Американская FTC одобрила покупку части финской компании тремя немецкими
Американское антимонопольное агентство Federal Trade Comission одобрило покупку подразделения HERE компании Nokia триумвиратом немецких автопроизводителей — компаниями BMW, Audi и Daimler. Как сообщает агентство Reuters, сумма сделки составит $2,8 млрд. После покупки HERE каждая из трех компаний получит в предприятии равную долю. Напомним, что подразделение HERE – это по сути картографическая компания Navteq, купленная Nokia в 2008 году за $8,1 млрд.
Портал Automotive сообщает, что подразделение HERE в настоящее время создает карты высокого разрешения для четырех стран: США, Германии, Франции и Японии. Для выполнения этой работы используются автомобили, оснащенными лидарами (LiDAR). Созданные карты станут также базой для управления автомобилем без участия человека.
В связи с этой новостью возникает вопрос: почему именно американское агентство Federal Trade Commission регулирует покупку НЕМЕЦКИМИ компаниями ФИНСКОГО предприятия. Посмотрим на структуру собственности всех фигурантов сделки.
Аналитическая справка издания Lenta напоминает, что до 1980-х годов в Финляндии действовали строгие ограничения на покупку иностранцами акций крупных корпораций, и среди акционеров Nokia были только финские физические и юридические лица, а также государство. До 1999 года Nokia оставалась преимущественно европейской, но к началу 2011 года основными собственниками акций компании были американские пенсионные фонды. По данным портала Yahoo!Finance, в настоящее время крупные доли принадлежат фондам Franklin Resources (1,88%), Arrowstreet Capital (0,84%), Fir Tree (0,60%). В целом доля каждого из фондов составляет не более 2% акций. Акции Nokia в настоящее время принадлежат 315 различным организациям.
Структура собственности у BMW иная: владельцами компании являются частные лица: Стефан Квандт (Stefan Quandt), который владеет 17,4% акций, Йоханна Квандт (Johanna Quandt, 16,7%) и Сьюзан Клаттен (Susanne Klatten,12,6%). Напомним, 47-летний Стефан и 51-летняя Сьюзан являются детьми умершего в 1982 году Герберта Квандта, инвестора, спасшего BMW от банкротства и продажи Daimler-Benz. Йоханна Квандт – его третья жена. В целом семье принадлежит около 47% акций BMW. Остальные 53% акций принадлежат ряду инвесторов, среди которых американский фонд Oakmark International, американский фонд Harris Associates, а также американский фонд Dodge & Cox. Доля каждого не превышает 2%.
Что касается компании Audi, то в настоящее время 99,55% этого предприятия принадлежат компании Volkswagen. Остальная часть акций торгуется на бирже. Доли в самой Volkswagen распределены следующим образом: 31,5% принадлежат компании Porsche, 26,3% - всевозможным фондам, расположенным за пределами Германии (в частности, небольшими долями владеют фонды Goldman Sachs Asset Management, AST Investment Services и Parametric Portfolio Associates), владельцем 15,4% является инвестиционная компания Qatar Holding, которая базируется в Катаре, 12,4% принадлежат властям земли Нижняя Саксония.
Что касается производителя автомобилей марки Mercedes компании Daimler AG, то 6,8% ее акций принадлежат кувейтской инвестиционной компании Kuwait Investment Authority, а 3,1% альянсу Renault–Nissan, остальные акции торгуются на бирже. На днях пакет акций Daimler AG был приобретен китайской компанией BAIC Motor.
Таким образом, нельзя сказать, что хотя бы одна из компаний — ни продавец, ни покупатели, принадлежит США. Тем не менее, в Federal Trade Comission занималась этой сделкой. На сайте агентства указано, что «мы сотрудничаем с правоохранительными органами-партнерами по всей стране и по всему миру для продвижения наших важнейших задач - защиты прав потребителей и конкуренции. За пределами наших границ мы сотрудничаем с международными учреждениями и организациями для защиты потребителей на мировом рынке».