Отечественные СУБД-решения: новые вызовы времени

Логотип компании
Отечественные СУБД-решения: новые вызовы времени
В последнее время все больше крупных компаний, предприятий и государственных структур переходят на российские СУБД. К таким компаниям относятся «Билайн», «Альфа-банк», «Аэрофлот», «Газпром нефть», «Райффайзенбанк» и др...

Отслеживание отзывов в социальных сетях и оперативное реагирование на них – задача, которая стоит практически перед каждой современной компанией. Игнорирование аудитории социальных сетей и тематических сайтов (форумов, сообществ и т.д.) несет в себе как репутационные, так и финансовые риски для организаций.

Мониторинг отзывов используется не только для исследовательских или прогностических целей, но и для формирования эффективных бизнес-процессов внутри компании. В частности, организации нередко собирают стихийные отзывы в различных социальных сетях, чтобы определить их тональность и контекст.

Также с помощью мониторинга активности пользователей можно понять, каковы настроения потенциальной аудитории, насколько хорошо работают конкуренты, на какие рекламные материалы лучше всего сделать упор и т. д.

Чтобы решить эти, а также некоторые другие задачи, компании все чаще обращаются к платформам и программным комплексам на основе высокопроизводительных СУБД.

Системы мониторинга активности социальных сетей и их интеграция с системами обработки обращений

Сегодня российский софт, предназначенный для мониторинга активности социальных сетей и оперативного реагирования на пользовательские отзывы, ни в чем не уступает иностранным разработкам.

На рынке довольно много таких решений. Например, есть платформы социальной аналитики hootsuite.com и brand24.com, а если говорить о российских решениях, это br-analytics.ru и iqbuzz.pro. Однако основная проблема состоит в том, что все они предоставляют разный набор аналитических опций в зависимости от решений, платформы и страны. На Западе, например, проще относятся к использованию облачных технологий, а у нас крупные компании неохотно идут на использование каких-то внешних сервисов.

Российские решения отличаются от западных тем, что позволяют работать с русскоязычными площадками, такими как Одноклассники, ВКонтакте, МойМир. Однако зачастую у них имеются свои недостатки, например, ограниченный или узкоспециализированный функционал.

Зарубежные разработчики склонны запускать облачные сервисы со ставкой на свои страны и лидирующие в них социальные платформы. Российские компании в целом предвзято относятся к облачным сервисам — это и является их существенным отличием от западных коллег. Но все они в основном предоставляются как «сервис по подписке», то есть размещаются на серверах за периметром клиента, сами подключаются к социальным сетям, анализируют данные на «своей» территории, а клиент видит только результат анализа, а также метрики, которые предоставляет компания-поставщик.

Большинство подобных решений ориентированы на нужды среднего и малого бизнеса, но у больших компаний появляются новые требования к системам для работы с данными. В крупных компаниях обычно работают колл-центры, есть специальные службы, в которые передают работу с обращениями в соцсетях, при этом компании стремятся минимизировать количество приложений, с которыми работают их сотрудники. Поэтому часто заказчик хочет работать внутри своей CRM-системы, которая стоит в его внутреннем контуре без доступа в Интернет. Но не у всех SaaS-приложений есть возможность встроиться в сложную внутреннюю архитектуру заказчика, например, сделать так, чтобы сотрудник работал в своей CRM-системе, но при этом мог коммуницировать с клиентами в социальных сетях. К тому же заказчики не всегда согласны, чтобы анализ проходил за пределами их периметра.

Между тем, крупные компании, в числе которых, к примеру, «Аэрофлот», переходят к использованию сложных, персонализированных СУБД-решений. Это отвечает существующему курсу на импортозамещение и отражает тенденции российского рынка (в частности, учитываются самые популярные социальные сети в нашей стране).

Платформа по обработке клиентских обращений, развернутая компанией «Аэрофлот», базируется на алгоритмах предиктивной аналитики Big Data. За основу СУБД была взята разработка Tarantool от Mail.Ru Group. Интегратором решения выступила компания «Интегро Текнолоджиз», которая входит в ГК «РАМАКС».

Платформа представляет собой модульный комплекс, который покрывает все необходимые потребности любого бизнеса. Модули позволяют идентифицировать клиента на основе анализа разрозненных данных, поступающих через различные каналы, найти дубликаты обращений, а также проанализировать текстовую информацию в режиме реального времени.

