Цифровая трансформация России: будущее и настоящее

Логотип компании
В Сочи под эгидой «Ростелекома» и при поддержке временной комиссии Совета Федерации РФ по развитию информационного общества, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ всероссийский форум «Взгляд в цифровое будущее»...

В Сочи под эгидой компании «Ростелеком» и при поддержке временной комиссии Совета Федерации РФ по развитию информационного общества, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, департамента информационных технологий города Москвы и Высшей школы экономики прошел всероссийский форум «Взгляд в цифровое будущее».


Цифровая трансформация России: будущее и настоящее. Рис. 1

Как и в прошлые годы форум оказался весьма представительным, а программа насыщенной. В этот раз в его работе приняло участие более 500 экспертов и представителей федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти РФ, занимающихся вопросами цифровой экономики, умных городов и информатизации.

Залы во время проведения пленарных заседаний и круглых столов были заполнены до отказа, а экспозиции, посвященные различным аспектам цифровизации, развернутые в рамках форума, пользовались большим интересом у присутствующих на мероприятии.


Цифровая трансформация России: будущее и настоящее. Рис. 2

В ходе форума прошли пленарные заседания и тематические круглые столы, посвященные самым разнообразным аспектам, связанным как в целом с цифровым будущем России, так и с цифровизацией отдельных регионов, изменением законодательной базы в меняющихся условиях, развитием инфраструктуры умных городов, цифровизацией медицины, образования и т. п.


Цифровая трансформация России: будущее и настоящее. Рис. 3

На первом пленарном заседании выступил Владимир Кириенко, первый вице-президент компании «Ростелеком», который обратил внимание присутствующих на уникальность настоящего момента, которая заключается, по его мнению, в сложившейся благоприятной комбинации факторов: поддержка цифровых преобразований руководством страны, наличие финансирования и запаса времени для проведения преобразований.

Все это позволяет оперативно модернизировать уже имеющуюся IT-инфраструктуру и создать новую, чтобы запустить перспективные прорывные сервисы. Тем не менее, задача эта непростая и требует соблюдения определенных правил.


Цифровая трансформация России: будущее и настоящее. Рис. 4

Во-первых, как считает г-н Кириенко, для каркаса цифровой экономики необходимо изначально проектировать надежную масштабируемую систему, способную удовлетворить растущий спрос на услуги, так как уже сейчас наблюдается взрывной спрос на новые сервисы.

Во-вторых, следует использовать при ее развертывании единые стандарты, а не тащить за собой в будущее унаследованную архитектуру, а также решения, диктуемые ограниченным финансированием.

И, наконец, цифровые проекты для повышения их эффективности должны запускаться в сотрудничестве между всеми участниками рынка. Например, портал «Госуслуги» не был бы сегодня так популярен и не насчитывал в числе своих пользователей 80 млн жителей нашей страны, если бы его разработкой занималась какая-либо одна компания.

Также первый вице-президент компании «Ростелеком» отметил, что, говоря о новых стандартах в архитектуре, необходимо предъявлять и соответствующие требования к инфраструктуре, которая должна обеспечивать надежность, безопасность и высокое качество.

Подобными характеристиками обладает сервисная модель «Ростелекома», которая уже сейчас успешно себя показывает во многих федеральных органах исполнительной власти, муниципалитетах и крупных предприятиях.

В рамках этой модели компания инвестирует собственные средства в разработку, создание инфраструктуры и ее поддерживание, а заказчик получает в результате высокие стандарты качества и безопасности.

Елена Кузнецова, эксперт консалтинговой компании McKinsey, специализирующейся на решении задач, связанных со стратегическим управлением, рассказала на пленарном заседании о том, какое влияние оказывает цифровизация на экономику.


Цифровая трансформация России: будущее и настоящее. Рис. 5

Согласно результатам исследования, цифровизация в разных странах к 2025 году может обеспечить дополнительный прирост ВВП от 25о 40%.

А по результатам опроса, в котором приняли участие более 1000 компаний по всему миру, передовые фирмы тратят более четверти своей выручки на цифровизацию, но в результате получают и больший рост.

Читайте также
Являясь частью искусственного интеллекта, машинное обучение (Machine Learning, ML) открывает все больше возможностей бизнесу. Его внедряют для трансформации процессов, развития транспорта, логистики, АПК и других отраслей, а экономический эффект применения ИИ составляет более триллиона рублей. Рассмотрим, какие прикладные задачи компаний решает ML, приведем примеры внедрения, поговорим про подход Retrieval-Augmented Generation (RAG) и дадим чек-лист качественной интеграции и использования ИИ в реальном секторе.

Если говорить о России, то аналогичная картина наблюдается лишь в банковской сфере и телекоме. Пока же в большей части опрошенных компаний считают, что цифровизация только начинается, и лишь представители небольшого числа организаций заявляют, что цифровизация у них стоит в приоритете и они полностью переводят свои внутренние процессы на новые рельсы.


