Российские операционные системы: Рынок в 2023 году
В 1996 году снижение спроса на компьютеры с устаревшей операционной системой заставило Apple купить компанию NeXT, принадлежавшую изгнанному из Apple Стиву Джобсу (Steve Jobs). Созданная его командой ОС NeXTSTEP стала основой Mac OS X и фактически спасла компанию. В рамках сделки Джобс получил в Apple должность советника и уже к 1997 году вернул себе контроль над компанией.
Невозможно удержаться и не вспомнить также стремительное восхождение на вершину популярности мобильной ОС Android. Тысячи приложений, предоставленных пользователям в Google Play (до 2012 года — Android Market) и App Store, привели к тому, что Android и iOS сейчас безраздельно властвуют на рынке мобильных ОС, занимая совместно более 99%.
И в первом, и во втором случае успех определили два фактора — новые возможности для пользователей и принципиально иной взгляд на понятие «дружественный интерфейс».
Российские разработчики
Российские программисты не новички на рынке операционных систем. Так, «Базальт СПО» занималась разработкой ОС еще в 90-е.
Другая компания — ООО «НТЦ ИТ РОСА» – выкупила в начале 2000-х права на известный Linux-дистрибутив Mandriva и с тех пор работа над этой операционной системой ведется исключительно «НТЦ ИТ РОСА».
Разработка флагманского продукта ГК «АСТРА», ОС семейства Astra Linux, ведется с 2008 года.
Условия ограниченной конкуренции
В мире существует огромное количество ОС Linux, каждая из которых предлагает то либо другое преимущество, делающее удобным решение ваших задач. Российские разработки шли своим чередом, конкурируя с сотнями иностранных компаний и сообществ разработчиков. Ubuntu, Mint, Elementary, Fedora, OpenSUSE… список дистрибутивов может показаться бесконечной историей. Но несколько лет назад на территории России отечественные разработчики получили преимущество перед всеми остальными.
Постановление правительства и последовавший за ним Приказ Министерства связи «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения» (№ 96 от 01.02.2015) наложили ограничение на покупку для муниципальных и государственных нужд программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Сегодня попадание в этот реестр означает, что владельцы софта получают преференции при госзакупках, возможность сократить налог на прибыль с 20 до 3%, страховые взносы — с 14 до 7,6% и др. Сейчас в реестре 14 тыс. продуктов, из них более 50 операционных систем. Этот шаг стал первым бонусом в череде государственных ограничений для иностранного ПО в целях импортозамещения.
Насколько эти меры помогли популяризации российских операционных систем? Судите сами. По данным сайта StatCounter, при веб-серфинге в 2021 – начале 2022 года 87,59% российских пользователей использовали Windows (в мире – 76,31%), MacOS – 5,44% (в мире – 14,66%), Linux – 2,04% (в мире – 2,43%), остальные неназванные ОС – 5%.
Уход вендоров
Если усилия государства по импортозамещению были не слишком действенными, то исход вендоров с российского рынка, начавшийся весной прошлого года, оказался гораздо более успешен для продвижения российского ПО. В июле 2022 года РБК провел опрос среди пользователей: «Как вы поступите, если привычная операционная система не будет доступна?» В ответ 64% зрителей сообщили, что в этом случае они перейдут на российскую ОС, 31% – что скачают пиратскую версию, а 5% – найдут способ купить официальную.
Сергей ТРАНДИН («Базальт СПО»): «На фоне санкций интерес к отечественному софту вырос. В 2022 году, по нашим наблюдениям, отечественные фирмы, занимающиеся разработкой операционных систем, увеличили свой оборот примерно в два-три раза». Российские разработчики считают уход зарубежных вендоров открытым окном возможностей и ожидают роста спроса начиная с 2023 года и на годы вперед. Разумеется, при поддержке государства.
Роман МЫЛИЦЫН («Астра»): «Конечно, какой-то непродолжительный период можно и дальше существовать на зарубежной программной инфраструктуре, но со временем количество уязвимостей будет драматично расти и представлять очень большие риски как с точки зрения киберугроз, так и с точки зрения стабильного функционирования. По сути, сейчас мы говорим о том, что глобальные вендоры продавали не просто продукт, но еще и обещания, что всё будет стабильно. В один момент они обманули ожидания заказчиков и ушли. Восстановить доверие к этому ПО даже в случае возврата производителей будет уже невозможно, поэтому перевод объектов критической информационной инфраструктуры на отечественное ПО вполне обоснован. Он уже активно начался в прошлом году и будет продолжен. В какой-то момент и обычные граждане начнут массово переходить на отечественные системы, так как это удобнее и безопаснее».
