Большие возможности больших данных: как Big Data меняет индустрию гостеприимства

Логотип компании
Директор по развитию компании TeamJet Тимофей Крышка рассказывает изданию IT-World о том, для чего индустрии HoReCa нужны большие данные, как и для чего отели используют аналитику данных, и какую роль технология Big Data играет в повышении удовлетворенности и лояльности клиентов.

Big Data сегодня – неотъемлемая часть многих профессиональных сфер. По данным исследования VK Cloud и Arenadata, решения в области анализа и оценки данных уже внедрили 62% крупных российских компаний. И это число неуклонно растет вместе с количеством производимой информации. Ряд экспертов полагает, что уже к 2025 году в мире будет ежедневно создаваться 463 эксабайта данных. Предполагаемый объем глобальных данных, созданных к 2025 году, аналитики Statista оценивают в 180 зеттабайт. Этот объем данных, который даже трудно представить, касается, в том числе, предпочтений и взаимодействий пользователей, и компании, анализируя эти данные, превращают их в полезную для себя и своего бизнеса информацию.

Почему анализ больших данных так важен для отелей

Для индустрии гостеприимства оценка и изучение собранной информации дает возможность понять потребности и предпочтения гостей, определить, что им кажется наиболее важным и полезным. В этих целях отельеры могут использовать метрики собственных сайтов, данные PMS-систем, профили гостей, отзывы на сайтах бронирования. Итоги опроса Hospitality Technology показали: по мнению 86% отельеров, Big Data способны увеличить их доход, а 77% уверены, что анализ данных способен повысить удовлетворенность гостей.

Разберемся, какие новые возможности открывают для индустрии гостеприимства большие данные.

Оценка клиентских предпочтений

Индустрия гостеприимства - одна из крупных и наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Тем не менее, она имеет сравнительно низкий средний показатель удержания клиентов (Customer Retention Rate) – всего 55%. Это значит, что почти половина гостей не получает того уровня обслуживания и впечатлений, которые могли бы стать веской причиной для повторного бронирования.

Чтобы изменить эту ситуацию, отельеры постоянно собирают и оценивают данные о предпочтениях своих гостей: в каких номерах они любят останавливаться, какими услугами пользоваться, какую еду предпочитают и как проводят время.

Приведу простой пример. Допустим, анализ данных выявил, что посетители гостиничного спортивного зала чаще пользуются одним типом оборудования, и из-за повышенного спроса эти тренажеры все время заняты, в то время как другие простаивают. Вычислив эту закономерность, можно увеличить количество востребованного оборудования и отказаться от менее используемого. Это сделает визит в тренажерный зал более комфортным для посетителей и оставит у них приятные впечатления. Сегодня каждая крупная сеть отелей уделяет особое внимание изучению впечатлений клиентов. Эту информацию можно интегрировать с экономическими и отраслевыми показателями, чтобы получить более полное представление об управлении бизнесом. С помощью аналитики данных можно предвосхитить запросы гостей, адаптировать услуги к индивидуальным предпочтениям и создать уникальные впечатления, которые помогут увеличить базу постоянных клиентов.

Разработка антикризисных стратегий

Индустрия гостеприимства серьезно зависит от окружающей обстановки и может чувствовать влияние и погодных аномалий, и значимых событий или социальных изменений. Накопленный объем данных и его анализ позволяет не только оценить уже произошедшее и провести работу над ошибками, но и предвидеть потенциальные риски и кризисы.

В конце июня и начале июля текущего года, когда в России установилась жаркая погода, люди стали чаще уезжать за город. Как отмечают в сервисе «Яндекс.Путешествия», в это время на 35% вырос спрос на глэмпинги, базы и дома отдыха, на 21% увеличилось количество бронирований отелей, в которых есть бассейн. А в начале июня наблюдался повышенный спрос - более чем на 20% - на размещение деловых туристов в Санкт-Петербурге, где проходил Петербургский международный экономический форум.

В столь непростые периоды с помощью анализа больших данных отельеры могли заранее разработать стратегию действий и подготовиться к наплыву гостей: увеличить количество персонала, скорректировать ценовую политику в зависимости от спроса, подготовить уникальные предложения, чтобы привлечь больше посетителей.

