Павел Воронин: «The Platform дает мощный импульс развитию всей экосистемы сервисов МТС»
Пожалуйста, двумя-тремя штрихами обрисуйте состояние российского ИТ-рынка и наиболее значимые изменения за последние годы.
В последние несколько лет компании столкнулись с рядом вызовов, которые нужно было решать как можно быстрее. Прежде всего это зависимость от иностранного ПО и сервисов. Какие-то из них удалось быстро заменить на российские аналоги, другие разработать сложнее, но процесс активно идет. Объективно существует много ниш, в которых исторически сильны зарубежные компании, и ранее отечественные вендоры даже не пытались конкурировать. Однако теперь есть возможность, а иногда и необходимость эти ниши занять. Что касается МТС, то мы, обладая сильной технологической экспертизой, начали активно развивать «МТС Линк» (ex-Webinar), который уже сейчас является альтернативой привычных Zoom или Teams. Мы приобрели долю в PrimoRPA, российском разработчике одноименной платформы для роботизации бизнес-процессов. И много других примеров.
Каковы главные ИТ-тренды сегодняшнего дня и какие технологии будут определять ИТ-ландшафт завтра?
Очень сильный тренд – на использование технологий искусственного интеллекта, и в первую очередь генеративного ИИ, который позволяет автоматизировать и оптимизировать такие процессы, как взаимодействие с клиентом, продажи, обслуживание, разработка, ряд HR-процессов. В каждой из областей генеративный ИИ может играть важную роль, даже если речь идет о довольно простых чат-ботах, которые будут продавать товары и услуги, уменьшая расходы на кол-центры и офлайновые точки продаж. Думаю, очень скоро мы увидим целый ряд новых применений. Заметны также хардово-айтишные тренды. Например, платформенный инжиниринг: он позволяет разрабатывать и собирать решения на базе готовых технологических компонентов и узкоспециализированных платформ, решающих лучше всего конкретные задачи. Набирает обороты тренд композитной архитектуры, который отчасти взаимодействует и с предыдущим трендом. Еще одно направление, которое обещает быть довольно интересным, – Machine Customer: это когда покупателями становятся искусственный интеллект, роботы или автоматизированные скрипты, которые заказывают услуги. К примеру, ими могут быть виртуальные голосовые ассистенты и даже автоматизированные скрипты в холодильниках или кофе-машинах, которые будут самостоятельно анализировать, чего не хватает, и делать заказы. Соответственно, и интерфейсы для компаний будут немножко другими, поскольку человек принимает решение о покупке одним образом, а машина – совершенно иначе. По прогнозам Gartner, к 2030 году четверть всех покупок будут совершать именно машинные клиенты.
ИТ-инфраструктура МТС – одна из крупнейших в стране. Как удалось ее построить?
Это действительно масштабная, достаточно разветвленная инфраструктурная сеть, наследованная во многом от телекома. Ее составляют разные модульные и микромодульные ЦОДы, региональные и федеральные, и большая сеть, которая связывает их. Исторически всё это базировалось на федеральном телекоме. Однако несколько лет назад МТС взяла курс на создание цифровой экосистемы продуктов и сервисов, для создания которой потребовалось пройти через масштабную цифровую трансформацию. В ее основе – запуск технологической платформы The Platform, объединяющей все сквозные ИТ-решения.
Сколько сотрудников вашей компании непосредственно работали над созданием The Platform?
В той или иной степени, наверное, около пяти тысяч. Но совсем адресно над ней работали примерно две тысячи человек.
Для чего предназначена платформа?
