Не каждая компания готова взять на себя роль большого интегратора

Логотип компании
Не каждая компания готова взять на себя роль большого интегратора

Изображение создано нейросетью ShutterstockAI

Генеральный директор HD Tech Денис Хадасков рассказал IT-World о преодолении проблемы сквозных интеграций отечественного программного обеспечения.

На отечественном ИТ-рынке существует мнение, что импортозамещенные решения, разработанные в качестве аналогов продуктов компаний, свернувших деятельность в России, не обладают тем же уровнем интеграции и взаимодействия друг с другом, как иностранное программное обеспечение. И это приводит к фрагментации данных, к увеличению времени выполнения операций, к необходимости привлечения дополнительных специалистов в текущие бизнес-процессы.

Отчасти это, конечно, так. Но смотреть на эту проблему нужно комплексно. Недавний глобальный сбой в корпоративных информационных системах наглядно продемонстрировал, что в самых, по словам их разработчиков, совершенных системах бывают критические проблемы. И этот случай – не результат действий злоумышленников, как это бывало ранее, а именно ошибка при интеграции продуктов разных вендоров. И часто причиной сбоев становится так называемая излишняя интеграция, когда продукты проникают в процессы друг друга слишком глубоко, чего не требует конкретный бизнес-процесс. Где-то в корневом продукте происходит сбой, затрагиваются даже те вещи, которые в большинстве случаев не относятся к действиям этого самого продукта. Начинают генерироваться убытки, причем если для крупного бизнеса будут какие-то компенсации, то для обычных людей, не получивших оплаченную услугу, скорее всего никаких компенсаций предусмотрено не будет. При этом, если посчитать, экономический эффект там колоссальный.

Поэтому слишком большое количество взаимопроникающих интеграций – не очень хороша история. Особенно, если это не требуется для прямой функциональности продукта и создается лишь для генерации добавочной стоимости и в угоду маркетингу. То есть любая интеграция не должна решать задачу цифровизации ради цифровизации, а должна повышать эффективность конкретного бизнес-процесса, причем желательно измеримо. А если посмотреть на ИТ-гигантов, в том числе и зарубежных, то процесс начинает смещаться от цифровизации бизнес-процессов в сторону «цифровой интеграции кофеварок». Да, это, наверное, удобно, но какой вклад такая цифровизация вносит в бизнес-процессы – большой вопрос. И это, на мой взгляд, закономерный финал любой технологической монополии – когда объединять уже нечего, но обязательно нужно.

Безусловно, создавать и поддерживать сквозные бизнес-процессы необходимо. Но важно понимать, создать единый национальный стандарт интеграции цифровых сервисов невозможно. При желании, конечно, возможно, но мы тогда останемся на том же месте, где находимся и сейчас, но только с еще одним реестром программного обеспечения. Стандарты должны создаваться на коммерческом рынке, причем в отдельных отраслях и сферах они будут отличаться. Так и должно быть. Любая компания будет использовать тот уникальный набор программных решений, который подходит именно под ее задачи.

У нас есть хороший пример, когда большая интеграционная система была создана, причем по бизнес-правилам. Проект электронного правительства, с одной стороны, особо не касается коммерческого рынка, но при этом создавался на принципах коммерческой платформы. Этот проект может стать примером для больших корпоративных систем. Внутри все работает на российском и отрытом ПО, большое количество разных ведомственных систем и платформ отлично интегрированы друг с другом, идет непрерывный обмен данными. Там нет ничего, что было бы недоступно коммерческому сектору.

Мы в HD Tech находимся в том же самом положении, что и весь окружающий ИТ-рынок. Наши продукты не работают у заказчика сами по себе, они интегрируются в какую-то инфраструктуру, чаще всего работающую уже не первый год. Так, наш флагманский продукт – система автоматизации разработки ПО, которая позволяет решить ряд фундаментальных проблем разработки и сократить срок вывода продукта на рынок. Мы отдаем себе отчет, что наш продукт покрывает далеко не все потребности разработки, существует обширный перечень задач и продуктов, которые необходимы рынку, особенно на фоне ухода иностранных вендоров.

Понятно, что сделать продукт, который бы охватил весь процесс производства программного обеспечения от и до не под силу ИТ-компании среднего масштаба. Реализовать такой проект сможет крупный вендор, но, как мы видим на рынке, разработчики-гиганты идут по особому пути – продукт разрабатывается для собственных нужд, с учетом специфики работы, и уже после этого он выводится на рынок. И нет никаких гарантий, что продукт, который успешно работает в компании со штатом в 700, может быть 1000 разработчиков, окажется столь же эффективным в а компании с небольшим департаментом разработки.

Мы пошли по пути консолидации продуктов, по пути поиска технологических партнеров, чьи продукты дополнят наш собственный и мы сможем предложить рынку не одну функцию, а комплексное решение, закрывающее потребности целого бизнес-направления. При таком подходе интеграция продуктов полностью лежит на нас, мы выступаем гарантом полной работоспособности решений, входящих в комплексную поставку. При этом мы в работе с заказчиками сталкиваемся пока что с целым зоопарком систем – кто-то еще не начинал процесс перехода на отечественное или открытое ПО, кто-то уже перевел часть решений, кто-то полностью перевел все бизнес-процессы. Поэтому первым шагом для нас, как поставщика, всегда является процесс аудита – на какую инфраструктуру будут устанавливаться наши продукты, требуется ли дополнительная адаптация, чтобы мы смогли гарантировать беспроблемную работу.

По этому же пути идут многие российские ИТ-компании. Еще год-полтора назад на рынке были представлены хорошие, по-настоящему отечественные продукты, которые при всех их плюсах оставались вещью в себе, требовали конкретную конфигурацию инфраструктуры и минимальную интеграцию с другим программных обеспечением. На сегодняшний день я вижу большое количество, скажем так, технологических картелей, в которых компании объединяют свои решение в общий коробочный продукт и предлагают рынку стабильные аналоги, покрывающие большинство бизнес-процессов.

На этом пути есть определенные сложности – почти любая компания открыта к партнерству, готова предоставлять свой продукт. Не каждая готова взять на себя роль большого интегратора, который будет обеспечивать продвижение общего продукта, его интеграцию в системы заказчика. В каком-то конкретном объединении все компании, по сути, равны, но должен найтись тот, кто не побоится возглавить процесс, встать в авангард взаимодействия с покупателем. А такие лидеры остро необходимы. Да, отлично, когда в конкретной отрасли есть комплексное решение. Плохо, если оно одно и нет конкуренции. Такое положение даст почву для появления уже настоящих картелей, которые будут получать прибыль не за счет развития продукта и создания инноваций, а за счет монопольного положения. И со временем мы так же придем к интеграции кофеварок.

В перспективе, думаю, десяти лет мы увидим сделки слияния и поглощения, технологические союзы будут трансформироваться в компании-гиганты. Но работа по интеграции между отечественными решениями идет уже сейчас, на текущий момент на рынке представлены десятки таких комплексных решений, а по итогам 2025 года, убежден, их уже будут сотни. Самое главное, чтобы в результате мы не пришли к тому де результату, от которого сейчас, пусть и вынужденно, уходим.

Читайте также
Что важно сделать до разработки корпоративного портала в виде мобильного приложения и почему? Что необходимо сделать после того, как создан полезный и удобный портал? Как оценить эффективность корпоративного портала? Разбирается IT-World.

Опубликовано 26.07.2024

Похожие статьи