Построение сервисного государства стало приоритетным направлением нацпрограммы «Цифровая экономика»

Логотип компании
Построение сервисного государства стало приоритетным направлением нацпрограммы «Цифровая экономика»
Обновленная версия сервисного государства подразумевает развитие шести основных направлений: создание и внедрение унифицированных «суперсервисов» для граждан и бизнеса.

В рамках Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации», проходившего в середине октября 2018 г. в центре Сколково, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин ознакомил собравшихся с концепцией приоритетного направления национальной программы «Цифровая экономика» - проектом цифрового государственного управления. В ближайшие 6 лет – до 2024 года – на реализацию этого проекта предполагается потратить 226,4 млрд рублей, что составляет чуть меньше 25% бюджетного финансирования всей программы «Цифровая экономика».

Как заявил Максим Паршин, презентуя новый проект, речь идет о построении в России обновленной версии сервисного государства. Первая его версия в России, по мнению чиновника, в целом уже построена: за последние 8 лет создано около 3 тыс. МФЦ, число пользователей портала госуслуг достигло 80 млн, создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Вторая, обновленная версия сервисного государства подразумевает развитие шести основных направлений: это создание и внедрение унифицированных «суперсервисов» для граждан и бизнеса, создание цифровых профилей и внедрение цифровой идентификации, «единый фронт» взаимодействия граждан и бизнеса с государством, «единый транспорт» документов и данных между ведомствами (дальнейшее развитие системы межведомственного взаимодействия СМЭВ), единая модель данных и единая платформа услуг и сервисов.

Предварительный список из 25-ти «суперсервисов» чиновники Минкомсвязи РФ уже сформировали и обнародовали. В основу списка легли типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются граждане при взаимодействии с государственным аппаратом. Каждый из этих сервисов будет представлять собой набор федеральных, региональных и муниципальных услуг и сопутствующих негосударственных сервисов. При их моделировании разработчики отталкивались от «идеального клиентского опыта и экранных форм, какими они должны оказаться на смартфоне гражданина и предпринимателя». Как заявил Максим Паршин, это либо самые массовые сервисы, которыми пользуются ежедневно миллионы человек, либо массовые сервисы, где есть какие-либо проблемы.

Среди наиболее востребованных комбинированных услуг, как считают сотрудники Минкомсвязи РФ, оказались оформление цифровых страховых полисов, больничных листов, виз, трудовых книжек и охотничьих билетов, расчет пенсии, онлайн-оплата различных штрафов и услуг, все заботы, связанные с регистрацией брака, рождением ребенка или смертью родственника, оформление лицензий и разрешений на различные виды предпринимательской деятельности и прочие.

Запустить в работу эти цифровые «суперсервисы» предполагается в ближайшие три года. Для их полноценного функционирования будут доработаны ведомственные системы, скорректирована нормативно-правовая база и запущены новые услуги на Едином портале госуслуг. Предполагается, что эти сервисы покроют 90% всех точек соприкосновения гражданина и государства.

В рамках такого направления, как создание единого цифрового профиля, идентичность граждан и юридических лиц чиновники будут формировать автоматически, запрашивая актуальную информацию у ведомств через СМЭВ.

Предполагается, что все физические документы, которыми пользуются россияне (помимо удостоверения личности), будут переведены в цифровой формат.

Действующие сегодня в российском сегменте Интернета 135 тыс. сайтов органов власти и более 100 порталов госуслуг будут приведены «к общему знаменателю», а официальный сайт gov.ru станет единой экосистемой информационного и сервисного взаимодействия граждан и государства.

Формирование национальной системы управления данными (НСУД) будет проводиться на основе имеющейся сегодня системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которую дополнит цифровая платформа юридически значимого электронного документооборота. Органам власти всех уровней будет запрещено обмениваться документами на бумажных носителях. Однако сегодня, как сообщают информированные источники, единая концепция НСУД пока не выработана. Известно также, что один из ее вариантов разработало и предложило Минкомсвязи, другой – Минэкономики.

И, наконец, архитектура электронного правительства будет дополнена еще одной крупной информационной системой, концепция которой уже разработана Минкомсвязи и поддержана при обсуждении с бизнес-сообществом. Речь идет о создании единой «бэк-платформы» услуг и сервисов, которая объединит и унифицирует процесс принятия решений при оказании госуслуг на уровне регионов и ведомств, и отделит его от «фронт- госуслуг» – от взаимодействия с пользователем. Ее основными принципами должны стать реестровая модель оказания услуг, типизация при сохранении персональной коммуникации с пользователями и контроль качества оказываемых гражданину услуг и предоставляемых сервисов.

Читайте также
Вне всяких сомнений, 2022 год изменил мир. Но тогда уместен вопрос: как он повлиял на приоритеты кибербезопасности? Этот вопрос я не перестаю задавать собеседникам и крайне редко получаю убедительные, содержательные ответы. Как правило, это ответ из популярного словаря полумаркетолога, а они так же скучны, как вода в канализации: «Мы будем повышать качество наших продуктов и услуг». Гм... а до этого вы их понижали?
Для того чтобы понять о каких переменах идет речь, попробуем сфокусироваться на событиях после 2022 года и их масштабах с точки зрения кибербезопасности.

Опубликовано 23.10.2018

Похожие статьи