The Platform и есть реализация тренда «платформенный инжиниринг», который позволяет ускорить процесс разработки продуктов, улучшить их качество и снизить затраты. Основная цель платформенного инжиниринга — создание универсальной платформы, способной поддерживать различные процессы разработки и эксплуатации приложений. Платформенный инжиниринг позволяет компании решать ряд типовых задач за счет работы множества команд. Большое количество продуктов можно базировать на единых рельсах, на одной и той же инфраструктуре, одних и тех же платформенных решениях. Используются одни и те же интеграционные платформы, одна и та же производственная фабрика, единая конверсия, CI/CD, единые task tracking и база знаний. Всё это дает дополнительные плюсы. Скажем, не нужно собирать специализированные команды для каждого продукта. Так, наша Ops Platform позволяет наблюдать весь ландшафт, связи между отдельными элементами. Знать, что происходит, проводить мониторинг рабочих процессов. Типовым образом используются решения по синтезу и распознаванию речи, по видеоаналитике, единый каталог продуктов, единые клиентские данные, движок персонализации, единая платформа взаимодействия с партнерами. И одна из самых больших ценностей – обеспечение «бесшовного» взаимодействия с клиентом, между продуктами и экосистемой.
Экосистемы сейчас строят многие компании. Банки и телеком-операторы выходят на новые для них рынки. Можно ли сказать, что всё это сводится к созданию лояльного клиента?
Цель экосистемы – обеспечить определенный набор потребностей клиента и тем самым удержать его, дать ему больше ценности, больше качества. Чтобы у клиента появлялись дополнительные возможности внутри экосистемы, которых не было при использовании разрозненных продуктов. В России крупных экосистем на самом деле немного. Многие компании декларируют, что они построили экосистему, но реально действующие – это, прежде всего, «Яндекс», Сбер, МТС, VK, по определенному количеству признаков – «Тинькофф».
Какими сервисами может воспользоваться клиент внутри вашей экосистемы?
Исторически основа экосистемы – это телеком-услуги: мобильная и фиксированная связь. Однако сейчас мы развиваемся в банковской индустрии, индустрии развлечений, ретейле, путешествиях и др. Подключая экосистемную подписку, клиент может пользоваться онлайн-кинотеатром, книжным сервисом, слушать музыку, получать кешбэк за покупки у партнеров. Для B2B-сегмента есть облако, решения для организации вебинаров, рекламные инструменты, платформа для автоматизации клиентских коммуникаций, телеком-возможности и т. д.
Я не так давно узнала, что в целом количество частных клиентов у компании остается на одном уровне, при этом ценность каждого, кто пользуется сервисами экосистемы, значительно повысилась, поэтому растут прибыль и другие показатели. Прокомментируете?
В телеком-сфере действительно есть тенденция на «оздоровление» абонентской базы. У МТС сейчас 81 млн клиентов и больше 15 млн экосистемных пользователей, то есть тех, у кого два и более продукта компании, и это количество растет. Развивая экосистему, мы получаем возможность предлагать клиентам больше продуктов и сервисов, а значит, и больше зарабатывать.
Год назад «МТС» планировала радикально ускорить вывод новых продуктов на рынок и благодаря The Platform увеличить надежность сервисов. Удалось ли добиться намеченного?
В нашей технологической стратегии важнейшие показатели – скорость разработки, скорость вывода продуктов на рынок и надежность. И все эти показатели перевыполняются относительно планового значения. За 2023 год вывод новых продуктов на рынок ускорился примерно в полтора раза, скорость их разработки и последующих доработок – в четыре, а длительность простоев критически важных систем сократилась в пять раз. На платформу перевели уже почти половину продуктов МТС. И до конца текущего года мигрируют, наверное, до 80%. На некоторые компоненты платформы, например на DataOps, уже к сегодняшнему дню мигрировало более 70% ландшафта.
Планы по развитию The Platform? В каком направлении вы будете совершенствовать эту систему?
У нас постоянно возникают идеи по поводу того, как расширить ее функционал, появляются новые компоненты. Например, Front Platform, по нашим ожиданиям, способна ускорить запуск внутренних и внешних сервисов на витринах экосистемы примерно на 30%. Этот конструктор основан на принципах Server-Driven UI (SDUI) с возможностью динамического управления пользовательским интерфейсом. Технология позволяет серверу отправлять инструкции и данные для формирования интерфейса, обновляя его без необходимости загрузки новой версии приложения на устройство пользователя.
Какой вывод можно сделать, сравнивая экосистемы, исторически выросшие из российских банков и телеком-компаний?
