«Большая и грязная» проблема со старыми батареями от электромобилей угрожает миру
Стартап Northvolt, капитализация которого оценивается в $12 млрд, был основан бывшим вице-президентом Tesla Питером Карлссоном (Peter Carlsson) в 2016 году. В настоящее время компания строит на севере Швеции большой комплекс для переработки старых аккумуляторов электромобилей. Если все получится, электромобильная отрасль получит устойчивое развитие с точки зрения влияния на окружающую среду. Стартап Northvolt поддерживают банк Goldman Sachs, а также компании Volkswagen и Spotify.
В настоящее время на севере Швеции, у Полярного круга, 250 специалистов строят крупнейший в мире центр переработки аккумуляторов электромобилей, отслуживших свой срок.
Отметим, что продажи электромобилей растут, в 2022 году в Европе их доля среди всех проданных автомобилей составила 12,1%.
Да, в ходе движения электромобили не дают выбросов, и использование «зеленой» энергии теоретически может позволить заряжать их без вреда для окружающей среды, хотя там тоже много проблем. Но, по меткому выражению многих аналитиков, использованные аккумуляторы от электоромобилей — это «большая и грязная» проблема.
И не только на этапе утилизации. Сама добыча элементов, которые используются в подобных аккумуляторах, загрязняет окружающую природную среду в странах Африки и Южной Америки. После добычи эти элементы перевозятся в основном в Китай, где сконцентрировано мировое производство аккумуляторов для электромобилей. Оттуда уже готовые батареи направляются компаниям-автопроизводителям.
При этом автомобильные аккумуляторы, как и любые батарейки, плохо поддаются переработке. В результате они попадают на свалку, ржавеют, из них выливаются химические вещества, которые загрязняют почву и грунтовые воды.
Ожидается, что перерабатывающий комплекс Revolt Ett стартапа Northvolt откроется в третьем квартале текущего года. Комплекс будет перерабатывать отслужившие свое батареи автомобилей, поставляя извлеченные редкоземельные элементы производителям новых батарей.
«Создадим замкнутую систему», - призывают в Northvolt.
Процесс переработки старых аккумуляторов от электромобилей был создан в Northvolt в 2018 году. Позже он был опробован, протестирован, создано небольшое экспериментальное производство, и вот он вводится в строй в большом масштабе. Процесс включает такие стадии, как измельчение, фильтрация и сепарирование. Различные материалы, такие как медь, алюминий и пластик, после сепарации передаются партнерам стартапа для повторного использования. После этого у Northvolt остается черный порошок, состоящий из никеля, марганца, кобальта и лития. Затем на предприятии применятся процесс под названием «hydrometallurgy» (гидрометаллургия). Гидрометаллургия — это процесс выделения металлов из руд, концентратов и отходов производства с помощью водных растворов определенных веществ (химических реагентов).
В случае стартапа Northvolt черный порошек растворяется в кислоте, после чего проходит еще несколько стадий. Полученные вещества отличаются высокой чистотой.
В целом, используя технологию Northvolt, аккумулятор от электромобиля можно перерабатывать так много раз, как нужно. Ожидается, что когда перерабатывающее производство Northvolt заработает, завод сможет перерабатывать 125 тыс тонн батарей каждый год. К сожалению, это не так много, на фоне 1,2 млн тонн устаревших аккумуляторов для электоромобилей, которые, по данным аналитической компании S&P Global's IHS Markit, будут накоплены человечеством к 2025 году.
Отмечается, тем не менее, что если в Европе в перспективе можно наладить полный цикл переработки подобных батарей, масштабировав опыт Northvolt (отметим, что совершенно непонятно, как обстоит дело с прибыльностью этого процесса), то аккумуляторы электромобилей, покинувших Европу или проданных за ее пределами, с большой вероятностью закончат свой жизненый цикл на помойке.
В настоящее время у Northvolt работает одно экспериментальное производство небольшой мощности.