Цифровая трансформация России: будущее и настоящее. Рис. 6

Из этого можно сделать вывод, что основная волна цифровизации еще впереди.

Но цифровизация несет современному обществу не только блага, но и новые вопросы и проблемы, в том числе и связанные с рынком труда. Так, ожидается, что до 2030 года в разных странах в связи с происходящими изменениями в среднем от 15% до 30% граждан вынуждены будут сменить вид своей трудовой деятельности. Для стареющих государств это в принципе может послужить положительным фактором, т.к. освободившиеся руки можно будет направить в испытывающие дефицит отрасли экономики, но с такими изменениями на рынке труда нужно еще справиться.

В своем выступлении заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин отметил, что за последние 8 лет в России удалось построить «Сервисное государство 1.0» и как и Владимир Кириенко, первый вице-президент компании «Ростелеком», привел в пример портал «Госуслуги».

Переход в течении шести ближайших лет к «Сервисному государству 2.0» с новым уровнем цифровизации он связывает с 6 направлениями.

Первое из них предусматривает развитие 25-30 сервисов, которые должны охватить до 90% всех взаимодействий госорганов, учреждений и граждан, что должно обеспечить неизбежную цифровую трансформацию госсектора.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, посвятил свое выступление проекту «Умный город», который направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формированию эффективной системы управления городским хозяйством, созданию безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Проблеме «Умных городов» было посвящено второе пленарное заседание форума, а также региональный круглый стол с аналогичной тематикой.

На самом деле, как отметила Елена Кузнецова, эксперт консалтинговой компании McKinsey, общепринятого определения «Умного города» до сих пор не существует. В McKinsey к таковым относят города, в которых используются цифровые технологии для решения любых общественных проблем и повышения качества жизни жителей. Сюда относятся вопросы городского управления, безопасности, здравоохранения и т. п.

Как показывает практика, умные технологии улучшают показатели качества жизни на 10–30%, позволяя достичь лучших результатов с меньшими затратами.

В этом году McKinsey провела два исследования, призванные показать, насколько широко используются цифровые технологии в крупных городах.

Оказалось, что умные решения достаточно распространены в китайских городах, но лишь немногие европейские города могут похвалиться их внедрением.

При этом развивающиеся рынки догоняют и обгоняют развитые по внедрению

умных решений для городов.

Что интересно, Москва входит в лидеры среди «Умных городов», не в последнюю очередь, опять же, благодаря порталу «Госуслуги». Согласно исследованиям McKinsey, наибольшей популярностью в таких городах пользуются мобильные и госуслуги, за которыми следуют сервисы, связанные со здравоохранением, безопасностью и т.д.

Владимир Кириенко, первый вице-президент компании «Ростелеком», выделяет три основных направления, входящих в концепцию «Умный город» компании «Ростелеком»: безопасность, эффективность и комфорт.

Началу первого из них положила единая система 112, развернутая сегодня по всей стране. Затем к ней добавились системы видео и фотофиксация, которые сегодня с аналитикой данных являются основой проекта «Безопасный город».

Понятие эффективность в первую очередь связано с системами электроснабжения и освещения. Использование умных элементов в такой инфраструктуре позволяет существенно экономить за счет улучшения энергоэффективности.

Читайте также
За пять лет своей работы новый стартап «Октава ДМ» на базе легендарного завода в Туле стал лидером по выпуску высокотехнологичной электроакустической аппаратуры благодаря современным достижениям и инновациям. Пятьдесят наименований продукции под брендом «Октава» поставляется как на внутренний рынок, так и в страны СНГ и БРИКС. А сегодня это еще и ведущий производитель по импортозамещению микрофонной техники общепромышленного назначения в России.

Подобное оборудование в рамках реализации программы «Умный город», рассчитанной до 2023 года, было опробовано в городе Сатка Челябинской области. Всего же она предусматривает развертывание на базе единой платформы 20 решений. Среди них: «Цифровая школа», «Умный дом», «Благоустройство городского пространства и создание умной городской среды», «Энергосбережение и ЖКХ» и т.д.

Сегодня в Сатке в рамках пилота на единой цифровой платформе «Умного города» уже развернуто несколько решений: «Видеонаблюдение», «Умный домофон», «Умное освещение», «Цифровой учет коммунальных ресурсов».

О направление «Комфорт» лучше всего говорит заключенное в этом году концессионное соглашение между «Ростелекомом» и администрацией Нижнего Новгорода, в рамках которого компания должна в числе прочего установить современные павильоны на остановках общественного транспорта города.

Их оснащение позволит пассажирам отслеживать движение транспорта на интерактивной карте города, пользоваться каталогом достопримечательностей, вызывать такси или экстренные службы. Кроме того, на остановках будет вестись круглосуточное видеонаблюдение.

Всего до конца 2018 года планируется установить 334 «умных» остановочных павильонов. По словам Кириенко, «Ростелеком» во всех регионах готов инвестировать, создавать и поддерживать проекты «Умный город».

Опубликовано 07.11.2018

Похожие статьи