Эти экосистемы различаются культорологически, они имеют значительно отличающиеся ядра. У телекома – сильные голосовые возможности, у банковского сегмента – финансовые сервисы. Наша логика была такой: человек уже привык платить за телеком-услуги как за подписку, а мы можем дополнять их разными сервисами, улучшая клиентский опыт. Сейчас мы с банковскими экосистемами пересекаемся по ряду конкурентных сервисов, например онлайн-кинотеатры, облака. Но в этом нет ничего страшного, конкуренция делает нас только сильнее.
Сегодня набирает обороты такой важный тренд, как Software 2.0 – применение машинного обучения в программировании. Что показывает ваш анализ? В чем преимущество этого подхода по сравнению с классическим?
Это скорее про будущее. Будущие разработки, когда за тебя большую часть работы делает искусственный интеллект. Пока еще эти технологии не достигли нужного уровня. Но похоже, через какое-то время всё это будет возможно, ИИ возьмет на себя немалую часть рутинной работы. Уже сейчас ряд экспертов рисуют сверхрадикальную картину мира, когда любой человек сможет просто сказать, что ему нужно, и ИИ создаст соответствующие продукты. В целом мы видим это тоже частью нашей стратегии.
Можно ли сказать, что у вас уже сформировалась команда программистов и prompt-инженеров, способных грамотно взаимодействовать с нейросетью?
У нас есть внутренняя платформа, в которой разные команды используют разные нейронные сети для своих нужд, встраивают их в различные продукты. У нас есть своя сетка для Software 2.0, своя GPT-like-модель, обе показывают очень неплохие результаты. Но пространство для дальнейшего роста, конечно, имеется.
Испытываете ли и вы дефицит квалифицированных ИТ-кадров?
ИТ-голод был и раньше, но сейчас он усилился. А значит, надо вкладываться в развитие талантов, создавать больше карьерных возможностей, создавать базовые кафедры и факультеты в вузах.
Какое число сотрудников ежемесячно пополняет ваши ряды?
В среднем в месяц в ИТ мы набираем около 230 человек.
Вы активно работаете с вузами и даже заведуете базовой кафедрой «МТС» в ФКН ВШЭ. Сколько времени у вас это занимает?
Как таковой преподавательской работы я не веду, а, скорее, занимаюсь административными делами по нашим факультетам и кафедрам. Планирую программу обучения студентов, подбираю преподавателей и т. д. Непосредственно на преподавание пока времени не хватает. Может быть, постепенно ситуация изменится.
Какие дисциплины ваши сотрудники преподают студентам?
В ВШЭ – разработку на Java, на Go, алгоритмы, аналитику, модели машинного обучения и много других предметов. У нас есть бесплатная «Школа аналитиков данных», присоединиться к обучению в ней могут школьники, студенты, действующие ИТ-специалисты. Кафедра «МТС» готовит специалистов по направлению 'Deep learning’. Студенты могут получить практические знания по профильным дисциплинам, выполнить прикладные проекты, поработать с современными технологическими инструментами МТС. Многие образовательные проекты на кафедре ведут сотрудники нашей компании. Основные направления деятельности кафедры: генеративные модели ИИ, Big Data и работа с данными, создание и поддержка инфраструктуры для больших данных.
К вам охотно идут бывшие студенты этих направлений в качестве сотрудников?
Достаточно охотно. У нас большой объем найма ИТ-кадров – мы прирастаем на несколько тысяч человек в год. А отток очень низкий – индекс лояльности персонала (eNPS) вырос за последние годы очень существенно. Мы много вкладываем сил и средств, чтобы людям было комфортно работать у нас.
Похоже, что талантливыми студентами в ИТ-сфере становятся те, кто впитывает чуть ли не с молоком матери умение обращаться с технологиями и программированием.
Знаете, я сам программировал еще со школы, так что, возможно, что-то нужное и впитал. МТС со школьниками работает в формате олимпиад. Мы инвестируем в олимпиады и организуем свои. У нас в этом году прошел фестиваль программирования ‘True Tech Champ’, собравший 8 тысяч участников, и в его рамках проводился школьно-студенческий трек. Есть и курсы для школьников. Прямых партнерств со школами пока немного, возможно, в ближайшее время удастся их расширить.
Опубликовано 01.04.2024