«АйТи» выделила автоматизацию документооборота в отдельный бизнес
В понедельник, 12 мая, компания «АйТи» объявила о создании новой* дочерней фирмы, получившей название «Босс-Референт». Как следует из названия этой компании, она будет заниматься развитием и продажами системы электронного документооборота (СЭД) «БОСС-Референт».
По словам председателя совета директоров группы «АйТи» Тагира Яппарова, выделение отдельной фирмы под продвижение СЭД задумывалось давно. Еще в конце 90-х – в начале 2000-х годов, когда было решено сократить перечень разрабатываемых компанией собственных программных решений. Тогда фирма оставила за собой только приложения, имеющие национальную специфику — «БОСС-Кадровик» и «БОСС-Референт». При этом г-н Яппаров отметил, что последняя из названных систем была не просто СЭД, а системой, предназначенной для автоматизации деятельности отечественной бюрократии.
По мере развития названных решений, их продвижения на рынке и появления фирм-партнеров, заинтересованных в реализации проектов с использованием названных систем, «АйТи» стала изучать вопрос выделения под эти приложения отдельных компаний. В результате, в 2004 году была образована фирма «Босс. Кадровые решения». Что касается системы «БОСС-Референт», то ее развитие и продажи были переданы «Аплане». Однако последняя занимается не развитием одного или нескольких решений, а предоставлением услуг по разработке и сопровождению ПО. То есть вопрос с СЭД окончательно решен не был.
Теперь же «АйТи» реализовала свои намерения — организовала новую «дочку» на основе центра компетенции «Электронный документооборот и Lotus-приложения» компании «Аплана». При этом руководитель названного центра Андрей Гриб стал генеральным директором «Босс-Референта».
В настоящее время на долю названной СЭД приходится около 17% российского рынка систем электронного документооборота по числу проданных лицензий** (по данным фирмы DSS Consulting). При этом г-н Яппаров отметил, что рынок меняется и заказчикам уже требуется не просто СЭД, а система электронного документооборота, дополненная возможностями коллективной работы, средствами анализа и управления знаниями. Это будет отражено и в деятельности «Босс-Референта». То есть компания займется развитием самой СЭД, а также разработкой к ней дополнительных модулей и различных прикладных программ.
Еще одной задачей новой фирмы станет формирование партнерской сети. Как рассказал IT-daily Андрей Гриб, в настоящее время у «Босс-Референта» в партнерах один крупный системный интегратор — сама «АйТи», а также несколько фирм, занимающихся предоставлением «софтверных» услуг. В их число входит и «Аплана». В планы компании-разработчика входит, по словам г-на Гриба, привлечение к сотрудничеству еще одного-двух крупных системных интеграторов и ряда региональных «софтверных» фирм. При этом «Босс-Референт» рассчитывает привлекать к партнерству те компании, которые позволят фирме закрыть «белые пятна», имеющиеся на территории присутствия действующих партнеров. К будущим партнерам разработчик не намерен предъявлять жесткие требования. Точнее, требование будет фактически одно — в течение двух месяцев обучить сотрудников работе с новым для них ПО. В то же время «Босс-Референт» собирается предлагать партнерам, помимо стандартных маркетинговой, технической и методологической поддержек, ряд дополнительных «бонусов». В их число компания включила скидку на продажу лицензий, которая может достигать 40%, помощь в быстром внедрении системы (от 1 до 4 месяцев при средней стоимость системы за одно рабочее место от 20 до 30 тыс. руб.), возможность дополнительного заработка за счет расширения базового уровня технической поддержки, а также за счет создания и поддержки кастомизированных решений на основе СЭД.
В задачи «Босс-Референта» включено также развитие моделей продвижения системы. Здесь у компании два направления. Одно из них — продвижение СЭД на рынок СМБ. Предприятиям этого сектора разработчик уже предлагает версию системы Open Referent, которая распространяется по модели «свободного» ПО в комплексе с продуктами Linux. Другой вариант продвижения «БОСС-Референта» — аренда системы. То есть компания готова предоставить заказчикам необходимое им число лицензий СЭД в аренду. Или продать открытую лицензию, а деньги зарабатывать на внедрении и сопровождении СЭД***. Необходимость первого варианта Тагир Япаров объяснил тем, что у ряда заказчиков имеется большое число мест, которые требуется автоматизировать. Стоимость таких проектов может составить от миллиона долларов и более. Таких денег у многих просто нет, и они решают внедрять СЭД поэтапно. А это, по мнению г-на Яппарова, не эффективно. СЭД должна создаваться быстро и в максимальном по охвату объеме. В противном случае положительного результата проекта ожидать не приходится. В настоящее время компания прорабатывает вопрос использования арендного подхода с рядом заказчиков. В том числе с некоторыми администрациями субъектов РФ, которые намерены распространить «БОСС-Референт» на уровень муниципалитетов. Также Тагир Яппаров отметил, что при арендном подходе окупаемость затрат разработчика растягивается от одного года до трех-пяти лет.
Кстати, в текущем году компания-разработчик планирует внести ряд изменений и дополнений в свой продукт. А именно, в СЭД планируется реализовать поддержку работы с КПК и коммуникаторами, поддержку BPL (business process language, используется для проектирования бизнес-процессов), а также встроить в систему средства криптографической защиты информации. Поскольку в настоящее время системы электронного документооборота «преобразуются» в системы управления знаниями, то «Босс-Референт» собирается обеспечить в своей СЭД поддержку хранения файлов в системах «электронного архива» (IBM ContetntManager, IBM Quickr, Saperion). Также новая «дочка» «АйТи» намерена улучшить имеющийся в системе инструментарий администрирования. Необходимость в этом Андрей Гриб объяснил тем, что партнеры, которые станут заниматься внедрением СЭД, будут заведомо хуже знать систему по сравнению с разработчиками. Поэтому их необходимо обеспечить большим числом средств изменения и настройки ПО. К концу же текущего года «Босс-Референт» планирует приступить к разработке четвертой версии СЭД. В настоящее время фирма занимается сбором бизнес-требований к новой версии системы.
*До недавнего времени в группу компаний «АйТи» входило четыре фирмы. Сама «АйТи», «Босс-Кадровые системы» (занимается разработкой и продажами HR-решения), «Аплана» (разработка заказного ПО) и «Академия АйТи».
**В продвижении «БОСС-Референта» «АйТи» ориентировалась на достаточно крупных заказчиков. Средний клиент фирмы по данному направлению заказывал от тысяч до нескольких тысяч пользовательских лицензий СЭД, что позволяло компании не конкурировать со многими разработчиками подобных приложений.
***Такую схему «АйТи» использовала при реализации проекта в Федеральной налоговой службе. В результате сегодня в ФНС, приобретшей в свое время именно открытую лицензию, СЭД «БОСС-Референт» установлен на 60 тыс. рабочих местах. В текущем году служба собирается довести систему до уровня инспекций. При этом число пользователей СЭД должно увеличиться до 100 тыс.
Опубликовано 20.12.2008