SaaS «Лаборатории Касперского»

Логотип компании
SaaS «Лаборатории Касперского»
Понятие «Софт как сервис» (Soft as a Service, SaaS) пришло в информационные технологии относительно недавно, с распространением высокоскоростного и надежного доступа в Интернет. Вендоры и раньше использовали Сеть для передачи обновлений своих программ, а затем, по мере развития систем электронных платежей, начали продавать через Интернет свои программные продукты.

Понятие «Софт как сервис» (Soft as a Service, SaaS) пришло в информационные технологии относительно недавно, с распространением высокоскоростного и надежного доступа в Интернет. Вендоры и раньше использовали Сеть для передачи обновлений своих программ, а затем, по мере развития систем электронных платежей, начали продавать через Интернет свои программные продукты. Следующим шагом стал переход к использованию клиентами ПО провайдера без установки его на клиентском компьютере – это, собственно, и называется SaaS. Дальнейшее развитие технологий ведет к тому, что клиенту не нужна будет и собственная IT-инфраструктура. Наступает эпоха «облачных технологий», когда задачи клиентов будут решаться на инфраструктуре провайдера (на блок-схемах она обозначается обычно облачком с размытыми границами) и с помощью установленных у него программ, а клиенту понадобятся лишь терминальные средства взаимодействия с «облаком» и договор с провайдером.

Производители антивирусного ПО давно используют передачу данных по Сети для обновления антивирусных баз на компьютерах клиентов и сейчас развивают услуги SaaS. О том, как это делает «Лаборатория Касперского», рассказывает ее управляющий директор в России Сергей Земков.

Любая новая технология имеет свои особенности и ограничения, в том числе и технология SaaS. «Лаборатория Касперского» уже имеет определенный опыт работы в этом направлении. В частности, сейчас наша компания развивает такую услугу, как предоставление пользователям наших средств защиты по подписке, через провайдера доступа в Интернет. Схема проста и удобна: в «личном кабинете» абонента на сайте провайдера в списке услуг появляется соответствующая графа - подписка на услугу «Антивирус Касперского 2011» или «Kaspersky Internet Security 2011». Заинтересованный пользователь может получить код активации и установить на своем компьютере соответствующий продукт, и все это происходит в режиме реального времени. Если через месяц пробного пользования услугой абонент не отказывается от подписки, провайдер начинает ежемесячно автоматически обновлять ему активационный код для продления работы программы и соответственно снимать с его счета абонентскую плату.

Чтобы облегчить крупным провайдерам внедрение этой услуги, мы разработали технологическую платформу Kaspersky Subscribtion Service, которая интегрируется в инфраструктуру оператора или интернет-провайдера и взаимодействует с его биллинговой системой. А поскольку каждая крупная сеть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при внедрении, мы авторизовали трех наших партнеров для сопровождения этого сервиса и распределили их ответственность по территориям. В Центральном ФО это компания «ПрофиСети», которая ведет проекты с такими провайдерами, как «ВымпелКом», «Акадо», «ЦентрТелеком» и т. п. Компания «Вебзавод» охватывает территорию от Приволжья до Урала, а на всем пространстве от Урала до Дальнего Востока работает наш давний партнер «Риланс». Кстати, внедряется этот сервис уже полтора года. На данный момент мы работаем с десятком ведущих провайдеров российского рынка. Помимо упомянутых, это и «Дальсвязь», и «Сибирьтелеком», а также «Уралсвязьинформ», «ВолгаТелеком», «Южная телекоммуникационная компания», «Комстар-регионы» и многие другие.

Мы заметили, что интерес к этой услуге проявляли и небольшие операторы, для которых она может стать как средством привлечения и удержания клиентов, так и способом дополнительного заработка. Поэтому в середине прошлого года каждый из трех наших партнеров создал своего рода коробочный продукт для «маленького провайдера» – набор скриптов, позволяющий легко подключить подобную услугу, интегрировав ее с биллинговой системой и личным кабинетом абонента.

С точки зрения пользователя получение антивирусной защиты ежемесячно по подписке имеет целый ряд преимуществ в сравнении с приобретением коробочного продукта. Прежде всего, он получает свободу выбора: можно месяц пользоваться одним антивирусом, потом попробовать другой, сравнить их и установить лучший. Кроме того, покупка лицензии на год не всегда оправданна - например, в случае, если абонент собирается надолго уехать в отпуск или командировку. Наконец, антивирус по подписке обходится несколько дешевле хотя бы уже потому, что можно подписаться на защиту одного компьютера, тогда как коробочная лицензия рассчитана на два ПК. Кстати, мы вместе с операторами предоставляем абонентам возможность бесплатно протестировать наши продукты в течение месяца. Среди наших конкурентов есть компании, которые предоставляют возможность бесплатного тестирования в течение более длительного периода – например, полугода, но мы не видим в этом смысла: чтобы понять, нравится ли продукт, месяца вполне достаточно. А поскольку для крупных провайдеров внедрение подобных технологий связано с определенными затратами, мы учитываем степень значимости для них быстрого возврата инвестиций. Тогда и у провайдера появляется заинтересованность в активном продвижении этой услуги.