Сергей ТРАНДИН («Базальт СПО»): «Если раньше импульс к увеличению доли отечественного ПО давали нормативные усилия со стороны государства, то сейчас инициатива во многом идет от самих потребителей, которые непосредственно столкнулись с запретами со стороны зарубежных фирм, апример с прекращением технической поддержки на территории России продуктов Windows, VMware и других мировых гигантов ИТ-индустрии. То есть бизнес начал расценивать использование зарубежных программных продуктов как операционные риски: риск недополучения обновлений, невозможности приобрести нужный продукт и т. п.».
Рустам РУСТАМОВ («РЕД СОФТ»): «Сейчас в российском программном обеспечении особенно заинтересованы предприятия с госучастием, в частности в ТЭК, медицине, банковской системе и на других объектах КИИ. Но нужно понимать, что импортозамещение ИТ во многих корпорациях достаточно забюрократизированный процесс. Кто-то подошел к этому вопросу своевременно, кто-то задумался об этом только в 2022 году».
Господдержка импортозамещения
Новостью этого года можно назвать заявление Минцифры о выборе трех российских операционных систем для господдержки – Astra Linux (ГК «АСТРА»), ОС «Альт» («БазАльт СПО») и «Ред ОС» («РЕД СОФТ»). Господдержка заключается в том, что государство обязало производителей прикладного ПО обеспечить совместимость с этими тремя ОС.
Отношение к этой государственной инициативе неоднозначное. Разработчики, не включенные Минцифрой в «большую тройку», заявили, что господдержка никак не ограничила заказчиков в приобретении других ОС, напомнив, что почти все альтернативные операционные системы основаны на Linux и…
Для того чтобы понять о каких переменах идет речь, попробуем сфокусироваться на событиях после 2022 года и их масштабах с точки зрения кибербезопасности.
Олег КАРПИЦКИЙ (РОСА): «По нашему опыту и опыту партнеров, которые самостоятельно тестировали прикладное ПО на совместимость с различными ОС, в 100% случаев, если прикладное ПО совместимо с “АстраЛинукс”, “АльтЛинукс” и “РедОС”, оно нормально работает на ОС РОСА “КОБАЛЬТ” и “ХРОМ”. Другое дело – наличие сертификата, подтверждающего совместимость. Поэтому мы продолжаем тестировать наши продукты на совместимость с ПО и оборудованием наших технологических партнеров и видим в этом взаимную заинтересованность».
Интересно, что и компании, вошедшие в число любимчиков Минцифры, не торопятся рассыпаться в благодарностях регулятору. Так, ГК «АСТРА» ответила, что их ОС и так поддерживает взаимосвязанных программных решений больше, чем кто-либо еще на российском рынке, по крайней мере в сегменте корпоративных пользователей.
А Роман МЫЛИЦЫН («Астра») отметил: «В этой тройке продукты ГК “АСТРА” стоят всё же особняком. Столько взаимосвязанных программных решений, как у нас, корпоративным пользователям не предложил пока никто. Единый портфель системного и инфраструктурного ПО от “АСТРЫ” (выстраиваемый наподобие Microsoft или Red Hat) сформирован 12 продуктами, которые легко взаимоинтегрируются и составляют фундамент для информационных систем организации любого масштаба и отраслевой принадлежности. В стратегических планах ГК “АСТРА” стоит задача расширить свой программный стек и увеличить число решений как за счет инвестиций в собственную разработку, так и за счет приобретения сформировавшихся команд с наработками по отдельным проектам и направлениям. Реализация таких планов позволит компании создать надежную, защищенную и автоматизированную среду для всех типов прикладных нагрузок».
Остальные члены «тройки» от комментариев воздержались.
