшийся в космос, может столкнуться с проблемой страховки, слишком сложно оценить риски и ущерб в случае проблем. Об этом пишет издание Reuters со ссылкой на институт Insurance Information Institute.
Напомним, г-н Безос хочет стать первым миллиардером, временно покинувшим нашу планету и побывавшем в космосе.
В настоящее время объем рынка страхования космических полетов, включающий покрытия в случае аварий спутников, ракет и других технических объектов, оценивается в сумму порядка $0,5 млрд в год – но это в основном страхование ответственности перед третьими лицами, например, если части падающей ракеты повредят чей-то склад на Земле. Космических туристов от травм и смерти пока не страхуют, механизмы не выработаны, специальные продукты не созданы. В профессиональной среде пока не решено, имеет отношение страхование космических туристов к авиационной отрасли или к космической. Агентство Reuters напоминает, тем не менее, что все бывает впервые — так, первая в мире авиастраховка была выписана компанией Lloyd’s в Лондоне в 1911 году.
Эксперты отмечают, в случае космического полета путешественники возвращаются фактически в ту же точку, с которой начинали путь, что делает неприменимым большой пласт страховой авиационной практики.
Напомним, г-н Безос вместе со своим братом Марком планирует отправиться в космос 20 июля текущего года на корабле New Shepard (корабль назван в честь американского астронавта Алана Шепарда, который совершил полет в космос 5 мая 1961 года) компании Blue Origin, основанной главой Amazon. К настоящему моменту Blue Origin совершила 15 беспилотных суборбитальных полетов, инцидентов зафиксировано не было.
Что касается страхования, что астронавты NASA, например, защищены в рамках государственного американского страхования жизни. При этом профессиональные астронавты тщательно отбираются и много лет тренируются перед тем, как отправиться в космос, и подготовлены к возможным рискам, чего не скажешь о Джеффе Безосе. Для страховой индустрии это совершенно разные объекты. У главы Amazon и его коллег будет один день на подготовку к полету; в Virgin Galactic процесс подготовки занимает три дня.
Ожидается, что по мере появления все большего количества космических туристов специализированные страховые продукты появятся на рынке, в настоящее время космический турист может застраховать свою жизнь на общих основаниях на $2-5 млн.
Отметим, что в целом активность в космосе регулируется конвенцией ООН The U.N. Outer Space Treaty and the Liability Convention от 1972 года.