В то же время мы не питаем иллюзий относительно того, что подписка на наши продукты быстро вытеснит продажу коробок. Для многих пользователей проще купить коробку, особенно в регионах, где трафик еще достаточно дорог, а безлимитные тарифы предоставляются только при довольно низкой скорости. Очевидно, что процесс скачивания дистрибутива объемом 200 Мбайт дело для них пока невыгодное. Подписку предпочитают пользователи в крупных городах, где есть недорогой и быстрый безлимитный Интернет.

На данный момент каждый из наших каналов сбыта продукции охватывает свой сегмент пользователей, и они нисколько не мешают друг другу. Примерно 75% общего объема продаж в консьюмерском сегменте у нас приходится на коробочные версии, а из оставшихся 25% три четверти занимают онлайновые продажи и четверть – подписка. Но со временем, конечно, коробочные продажи будут сокращаться, это объективная тенденция, потому что коробки – это лишние расходы, место на складах, на полках магазинов и т. д.

Понятно, что продажа нашего сервиса по подписке не вполне соответствует определению классической модели SaaS. Однако для корпоративных пользователей в нашем портфеле есть и такие услуги, которые не требуют установки софта на компьютере пользователя: это Kaspersky Hosted Web Security и Kaspersky Hosted Email Security. Мы начали предоставлять их несколько лет назад, однако два года назад приостановили продажи, так как нужно было перестроить нашу инфраструктуру, на базе которой мы предоставляем эти услуги. При этом мы продолжали сопровождение всех тех, кто успел на них подписаться, а с нынешнего января запустили вторую версию этого решения, и наши партнеры уже начали его продавать. Эти продукты обладают определенным преимуществом: пользователь не покупает софт, а платит за услугу, освобождая себя от целого ряда проблем. Не нужно думать о лицензиях, обновлениях баз и апгрейде программ, об устаревании оборудования, постановке софта на баланс, амортизации и т. п. К тому же те решения, которые работают на наших серверах в data-центрах, используют больше технологий защиты, нежели получают пользователи дистрибутивов. Дело в том, что злоумышленники обычно пользуются тестовыми версиями инсталлируемых антивирусных продуктов для обкатки и совершенствования своих вредоносных кодов, а наши решения в data-центрах изолированы от злоумышленников, и мы можем с уверенностью говорить, что детектируем 99% спама и около 99,99% вирусов. Конечно, эта услуга стоит дороже, но еще ни один из наших клиентов от нее не отказался.

В то же время мы понимаем, что далеко не все фирмы готовы использовать даже такие эффективные SaaS-услуги. В государственных организациях действуют ограничения, не позволяющие передавать обеспечение безопасности на аутсорсинг. У крупных корпоративных заказчиков обычно есть собственная инфраструктура, штат специалистов; кроме того, они предлагают провайдерам услуги такие жесткие условия, что становится невыгодно предоставлять им этот сервис. Для маленьких же компаний услуга слишком дорога – их риски столько не стоят. Поэтому круг клиентов сужается до предприятий среднего уровня, прежде всего тех, для которых Интернет и почта не являются основным инструментом бизнеса, то есть возможные задержки в секунды или минуты с приходом сообщений особой роли для них не играют.

Наши SaaS-услуги используют пока несколько сотен клиентов, и пока это очень незначительные объемы в общем бизнесе компании. Но само направление перспективно, и мы намерены его продвигать с помощью партнеров, для которых это тоже очень выгодный бизнес. Речь идет фактически о перепродаже услуги, которую предоставляем мы и качество которой тоже гарантируем мы. Партнер выступает посредником между нами и клиентом, при этом процент его комиссионных не зависит от того, продает ли он наш продукт или сервис. Сервис стоит дороже и не доставляет партнеру никаких забот, так что продвигать наши решения партнерам выгодно. Но таких партнеров не должно быть много, потому что это решения не для массового рынка – рынок пока небольшой, и толкаться на нем продавцам нет смысла.

Читайте также
Проект «Экономика данных» обещает упростить жизнь: сделать госуслуги доступнее, Интернет — ближе даже к самым удаленным регионам, а проблемы с цифровым неравенством — менее заметными. Развитие искусственного интеллекта, поддержка ИТ-компаний и обучение специалистов — все это части большого плана, чтобы в будущем Россия могла уверенно войти в число цифровых лидеров. Как эти идеи будут работать на практике и что они изменят для каждого из нас? В интервью журналу IT Manager директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры России Алексей Чукарин рассказал, как данные стали ключевым ресурсом, трансформируя экономику и государственное управление.

Источник: IT News №6 (апрель 2011 года)

Опубликовано 04.05.2011

Похожие статьи