Национальная платформа
В июле 2022 года о создании открытой национальной платформы заявил Китай. Kylinsoft, дочерняя компания государственной China Electronics Corporation, и еще десять компаний и НИИ Поднебесной совместно разрабатывают ОС Kylin, совместимую с наибольшим количеством процессоров, включая HiSilicon, Loongson, Sunway, Hygon и FeiTeng Huawei Technologies Co.
Однако есть нюанс, который лучше всего объяснить на примере истории с запретом США устанавливать Android на продукты Huawei. Все произошло в 2019 году, а до этого компания была на второй позиции в списке крупнейших производителей смартфонов. Осторожная Huawei еще с 2012 года создавала собственную ОС, и, хотя сегодня ее продажи в мире все равно снизились (не входят даже в топ-5), количество устройств Huawei, оснащенных HarmonyOS, составляет уже 320 млн. Как следствие — в экосистеме HarmonyOS насчитывается более 2 млн разработчиков (почти вдвое больше, чем годом ранее, и в 20 раз больше, чем два года назад). Впрочем, в Китае проживает около 1,5 млрд жителей и, как видим, 320 млн из них предпочитают Huawei. Другими словами, китайцам и своего внутреннего рынка достаточно, чтобы вкладывать в разработку миллионы долларов.
А вот хватит ли внутреннего рынка России для развития ПО на уровне мировых стандартов – этот вопрос вызывает серьезное беспокойство, тем более что основная доля продаж российского ПО пока приходится на государственные и аффилированные с государством компании и организации. Так, одним из следствий госрегулирования ПО стала закупка российских программ учебными заведениями: за первое полугодие 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года рост внедрений Astra Linux в этой сфере составил 514%, объем поставок ОС «Альт Образование» увеличился в шесть раз, а лицензий ОС «Ред ОС» – вдесятеро.
Хорошая новость в том, что школьников учат работать в среде приложений Linux: скорее всего, это будет иметь психологический и маркетинговый эффект после того, как они покинут учебные заведения. В остальном российские разработчики не проявляют лихорадочной маркетинговой активности, предоставляя закону и уходящим иностранным вендорам делать основную работу по продвижению их продуктов. Зато опрошенные нами компании планируют увеличивать команды разработчиков.
Сергей ТРАНДИН («Базальт СПО»): «Мы стараемся прилагать максимум усилий к тому, чтобы наши продукты были качественными, чтобы они отвечали потребностям наших заказчиков. Этот посыл мы доносим до потребителей различными PR-инструментами: участвуем в крупных отраслевых мероприятиях, проводим собственные конференции, в том числе “СПО в высшей школе” и “Конференцию разработчиков свободного ПО”. С течением времени требования рынка меняются, и наша компания растет вместе с ними. Взрывной рост нам не свойствен, поскольку всегда сопряжен с рисками и не позволяет обеспечивать преемственность».
Рустам РУСТАМОВ («РЕД СОФТ»): «В первую очередь мы заботимся о наших пользователях, поэтому стараемся делать упор на обучающие материалы. Понятные и простые инструкции позволяют снизить порог входа для начинающих пользователей, помогают адаптироваться и перебороть страх перед новым».
Роман МЫЛИЦЫН («АСТРА»): «Сейчас клиенты активно тестируют все наши продукты, а план инженеров, занимающихся тестовыми показами, расписан на недели вперед. Кажется, уже все поняли необходимость перехода на отечественные решения в самое ближайшее время, и этим обусловлена необходимость увеличения состава профессиональных сотрудников. На данный момент в нашей компании работает более 1000 специалистов, планируем, что до конца года их число увеличится вдвое».
Как известно, голод — лучший повар, и, по всей видимости, инвестиции в разработки будут оправданны. В ближайшее время спрос на отечественное ПО как минимум сохранится, хотя дедлайн перехода на отечественный софт сдвинут в общей сложности уже на три года. А в начале ноября был опубликован очередной проект указа президента, согласно которому дата перехода на отечественный софт для владельцев критической информационной инфраструктуры еще передвинется — до 1 января 2024-го.
Напомним, что к владельцам критической информационной инфраструктуры относятся, в частности, госорганы, ТЭК, финансовые, транспортные, телекоммуникационные и ряд других компаний, повреждение сетей связи которых может привести к серьезным последствиям. Хочется верить, что совместные усилия Президента РФ и вендоров ускорят переход населения на российские операционные системы.
Опубликовано 08.03.2023