Эффективное управление

Аналитика данных используется и в разработке технических процессов, когда речь заходит о текущем обслуживании или оценке срока службы оборудования. Например, анализ заполняемости номеров помогает скорректировать численность персонала – увеличить в часы пик и уменьшить в периоды низкого спроса. Таким образом можно оптимизировать расходы, сохранив при этом сервис на качественном уровне. Изучение количества технических заявок, поступающих из конкретного номера, дает возможность вовремя провести плановый ремонт и сократить время простоя оборудования. Такой подход позволяет избежать неприятных неожиданностей и поддерживать высокий стандарт состояния номеров.

Динамическое ценообразование

Оценка данных о бронированиях, отслеживание рыночных тенденций и предложений конкурентов с помощью Big Data позволяет отельерам разрабатывать динамические стратегии ценообразования и корректировать цены в режиме реального времени. К примеру, такие гостиничные гиганты, как Carlson Rezidor, AccorHotels, Hilton и Crowne Plaza используют специальные Resource Manager-системы и платформы, которые автоматически консолидируют и анализируют информацию внутренних и внешних данных из разных источников. Это позволяет отелям обнаруживать закономерности и аномалии, а на их основе прогнозировать модели поведения клиентов. Менеджеры могут устанавливать оптимальные цены на номера в конкретный период времени, учитывая степень загрузки отеля, тарифы конкурентов и другие факторы. Это не только увеличивает доход, но и привлекает больше гостей за счет конкурентоспособной цены.

Прогнозирование спроса

Еще одна задача, с которой помогает справиться анализ данных - способность отельеров прогнозировать будущий спрос, что играет особую роль при стратегическом планировании в сфере гостеприимства. За счет оценки многолетних сезонных тенденций, количества прошлых бронирований, учета запланированных мероприятий, которые будут проходить неподалеку от места расположения гостиницы, можно спрогнозировать потенциальный приток посетителей в конкретный период. Такой прогноз дает возможность оценить потребность отеля в персонале, поддержать оптимальный уровень запасов, принять обоснованные решения о закупках и наладить цепочки поставок. Как итог - повысить операционную эффективность, оптимизировать средства и работу персонала гостиницы.

Персонализированный маркетинг

Изучение накопленных данных о гостях, начиная от пола, возраста, социального статуса и заканчивая привычками и предпочтениями, имеет решающее значение для эффективного маркетинга. Как выяснили специалисты Twilio, получать персонализированные предложения хотят 56% потребителей.

Аналитика данных позволяет отелям сегментировать базу гостей и формировать целенаправленные маркетинговые кампании, которые затрагивают конкретную аудиторию в нужный период времени. Это могут быть рассылки по электронной почте, рекламные акции в соцсетях, индивидуальные предложения в мессенджерах. Такой подход для поддержания своей маркетинговой, коммуникационной и бренд-стратегии используют многие отели. Например, в Radisson Hotel Group отслеживают рыночные тенденции и анализируют поведение клиентов, чтобы понимать, как люди предпочитают выбирать, бронировать и проводить время в отеле. В результате взаимодействие с гостями выстраивается на более личном уровне. Это не только повышает эффективность маркетинговых усилий, но и увеличивает отдачу от инвестиций.

Оценка конкурентоспособности и управление репутацией

В условиях конкурентного рынка грамотное использование данных становится ключевым инструментом для развития отеля. Сравнивая цены, отслеживая упоминания бренда и репутацию в социальных сетях, анализируя отзывы, отельеры могут определить области, где у них есть явное преимущество, а где нужны изменения. Аналитика дает возможность понять, какие нововведения могут вфделить бренд на фоне конкурентов. Например, сотрудничество с компаниями в смежных областях или создание интегрированных программ лояльности.

Таким образом, анализ Big Data в индустрии гостеприимства помогает компаниям принимать обоснованные решения, оптимизировать бизнес-процессы, улучшать качество услуг и даже повышать конкурентоспособность.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Опубликовано 25.07.2024

Похожие статьи