Большой объем данных, требуемый для работы всех модулей платформы, не позволяет использовать привычные приложения с локальными хранилищами информации. Количество обращений к данным в платформе может превышать несколько тысяч запросов в секунду, а требуемый отклик должен укладываться в несколько миллисекунд.

СУБД Tarantool отличается высокой производительностью, низкими аппаратными требованиями, а также высокой отказоустойчивостью. По этой причине именно эта система легла в основу платформы по работе с клиентскими обращениями в компании «Аэрофлот».

Платформа позволила существенно увеличить эффективность процесса работы с клиентскими отзывами в социальных сетях. Время доставки и обработки вопросов заметно снизилось за счет выявления контекста обращений, дихотомии обратной связи, формирования авторских профилей и т.д.

Читайте также
Редакция IT Manager портала IT-World вместе с экспертами разбирается, как подход data-driven работает в России, какие задачи он решает и почему его значение продолжает расти, несмотря на санкционные вызовы и необходимость адаптации к новым условиям.

Еще одним инновационным решением в данной области является система мониторинга и анализа контента социальных сетей от компании «Иннодата». Эта система используется для принятия решений во время всплеска пользовательской активности в социальных сетях. Ее работа основана на предиктивной аналитике Big Data. Система отличается высокой гибкостью и предлагает адаптивные настройки, отвечающие требованиям разных типов бизнеса.

Машинное обучение, положенное в основу системы мониторинга «Иннодата», позволяет системе самообучаться, повышать свою точность и обновлять результаты своей работы. Это помогает устранить репутационные риски, с которыми сталкивается любая компания во время анализа удовлетворенности брендом.

Система мониторинга отзывов в социальных сетях позволяет обеспечить безопасность компании, выявить потенциально нежелательных лиц или злоумышленников, основываясь на их социальной активности.

Требования, выставляемые к российским СУБД

Помимо уже упомянутой выше СУБД Tarantool, на российском рынке представлены и другие решения. Среди них стоит выделить «Ред База Данных», «Линтер Бастион», Postgres Pro и несколько более мелких разработок.

В техническом плане к российским СУБД выставляются следующие требования:

·       Высокая функциональность и расширяемость. Тягаться с иностранными IT-гигантами, уже имеющими широкое принятие во всем мире, российским компаниям очень сложно. По этой причине они стремятся охватить только некоторые более узкие сферы – к примеру, аналитику больших данных. Происходит адаптация СУБД к российским условиям рынка и национальным компетенциям.

·       Полный цикл поддержки. Сюда относятся профессиональные консультации, разработка дополнений, оперативная техническая поддержка, детальная документация и т.д.

·       Безопасность. С целью обеспечения безопасности данных практически все популярные российские СУБД сертифицированы по требованиям ФСТЭК России, а также входят в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

·       Поддержка различных аппаратных платформ и ОС.

Среди других российских СУБД можно выделить следующие решения:

·       Ред База Данных (Red Database). Промышленная система управления базами данных, основанная на популярной open source СУБД Firebird. Она подойдет для предприятий разного масштаба, включая как небольшие компании, так и крупные корпорации с огромными базами данных. Права на СУБД «Ред База Данных» принадлежат российской компании «РЕД СОФТ».

·       Линтер Бастион. СУБД «Линтер Бастион» - это специализированный сервер баз данных, сертифицированный в Восьмом управлении Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Все модули защиты выполнены в четком соответствии с требованиями основных руководящих документов ФСТЭК России и соответствуют законодательным требованиям.

·       Postgres Pro. Это российская СУБД, разработанная компанией Postgres Professional на основе PostgreSQL. СУБД поставляется в нескольких версиях, среди которых Postgres Pro Enterprise, Postgres Pro Certified, Postgres Pro Standard.

Также на российском рынке имеются и небольшие СУБД, среди которых можно выделить «Синтез-СУБД», «Циркон-СУБД», HyTech и другие.

Заключение

В последнее время все больше крупных компаний, предприятий и государственных структур переходят на российские СУБД. К таким компаниям относятся «Билайн», «Альфа-банк», «Аэрофлот», «Газпром нефть», «Райффайзенбанк» и др.

Это говорит о том, что рынок российских СУБД отличается высокими темпами роста и быстрым внедрением инноваций, что позволяет на равных конкурировать с иностранными аналогами, а в чем-то и опережать их.

Рустам КИЛЬДИЕВ, 

руководитель отдела разработки Big Data компании «Иннодата»

Опубликовано 20.11.2018