IDC: облачные услуги на ветрах пандемии
Аналитики IDC отмечают зрелость российского рынка облачных услуг и высокие темы их роста в секторе PaaS.
Облачные технологии сегодня получили широкое распространение не только за рубежом, но и в России. Их популярность объясняется несколькими причинами. Во-первых, технологический стек, доступный из облака, позволяет бизнесу оперативно масштабироваться и вовремя адаптироваться к изменяющейся среде. Это наглядно показал случай с пандемией. Многим компаниям с ее приходом пришлось, что называется на ходу, подстраиваться под резко изменившуюся ситуацию. Во-вторых, это возможность упростить с помощью облаков управление ИТ за счет автоматизации. И, наконец, высокий уровень доступности облачный ресурсов. Но существуют и сдерживающие факторы развития рынка. Так, отдельные компании выказывают свои опасения по поводу безопасности пользовательских данных и критически важных приложений, предпочитая хранить их внутри собственного контура безопасности. Однако зачастую именно в облаке можно получить более высокий уровень безопасности, так как поставщики вкладывают в это направление существенные средства. Развитие рынка тормозят также системы хранения корпоративного уровня, используемые для служб облачной инфраструктуры, и низкий уровень компетенции и осведомленности — не все конечные потребители компетентны как использовать облака. Кроме этого, как отмечает Дмитрий Гаврилов, руководитель исследований рынка облачных услуг IDC Россия/СНГ, ограниченное количество поставщиков поддерживает истинное эластичное масштабирование ресурсов, многие участники рынка продолжают придерживаться «корпоративного образа мышления».
Некоторые ограничения на использование облачных услуг накладывает и необходимость соблюдение ФЗ 152 и других подзаконных актов, связанных с персональными данными.
Те компании, которые не пугаются данных факторов и развивают свои облачные стратегии, получают в итоге не только отказоустойчивую и эластичную инфраструктуру, но и готовые инструменты, упрощающие и ускоряющие трансформацию их ключевых бизнес-процессов.
По предварительным оценкам IDC в 2020 году особенно сильно рос объем рынка публичных облачных услуг в секторе PaaS (платформа как услуга). Хотя на их долю и приходится пока всего 12,1% всех услуг, некоторые локальные поставщики заявляли о 2-3 кратном росте доходов в сегменте PaaS. И прогнозируется, что в 2021 году рост рынка составит порядка 20-30%.
Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions (MCS) и Tarantool, также отмечает рост интереса бизнеса к облачным сервисам PaaS. Так в 2020 году выручка MCS по этому направлению увеличилась на 240%, а средний объем потребления услуги (ARPPU) вырос на 79%.
Такой спрос на сервисы PaaS указывает на зрелость российского рынка. С одной стороны - потребители стали лучше разбираться в особенностях и преимуществах облачной стратегии и начали использовать такие сервисы для решения своих задач, а с другой - отечественные поставщики стали предоставлять платформенные решения, не уступающие продуктам глобальных игроков.
В основе предоставления платформенных услуг и ПО как услуги лежат инфраструктурные облачные сервисы IaaS с долей 26,7%. Развитием данного сегмента в России занимаются многие поставщики и поэтому конкуренция в нем ощущается наиболее сильно.
Медленнее всего растет рынок SaaS (ПО как услуга), хотя доля его согласно данным отчета IDC Russia Cloud Services Market 2020–2024 Forecast and 2019 Analysis, в структуре облачного рынка достигает 61,2%. Ожидается, что в перспективе 3-4 лет PaaS + IaaS превысят долю SaaS на рынке облачных услуг.
Помимо функционального развития своих сервисов основные поставщики облачных решений пересматривают и модели продаж. В ходе исследования IDC Cloud Services in Russia: Channel Dynamics, выпущенного в конце 2020 года, 56% опрошенных поставщиков IaaS и 44% поставщиков PaaS заявили, что планируют увеличить инвестиции в развитие инструментов онлайн-взаимодействия и портала самообслуживания.